ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Редукционный клапан давления масла умз 4216. Система смазки и охлаждения

Смазочная система двигателя (рис 19) комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Давление масла в системе смазки при работе двигателя на масле М8В1, температуре масла в масляном картере плюс 80 °С и отключенном медяном радиаторе должно быть не менее 343 кПа при частоте вращения 2000 мин-1 коленчатого вала и не менее 108 кПа при частоте вращения 600 мин-1.

Рис. 19 Схема смазочной системы двигателя
1 - масляный радиатор
2 - крышка масляной горловины
3 - кран масляного радиатора
4 - датчик указателя давления масла
5 - датчик аварийного давления
6 - фильтр очистки масла
7 - масляный насос
8 - пробка сливного отверстия
9 - маслоприемник
10 - редукционный клапан
11 - отверстие для смазки распределительных шестерен
Для контроля за давлением масла на двигателе установлены два датчика. Один из них связан с указателем давления масла, а другой - с контрольной лампой аварийного давления масла в системе смазки двигателя. Датчик аварийного давления масла срабатывает при давлении 39…78 кПа. При минимальной частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и отключенном масляном радиаторе контрольная лампа аварийного давления масла не должна гореть. Загорание пампы указывает на неисправность смазочной системы, которая должна немедленно устраняться.

В смазочной системе двигателя имеются два клапана редукционный в масляном насосе и перепускной в масляном фильтре. Оба клапана в эксплуатации регулировки не требуют. Для охлаждения масла в смазочной системе имеется масляный радиатор. Включать его, открывая кран, необходимо при температуре воздуха выше 20 °С и при движении в тяжелых дорожных условиях независимо от температуры окружающего воздуха.

Масляный картер стальной штампованный. Плоскость разъема масляного картера с блоком уплотнена пробковыми прокладками Прокладки, уплотняющие переднюю и заднюю части масляного картера, перед установкой на место обильно увлажняют водой для исключения их поломки.

Рис. 20 Масляный насос
1 - направляющая втулка
2 - валик в сборе
3 - корпус в сборе
4 - ведущая шестерня
5 - ведомая шестерня
6 - пластина
7 - прокладка
8 - крышка масляного насоса
9 - стопорная пластина
10 и 12 - болты
11 - каркас с сеткой
13 - редукционный клапан
14 - пружина клапана

Масляный насос (рис. 20) шестеренчатого типа, размещен внутри масляного картера и крепится к крышке четвертого коренного подшипника двумя шпильками. Шестерни насоса прямозубые металлокерамические. Между корпусом 3 и пластиной 6 насоса установлена паронитовая прокладка 7 толщиной 0,3…0,4 мм. Установка при ремонте насоса более толстой прокладки недопустима, так как это уменьшит производительность насоса и создаваемое им давление. От попадания крупных час тиц (грязи, ветоши и т. п.) насос защищен каркасом 11 с сеткой. Редукционный клапан 13 обеспечивает необходимое давление масла в магистрали при работе двигателя на любых режимах, а также компенсирует увеличивающийся при износе двигателя расход масла через подшипники, так как масляный насос имеет избыточную производительность. При повышении давления в смазочной системе выше допустимого масло отжимает клапан и избыточное масло сбрасывается в полость масляного насоса.


Рис. 21 Привод масляного насоса и распределителя зажигания.
1 - распределитель зажигания
2 - корпус привода
3 - валик привода
4 - прокладка
5 - блок цилиндров
6 - упорная шайба
7 - шестерня распределительного вала
8 - шестерня привода маслянного насоса
9 - штифт
10 - пластина
11 - втулка
12 - валик масляного насоса
Положение прорези валика:
А - на приводе, установленном на двигателе;
B - на приводе перед его установкой на двигатель;
C - на валике масляного насоса перед установкой привода на двигатель

Привод масляного насоса (рис. 21) осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня 7 выполнена заодно с распределительным валом. Ведомая шестерня 8 закреплена штифтом на валике, вращающемся в чугунном корпусе 2. Верхний конец валика имеет смещенную на 0,8 мм в одну сторону прорезь, в которую входит хвостовик привода датчика-распределителя зажигания.

Если по каким-либо причинам с двигателя был снят привод масляного насоса, то для обеспечения правильного положения датчика-распределителя установку привода на блок производите в следующем порядке.

Двигатели повышенной мощности Ульяновский моторный завод стал производить с 1997 года, первым ДВС с диаметром цилиндров 100 мм стал карбюраторный УМЗ 4215, а в 1998-ом ульяновцы разработали новый инжекторный мотор мощностью 110 л. с., соответствующий нормам Евро-2. Бензиновые двигатели УМЗ 4216 опытными партиями начали выпускаться с 2003 года, и в скором времени они были запущены в серию.

Модель 4216 устанавливается на автомобили ГАЗ, этим силовым агрегатом оснащаются коммерческие автомобили «Газель». В 2008 году ульяновский движок был усовершенствован, и он стал соответствовать нормам Евро 3, а с 2012 года доведен до стандарта Евро 4. В 2013-ом на этом двигателе стали применяться гидравлические компенсаторы, с 2014-го года Ульяновский завод приступил к сборке моторов EvoTech объемом 2,7 л, который устанавливается на коммерческих авто «Газель Бизнес» и «Газель Некст».

Прототипом движка Ульяновского моторного завода является мотор ЗМЗ-21 – он имеет принципиально такую же конструкцию:

  • алюминиевый блок цилиндров;
  • верхнее расположение клапанов;
  • шестеренчатый привод газораспределительного механизма;
  • алюминиевые штанги;
  • нижнее расположение распредвала;
  • два клапана на цилиндр.

Похожую конфигурацию имеет даже масляный картер – он тоже стальной, штампованный, с выемками спереди и сзади.

Так же как и на ЗМЗ-21, на ульяновском движке поршни с шатунами соединяются с помощью «плавающих» поршневых пальцев – посадка поршней производится на «холодную», в верхних втулках шатунов запрессовываются медные (бронзовые) втулки.

На всех двигателях УМЗ с диаметром цилиндров 92 мм в блок цилиндров (БЦ) устанавливаются «мокрые», съемные гильзы. В блок с диаметром поршней 100 мм (модели УМЗ 4215, 4213 и 4216) гильзы запрессовываются на специальном оборудовании, и при ремонте выпрессовать их не получится, поэтому при значительном износе цилиндров требуется замена БЦ.

Двигатель 4216 состоит из следующих деталей:


Газораспределительный механизм (распредвал) приводится в действие от коленчатого вала через пару шестерен. Кулачки распредвала через толкатели и штанги поднимают и опускают коромысла, которые в свою очередь нажимают на впускные и выпускные клапана. За счет клапанов происходит наполнение цилиндров топливовоздушной смесью, происходит рабочий цикл двигателя.

На автомобиле «Газель Бизнес» двигатель УМЗ 4216 оснащается электронной системой управления, в которую входит:

  • блок управления МИКАС;
  • модуль зажигания;
  • высоковольтные провода с наконечниками;
  • датчики – дроссельной заслонки, к/вала и р/вала, абсолютного давления, детонации;
  • электропроводка;
  • регулятор холостого хода;
  • топливные форсунки.

Мотор 4216 – четырехтактный, с рядным расположением четырех цилиндров, 8-клапанный. ДВС предназначается для работы на бензине Аи-92, допускается использование более качественного топлива, например, бензина Аи-95. Технические характеристики двигателя модификации УМЗ-42164 (евро-4) следующие:

  • объем – 2890 см³;
  • диаметр стандартных поршней – 100 мм;
  • степень сжатия (компрессия в цилиндрах) – 9,2;
  • ход поршня – 92 мм;
  • мощность – 107 л. с.;
  • система охлаждения ДВС – жидкостная (заливается тосол или антифриз).

Блок и ГБЦ отлиты из алюминиевого сплава. Двигатель первой комплектности весит 177 кг, в комплектацию мотора входит сам силовой агрегат, также на нем установлено навесное оборудование:

  • стартер;
  • генератор;
  • впускной коллектор (ресивер);
  • модуль зажигания с проводами и наконечниками;
  • приводные ремни;
  • водяной насос;
  • шкив коленчатого вала;
  • корзина и диск сцепления;
  • датчики ЭСУД.

По заводским нормам расход топлива «Газели» с Ульяновским ДВС составляет 10 л/100 км на трассе за городом, в смешанном режиме он равен 11 л/100 км. На практике обычно бензина потребляется больше, многое зависит:

  • от загруженности автомобиля;
  • скоростного режима;
  • периода эксплуатации (зимой на разогрев топлива расходуется больше).

Двигатель модификации УМЗ 42164-80 оснащается гидрокомпенсаторами, этим мотором комплектуются коммерческие авто «Соболь Бизнес» и «Газель Бизнес». От стандартного мотора 4216 модель 42164-80 отличается немногим – на этом двигателе установлены другие, специальные штаги, в верхней части которых крепятся сами компенсаторы.

Коленчатый вал 4216 состоит из четырех шатунных и пяти коренных шатунных шеек, имеет диаметры:

  • коренных шеек – 64 мм;
  • шатунных шеек – 58 мм.

На всех шейках установлены по два сталебаббитовых вкладыша, заводской допуск размеров коленвала – 0, 013 мм. Во время ремонта ульяновского движка микрометром замеряются коренные и шатунные шейки – при износе их более 0,05 мм вал подлежит обязательной шлифовке. Диаметр поршневых пальцев – 25 мм, пальцы устанавливаются в бронзовых втулках шатунов. Со временем могут изнашиваться как сами пальцы, так и втулки, в случае появления люфтов в соединении детали подлежат замене.

Коленвал в блоке цилиндров крепится на опорах крышками, которые затягиваются болтами с определенным усилием. Каждая крышка имеет свое место – их нельзя путать местами, тем более, подбирать с другого БЦ. Также крышки необходимо ставить замок к замку – если их установить неправильно, коленвал может не прокрутиться (его зажмет), а если даже вал и прокрутится, двигатель быстро выйдет из строя.

Ресурс мотора 4216, заявленный заводом-изготовителем – 250 тыс. км, но нередко движки выходят из строя раньше положенного срока. Часто возникающие проблемы ДВС:

  • подтекание моторного масла;
  • повышенный угар масла через поршневые кольца:
  • стук клапанов, который порой трудно устранить;
  • перегрев;
  • отказ различных датчиков.

Различные поломки преждевременно могут возникать по разным причинам:

  • водителем нарушаются условия эксплуатации – мотор перегревается вследствие перегруза;
  • не соблюдаются нормы технического обслуживания;
  • автомобиль эксплуатируется в тяжелых дорожных условиях.

К сожалению, в двигателях УМЗ нередко встречается брак, но от этого не застрахованы и моторы ЗМЗ. Если двигатель 4216 троит (дергается), причиной неисправности может быть как сам двигатель, так и поломки в ЭСУД. Чтобы определить причину возникновения дефекта, необходимо провести диагностику ДВС.

Отзывы автовладельцев

О двигателе УМЗ 4216 есть самые противоречивые отзывы – некоторые обладатели «Газелей» «УАЗовские» движки хвалят и считают, что они:

  • обладают хорошей тяговитостью;
  • умеренно расходуют топливо;
  • недорогие, к тому же простые в ремонте.

Действительно, движок УМЗ 4216 – очень простой, тем более, он имеет значительное сходство с ДВС ЗМЗ-402. Конструкция силового агрегата знакома многим водителям, и отремонтировать такой двигатель можно чуть ли не в поле. Некоторую сложность для автовладельцев составляет электронное оснащение мотора – все-таки инжектор несколько сложнее карбюраторного устройства.

От обладателей «Газелей» с моторами УАЗ также можно услышать крайне негативные отклики:

  • движок склонен к перегреву;
  • часто выходят из строя датчики, поэтому мотор начинает троить и не ехать;
  • движок расходует масло, оно течет, откуда только возможно.

К сожалению, с Ульяновского завода поступает немало брака, и в основном жалуются на ульяновский мотор те водители, которым попался бракованный ДВС. Есть несколько характерных заводских «ляпов», которые достаточно часто встречаются на УМЗ 4216:

  • трескается впускной коллектор и начинает подсасывать воздух;
  • не обеспечивает нужное давление масла насос;
  • отказывается работать электромагнитная муфта охлаждения, и мотор начинает перегреваться.

Водители таких неудачных «Газелей» отмечают, что движок приходится нередко «дорабатывать напильником». Также замечено – если мотор перебрать полностью своими руками, поломки в нем возникают уже значительно реже, главное – собрать движок, используя оригинальные детали хорошего качества.

Ремонт двигателя УМЗ 4216

Во время эксплуатации «Газели» с двигателем УМЗ 4216 возникают различные поломки, одна из самых распространенных проблем – перегрев мотора. Если система охлаждения «воздушит», из расширительного бачка начинает выкидывать тосол (антифриз). В результате перегрева нередко пробивает прокладку головки блока – менять ПГБЦ в целом несложно, и часто водители самостоятельно производят подобный ремонт.

Но проблема в случае перегрева состоит в другом – нередко от высокой температуры на поршнях лопаются перегородки, «залегают» поршневые кольца. Чтобы произвести замену поршней или колец, движок снимать не обязательно, достаточно только скинуть головку блока и масляный поддон.

Капремонт УМЗ 4216 необходим в случаях, когда:

  • изношены или повреждены гильзы блока цилиндров;
  • стучит (изнашивается) коленчатый вал;
  • низкое давление масла в системе, а замена масляного насоса не дает положительных результатов.

Часто ульяновский движок подвергается перегреву, и водители принимают различные меры, чтобы избавиться от этого неприятного и опасного для ДВС явления. Многие хозяева «Газелей» устанавливают вместо штатного алюминиевого медный трехрядный радиатор охлаждения – медь эффективнее остужает антифриз. Еще один метод борьбы с перегревом – установка электровентилятора охлаждения с тумблером, который находится в кабине у водителя. В момент, когда на панели приборов стрелка датчика начинает показывать критическую температуру охлаждающей жидкости, водитель принудительно включает вентилятор, и температурный режим приходит в норму.

В случае приобретения «Газели» с неудачным двигателем автовладельцы стремятся избавиться от силового агрегата, заменив его на ДВС другой модели. На замену можно рассматривать много разных вариантов, но чаще всего хозяева коммерческих авто ставят моторы ЗМЗ-405, выбирается именно этот движок по ряду причин:

  • заволжский мотор не капризен – хорошо «переваривает» российское топливо, нечасто ломается;
  • относительно импортных силовых агрегатов (Cummins, Toyota, Nissan) ЗМЗ-405 стоит недорого;
  • при установке ЗМЗ требуется минимум переделок.

На машинах «Газель Бизнес» последнее время штатно устанавливается турбодизель «Камминз», но обладатели машин с УМЗ-4216 этот мотор в качестве замены практически никогда не рассматривают:


Преимущество ЗМЗ-405 (или 406) еще заключается в том, что на вторичном рынке продается немало подержанных моторов в нормальном, рабочем состоянии, и цена их ниже нового ДВС в несколько раз. Правда, при покупке агрегата б/у нет серьезных гарантий – приходится верить продавцу на слово. Но даже если 405-й и требует небольшого ремонта (замены цепей или поршневых колец), все равно его покупка вместе с ремонтом обходится значительно дешевле, чем приобретение дорогостоящего импортного движка. Еще минус импортного ДВС в том, что если он серийно на «Газель» он не устанавливался, его придется приобретать вместе с коробкой передач или озадачиваться подгонкой по креплению «Газелевской» КПП к новому мотору.

Ныне популярные и распространенные коммерческие автомобили марки ГАЗ укомплектованы двигателями УМЗ, производимыми на Ульяновском моторном заводе.

Немного истории

Свое начало Ульяновский моторный завод берет с далекого 1944 года, и лишь в 1969 г. предприятием был выпущен первый двигатель марки УМЗ. До шестьдесят девятого года завод занимался производством малолитражных двигателей УМЗ-451 и их комплектующих.

С момента выпуска первого мотора они верой и правдой служат на грузовых автомобилях, авто с повышенной проходимостью, на небольших автобусах. В 1997 году главным потребителем моторов стал АвтоГАЗ, который укомплектовывал агрегатами УМЗ большинство моделей линейки «ГАЗель».

Конструкционные особенности

На данный момент имеется широкий ассортимент ДВС модельного ряда УМЗ, установка которых осуществляется на разные модели автомобилей «Соболь», УАЗ, «ГАЗель». Устанавливаемые двигатели имеют ряд общих черт, но могут отличаться некоторыми деталями и принципами работы:

  • Карбюраторные и инжекторные.
  • Четырехцилиндровые с рядным расположением.
  • Мощностью 89-120 л. с.
  • Экологические стандарты «Евро-0», «Евро-3», «Евро-4».

Все двигатели легкие, малогабаритные и надежные. Их отличает доступная стоимость.

Одной из особенностей двигателя можно назвать оригинальную конструкцию блока цилиндров, отлитого из алюминия, с впрессованными гильзами из серого чугуна. Коленчатые валы моторов всех модификаций при изготовлении проходят закалку коренных и шатунных шеек токами высокой частоты. Самоподжимной уплотняет заднюю часть коленвала.

Модификации модельного ряда

Моторы УМЗ имеют две линейки силовых агрегатов, разработанные для оснащения различных автомобилей.

Автомобили семейства «ГАЗель» комплектуются следующими моделями: УМЗ-4215; УМЗ-4216; УМЗ-42161; УМЗ-42164 «Евро-4»; УМЗ-421647 «Евро-4»; УМЗ-42167.

Основная часть двигателей выходит в свет в нескольких вариациях, которые отличаются своей комплектацией, мощностными и экономичными показателями. На данный момент прекратилось производство агрегатов, работающих на бензине с октановым числом 80.

Все двигатели разработаны под 92 и 95 бензин, а также с возможностью работы на газу.

Данный обзор посвящается силовой установке УМЗ-4216, будут подробно изложены его характеристики и свойства.

Плюсы

К достоинствам мотора по праву относят максимальный крутящий момент на пониженных оборотах, отличные технические характеристики, а также легкость в обслуживании узлов и агрегатов. Двигатель 4216 стал первым отечественным прибором, который имеет гарантийный срок при монтаже на него газового оборудования.

Модернизация

Агрегат оснащен микропроцессорной системой управления работой впрыска топливной смеси и системы зажигания. Детонационный и кислородный датчики двигателя 4216 напрямую влияют на работу комплексной электронно-контролирующей системы и агрегата в целом. Для изменения экономических характеристик и повышения конкурентоспособности в силовую установку были внесены следующие конструктивные дополнения:

  • Для повышения эксплуатационных показателей была увеличена степень сжатия в цилиндрах.
  • Чтобы уменьшить расход масла, модернизировали систему отвода картерных газов.
  • Надежность мотора обеспечена за счет применения усовершенствованных деталей и материалов.

В то же время агрегат не изменился в плане габаритных параметров и стандартных характеристик (объем рабочий - 2,89 л, ход поршней, размер цилиндров).

Впервые двигатель ГАЗ-4216 стал укомплектовываться деталями импортного производства, что только повысило качество работы и долговечность в эксплуатации. На силовой агрегат установили свечи запала и топливные форсунки производства фирмы "Сименс", а также датчик положения дросселя немецкого производства "Бош".

Основные неисправности УМЗ

Ранее наиболее частой поломкой двигателя было повреждение впускного коллектора. Как утверждали разработчики, на двигатель 4216 устанавливался коллектор, изготовленный из непрочного материала. Но уже в 2010 году этот недостаток был исправлен за счет применения более качественного материала.

В системе охлаждения тоже был обнаружен изъян.

На средних оборотах двигателя и при движении автомобиля со скоростью 60 км/ч температура охлаждающей жидкости была в норме, но стоило только снизить скорость или попасть в дорожную пробку, как двигатель 4216 стремительно набирал температуру, вплоть до закипания охлаждающей жидкости. Причина крылась в которая включала вентилятор принудительного охлаждения.

Технические параметры

Двигатель работает на АИ с числом октана 92 и 95. Четырех цилиндровый, с рядным размещением цилиндром, восьмиклапанный. Цилиндры имеют следующий рабочий порядок - 1243. Диаметр его составляет сто миллиметров, а перемещение поршня - 92 миллиметра. Объем двигателя равен 2,89 литра, он развивает мощность 123 «лошадки» при четырех тысячах оборотов. мотора - 8,8. Максимальный крутящий момент составляет 235,7 при 2000-2500 оборотах за минуту.

«ГАЗель» с двигателем УМЗ-4216 может развивать максимальную скорость 140 километров в час, что для такого класса авто является неплохим показателем. Расход топлива зависит от загруженности автомобиля, манеры вождения и дорожных условий, но в целом выглядит так: при скорости 90 километров в час - 10,4 литра. При движении на скорости 120 км/ч - 14,9 л.

Система питания

Состоит из устройства подачи топлива и различных топливопроводов, форсунок, топливных и воздушного фильтров, патрубков подвода воздуха и ресивера, регулятора холостого хода.

Управление подачей топлива осуществляется с помощью разнообразных датчиков: температурный элемент нагнетаемого воздуха, датчики положения коленчатого и распределительных валов, деталь абсолютного давления, положения заслонки дросселя.

Система управления подачи также оснащена кислородным индикатором. Последний установлен в выхлопной системе перед нейтрализатором. Двигатель 4216 (инжектор) для большей надежности и долговечности должен работать только на качественном бензине с учетом регулярной замены топливных фильтров и периодической диагностикой топливной аппаратуры. Автомобилисты говорят, что при грамотной эксплуатации суммарный ресурс силового агрегата может достигать 500 тысяч километров. Такой особенностью отличаются и инжекторные установки (имеются в виду двигатели ЗМЗ 405 и 406).

Газораспределительный механизм

В 2010 году на бензиновый мотор претерпел процесс модернизации газораспределительного механизма. В целом это коснулось изменения профиля кулачка распредвала, что способствовало увеличению хода клапана на один миллиметр. Эти нововведения были необходимы для улучшения устойчивой работы агрегата на холостом ходу, а также для достижения норм и требований стандарта «Евро-3».

Пружины клапанов при этом не претерпели изменений, и это привело к тому, что действующее усилие на пружины пересекло норму, и теперь было равно 180 кгс. При установке обычного комплекта штанг на новый двигатель до достижения состояния прогретого двигателя прослушивались стуки гидрокомпенсаторов.

Для того чтобы предотвратить данную проблему, следует изменить усилие пружин путем демонтажа внутренних пружин клапанов.

Преимущества штанг с гидрокомпенсаторами

Двигатель УМЗ-4216 с гидрокомпенсаторами не требует дополнительного обслуживания по причине отсутствия возникновения зазоров клапанов на протяжении всего периода эксплуатации. За счет этого заметно снижается уровень шума. Высокие обороты двигателя теперь не несут критический характер, так как в конструкции гидрокомпенсаторов заложен фактор стабилизации появления критических нагрузок. Степень износа сопрягающихся поверхностей деталей механизма существенно снижается. Вследствие оптимизации газораспределительных фаз вредные примеси отработанных газов стабильно низкие весь период эксплуатации.

Вентиляция картера

Мотор снабжается системой вентиляции полости картера закрытого типа. Часть газов, проходящих через компрессионные кольца, отводится во впускной коллектор комбинированным способом. Работа системы осуществляется за счет разности давлений между картером и впускным трактом. В момент, когда двигатель 4216 работает в режиме повышенных нагрузок, газы отводятся через специальную большую ветвь.

По малой ветви отвод газов происходит в момент работы установки на и при минимальных нагрузках.

В передней крышке блока толкателей установлен системы вентиляции, который выполняет функцию отделения микрочастиц масла от газов и служит для предотвращения попадания в картер пыли в момент повышения тяги в системе впуска.

Масло

Система смазки двигателя - комбинированного типа (разбрызгиванием и под воздействием давления). Масло, которое всасывает масляный насос из поддона, проходит через масляные каналы в корпус масляного фильтра. Затем оно поступает в полость второй перемычки блока, а оттуда - в магистраль. На коренные шейки коленвала и распредвала масло поступает из масляной магистрали.

Шатунные шейки смазываются за счет поступления масла по каналам от По такому принципу происходит смазка деталей газораспределительного механизма.

Объем заливаемого масла в картер двигателя составляет 5,8 литра.

Охлаждающая система

Система охлаждения закрытая, водяная. Состоит из водяного насоса (помпа), термостата, водяной рубашки в блоке цилиндров и головке, охлаждающего радиатора, бачка-расширителя, вентилятора принудительного охлаждения, соединительных патрубков и радиатора отопителя салона.

Двигатель «ГАЗель» 4216 в зависимости от модификации может иметь отличительные особенности по способу подключения расширительного бачка и радиатора отопителя.

В данное время стоимость двигателя будет варьироваться в зависимости от года выпуска и от его модификации. К примеру, первая комплектация с наличием генератора и стартера, со сцеплением диафрагменного типа, с плоскими опорными кронштейнами под обновленную раму будет стоить порядка 130 тысяч рублей.

Если приобретать с рук 4216 двигатель, цена существенно снизится (в зависимости от пробега авто).

Итак, мы выяснили, какие имеет технические характеристики агрегат Ульяновского завода УМЗ-4216.

Долгие годы выпускались в неизменном виде. Вся продукция расходилась по военным и специальным заказам. Таких клиентов вполне устраивали характеристики машин УАЗ. Ситуация стала меняться уже к концу 80-х годов, когда отставание технических данных «уазиков» стали замечать даже непривередливые военные.

Одной из первых попыток улучшить параметры автомобилей стал модернизированный двигатель УМЗ-417, который пошел в серию в 1989 году. Мотор предназначался для комплектации перспективной модели завода с индексом 3151.

Общие сведения

Мотор пришел на замену двигателю модели 414 и базировался на многих узлах и деталях этого силового агрегата. Идентичными являются порядка 90 % деталей.

Основные изменения коснулись системы фильтрации масла, головки блока и карбюратора. Проведенные мероприятия позволили довести параметры мощности УМЗ-417 до 92 сил. Помимо этого, введение полноценной очистки масла позволило заметно повысить ресурс силового агрегата, причем мотор сохранил полную взаимозаменяемость со старым двигателем.

Модификации

За годы выпуска двигатель производился в нескольких модификациях, отличавшихся оснащением и октановым числом топлива. Наибольшее распространение получили следующие версии:

  • 10 - базовый вариант, рассчитанный под применение топлива с числом не ниже 76. Имел сжатие около 7 единиц и развивал до 92 сил.
  • 5.10 - дожатая до 8,2 единиц головка под 92-й бензин. Мощность выросла на 6 сил. Поставлялся на конвейер ГАЗ.
  • 8.10 - аналог предыдущего, но рассчитанный на более совершенный карбюратор с двумя камерами.
  • 8.10-01 и 8.10-03 - варианты с увеличенным до 254 мм сцеплением (привод рычагом). Комплектация 03 имела предустановленный насос гидроусилителя.
  • 8.10-10 - вариант двигателя УМЗ-417 с головкой от 421-й модели с увеличенными седлами клапанов выпуска отработавших газов.
  • 8.10-52 - версия с 240-мм сцеплением диафрагменной схемы.
  • 9.10-01 - армейский вариант. Изначально комплектовался экранами электрической системы и опционально - автономным подогревателем. Шел исключительно с 254-мм сцеплением.
  • 9.10-05 и 9.10-25 - варианты с 240-мм сцеплением.

На сегодняшний момент в производстве остался единственный 82-сильный мотор этого семейства.

Кривошипно-шатунный механизм

Блок цилиндров и верхняя половина картера УМЗ-417 отлиты единой деталью из алюминиевого сплава. При этом в конструкции применены съемные гильзы цилиндров, изготовленные из специального чугуна с примесью ванадия. Гильзы уплотнены по верхней части зажимом детали при установке головки. Нижняя часть имеет маслостойкую прокладку.

Такая схема позволяет обеспечить герметичность системы охлаждения и надежный отвод тепла от стенок гильзы. Сверху на блок ставится алюминиевая головка. Между деталями применяется прокладка с симметричной схемой - ее можно ставить какой угодно стороной.

Поршневая УМЗ-417 изготавливается из алюминиевого сплава и покрыта очень тонким слоем олова (не более 6 микрон). В конструкции поршня имеются три кольца. При этом канавка под верхнее кольцо проходит специальную обработку лазерным лучом, что значительно повышает твердость материала. Ось пальца немного смещена от оси поршня.

Коленчатый вал установлен на пяти опорах со сменными вкладышами. Носок вала уплотнен резиновым поджимным кольцом, в то время как задняя часть сохранила уплотнение кольцами и шнуром из асбеста. Такая конструкция не долговечна и является одним из основных объектов нареканий на УАЗ с УМЗ-417.

На передней части вала установлена шестерня привода газораспределения и шкив, применяемый для привода различных агрегатов. На задней части вала размещен чугунный маховик с надетым на него кольцом с зубцами. Кольцо служит для проворачивания вала при запуске стартером.

Газораспределение

Схема впуска и выпуска стандартная для двигателей УМЗ. В систему входит вал, расположенный в блоке и приводящийся шестерёнчатым приводом от основного вала двигателя. Регулировка параметров работы выполняется по меткам на шестернях, которые определяют взаимное положение валов. От вала газораспределения приводится насосы системы смазки и подачи топлива в карбюратор.

Вал вращается в пяти подшипниковых опорах и приводит клапаны через штанговый механизм. При работе обеспечено непрерывное вращение толкателей штанг, что способствует равномерной смазке и износу. Штанги связаны с коромыслами, которые непосредственно воздействуют на клапана.

Клапаны двигателя УМЗ-417 установлены в головке и изготовлены из жаропрочного материала (для выпуска) или стали с высоким содержанием хрома (впускные). Закрытие их выполняется пружинами.

Смазка и охлаждение

Система смазки использует двойной принцип - часть узлов смазываются под давлением, а часть - брызгами. Контроль над исправностью системы ведется по двум датчикам. При падении давления на панели приборов загорается красная лампа. Эксплуатация такого двигателя категорически запрещена. Запас масла хранится в съемном стальном поддоне. В нижней его части есть резьбовая пробка для слива старого масла.

Охлаждение УМЗ-417 осуществляется принудительной прокачкой жидкости. Для этого в конструкции имеется специальная помпа с приводом от вала двигателя. Регулировка температуры выполняется специальным термостатом.

В целом моторы 417-го поколения показали себя достаточно надежными агрегатами, хотя и не лишенными недостатков. Основными плюсами является высокая ремонтопригодность и возможность обслуживания в самых глухих уголках нашей страны.

В 1997 году моторный завод в Ульяновске приступил к сборке двигателей повышенной мощности. Первым образцом был карбюраторный УМЗ 4215, а спустя год инженеры создали двигатель 4216, снабженный инжекторной подачей топлива и подпадающий под стандарт Евро 2. Серийный выпуск начался в 2003, а в 2012 на рынок вышла модификация базовая модификация 42164 и разновидности, соответствующие требованиям Евро 4.

Смонтированный на коммерческую ГАЗель двигатель 4216:

Устройство двигателя

УМЗ-4216 – бензиновый инжекторный двигатель с электронным управлением зажиганием и впрыском. Количество цилиндров – 4, рабочий объем двигателя 4216– 2.89 литра. Агрегат в базовой версии способен выдавать мощность до 107 лошадиных сил.

Основой для разработки выступил двигатель ЗМЗ-21. Новый образец УМЗ обладает схожим конструктивом:

  • расположение клапанов мотора – верхнее;
  • цилиндровый блок выполнен из легкого алюминия;
  • привод ГРМ – шестеренчатый;
  • компоновка распредвала нижняя;
  • по 2 клапана в цилиндре двигателя.

Конструктивно похож и масляный картер, отштампованный из стали.

Картер двигателей «Газель Бизнес» 4216 и родственных модификаций:


Как и во всех двигателях УМЗ, имеющих цилиндры 100 мм. в диаметре, гильзы запрессованы в БЦ и выпрессовке при ремонте не поддаются. В случае износа цилиндров придется менять весь блок целиком.

Основные элементы двигателя 4216:

  • алюминиевый БЦ, куда впрессованы упомянутые выше гильзы из чугуна;


  • ГБЦ, также алюминиевая;
  • маховик с зубчатым венцом;
  • коленчатый вал с шатунными (4 шт.) и коренными (5 опор) шейками;
  • поршни, оснащенные единственным маслосъемным и двумя компрессионными кольцами;
  • масляный насос
  • шатуны двигателя;
  • толкатели и штанги;
  • вкладыши двигателя, шатунные и коренные;
  • шкив коленчатого вала, ступицы;
  • прокладки и сальники двигателя;
  • текстолитовая шестерня распредвала и металлическая – коленчатого вала.

Двигатель в снятом состоянии:


Коленвал посредством шестерен приводит в действие ГРМ. Штанги и толкатели передают поступающее от распределительного вала движение на коромысла, которые задействуют клапаны впуска и выпуска.

Управление двигателем – электронное. Контролирует работу двигателя электронный блок МИКАС, получающий сигналы от ДПДЗ, датчика положения валов, сенсоров детонации и давления.

Схема датчиков из официального мануала:


Технические характеристики УМЗ 4216

Как уже упоминалось, двигатель УМЗ 4216 — четырехцилиндровый инжекторный бензиновый агрегат на 8 клапанов. Производителем в качестве основного горючего заявлен бензин 92, но разрешается и применение бензина с октановым числом 95 (как дополнительного).

Технические характеристики двигателя УМЗ 4216:

Наименование характеристики мотора Значение
Объем агрегата (рабочий) 2.89 литра.
Максимальная мощность двигателя 107 сил (может быть до 123, зависит от модели)
Крутящий момент (макс.) 235 Н*м при 2200-2500 об/мин.
Цилиндров на двигатель 4
Порядок задействования цилиндров в рабочем цикле 1-2-4-3
Топливо Бензин, неэтилированный Регуляр-92 (основное, можно 95, Премиум и Евро)
Расход на сотню Номинально 11 литров в городском режиме, около 10 – по трассе (фактически цифры могут различаться)
Подача смеси в цилиндры Инжектор
Управление подачей Электронное
Система охлаждения двигателя Замкнутого типа, жидкостная, циркуляция хладагента — принудительная
Вес вместе со сцеплением и электрооборудованием 172 килограмма

Расход бензина, заявленный производителем – величина не абсолютная и может существенно увеличиваться в зависимости от сезона эксплуатации автомобиля, загрузки, стиля езды. Например, средний расход топлива «ГАЗели Бизнес» двигатель УМЗ 4216 в реальности показывает около 13-15 литров в городе.

Куда ставится

УМЗ 4216 и его модификациями оснащаются автомобили завода ГАЗ – «Газель», «Соболь».

Важно: с 2014 УМЗ начал сборку и установку 2.7-литровых двигательных установок EvoTech, ими комплектуют «Газели» марок «Некст», «Бизнес».

Модификации УМЗ 4216

Изначальный вариант 4216 претерпел ряд доработок. Так, в 2008 двигатель серьезно усовершенствовали, доведя его показатели до стандартов Euro-3, а в 2018 году агрегат усовершенствовали до норм Euro версии 4.

Основные модификации линейки 4216:

  • 421600 – базовая модель;
  • 421640, 421641 – идентичные комплектации, предназначенные к монтажу на «ГАЗель-Бизнес», удовлетворяющие нормам Евро-3, модель с индексом 40 выпускалась, в том числе, и как источник запчастей для рынка;
  • 421643 – Евро-3, для карет «скорой помощи» на платформе «Бизнес»;
  • 421660 – двигатель 4216 стандарта Евро-3 на «ГАЗель Классик»;
  • 421661 – модификация модели 60 для «ГАЗель-Классик» с гидроусилителем;
  • 421636 – двигатель для карет «Скорой помощи» с ГУР;
  • 421611 – двигатель для автомобиля «Соболь» с колесной формулой 4*2;
  • 421670 – двигатель УМЗ 416 стандартов Евро-3, для «Газелей-Бизнес» и «Соболей», двигатель с поликлиновым приводом оборудования;
  • 42164 70 – стандарт Евро-4, предназначен «Соболям» и «ГАЗелям-Бизнес»;
  • 42164 80 – двигатель с гидрокомпенсаторами. Этот двигатель УМЗ 4216 получили «ГАЗель Бизнес» и «Соболи»;
  • 42167-11 – газобензиновый двигатель на «ГАЗель-Бизнес» с ГУР.
  • 421647 – для «Соболей» и «ГАЗелей» с газобаллонным оборудованием.

Каждая из перечисленных разновидностей имеет свои субмодификации под разный обвес и комплектацию автомобиля (ГУР, компрессор кондиционера, ГБО и т.д.), с собственным цифровым идентификатором.

Типичные неисправности

Завод УМЗ заявляет о ресурсе двигателей линейки 4216 в 250 тыс. до необходимости капремонта. На практике неисправности проявляются раньше.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться владельцам коммерческих авто с двигателем УМЗ из рассматриваемой серии:

  • высокий расход масла на угар через поршневые кольца;
  • подтекания масла;
  • стук клапанов двигателя;
  • отказ электронных датчиков;
  • перегрев двигателя по разным причинам.

К преждевременным поломкам обычно приводят:

  • нарушения правил эксплуатации – водитель излишне «крутит» двигатель и перегружает его, или превышает максимально допустимую загрузку машины;
  • езда в тяжелых условиях трассы;
  • неправильное, неквалифицированное или несвоевременное техническое обслуживание;
  • использование плохого топлива, смазки или охладителя.

Брак в серии 4216 относительно редок, поэтому неисправность чаще всего бывает связана с действительной поломкой, а не заводской недоработкой, хотя и такие случаи имеются.

Другие возможные проблемы:

  • Двигатель «сопливит» маслом, жидкость появляется на деталях.

Возможная причина – износ заднего сальника коленвала. Проблема часто проявляется при долгой езде на оборотах более 2500, 4216-й не предназначен для работы на очень высоких оборотах. Замена сальников проблему полностью устраняет.

  • Вибрации двигателя, мотор «дергает» на холостом ходу или в движении.

Проблема возникает из-за неравномерности попадания горючей смеси в цилиндры. Ее причинами могут быть неисправности в системе зажигания (свечи, катушки и т.д.) или впрыске (например, засоренная форсунка). Машина потребляет много топлива, на приборной панели может загораться лампочка Check, а в ЭБУ записывается ошибка пропуска зажигания. В этом случае требуется комплексная диагностика.

  • Двигатель стучит.

Чаще всего причиной становятся разрегулированные клапаны. Для решения проблемы следует провести регулировку. Эта процедура относится к штатным и в норме должна проводиться каждые 15 тысяч пробега. Помимо клапанов, проблему можно частично решить путем установки гидрокомпенсаторов.

Если клапаны в порядке, следует проверить состояние шатунных вкладышей и распредвала.

  • Вибрация двигателя.

Обычно мотор начинает вибрировать из-за проблем с зажиганием или физическим износом подушек. Возможна также разбалансировка кривошипно-шатунного механизма.

  • Перегрев двигателя.

Возможные причины того, что двигатель начал греться – поломка помпы или термостата, или образование воздушной пробки в охладительной системе.

Проблемы зажигания и систем подачи топлива

Эти неполадки считаются характерными для двигателей с инжектором серии 4216.

  • Авто не входит в режим самодиагностики.

Причина – сбои в ЭБУ или диагностических.

  • После активации зажигания не гаснет Check.

Возможные причины – сбой ЭБУ, цепей управления или управляющей системы в целом.

  • Не запускается бензонасос после поворота ключа зажигания.

Вероятная причина – выход насоса из строя, проблемы с ЭБУ, цепями питания или реле насоса.

  • Стартер «не крутит» двигатель.

Возможно, разряжен аккумулятор, вышел из строя дроссель или сам стартер, или имеется поломка в управляющих/питающих цепях стартера.

  • Двигатель запускается не с первого раза, обороты плавают, мотор глохнет, из выхлопа выходит дым черного цвета.

Причина – неисправность датчика синхронизации или увеличение зазора между синхродатчиком и зубцами синхронизационного диска коленвала.

Возможные неполадки – нет давления топлива в магистрали, давление слишком низкое или, наоборот, высокое, вышел из строя РХХ, датчик коленвала, блок управления, или при монтаже перепутали цепи управления катушек.

Необходимо тщательно проверить все эти узлы. Так, давление топлива может пропасть по банальной причине пустого бака или воздушной пробки в магистрали. Низкое давление возникает при засорении топливных каналов и фильтра, появлении подсоса во впускном тракте, неисправном регуляторе давления бензина или негерметичных бензопроводах. Слишком высокое давление может появляться по причине сломавшегося регулятора давления, засоренного трубопровода слива или поломки бензонасоса.

  • Коленвал в холостом режиме вращается слишком быстро.

Причины: дроссельная заслонка закрывается не до конца, раскалибровался датчик температуры ОЖ, не закрывается канал РХХ.


  • Сбои в работе цилиндра, или полный отказ такового.

Причины: неисправность бронепровода или наконечника, нарушение зазора свечи, нагар на ней, или полная поломка свечи зажигания, проблемы питания/управления форсункой, засорение или поломка последней. Изредка неисправность возникает по причине сбоев ЭБУ.

  • Сбоят/перестают работать два цилиндра сразу.

Возможные причины: неисправность катушек зажигания (или их питающих и управляющих систем), сбой ЭБУ.

  • Нестабильная работа на холостом ходу.

Вероятные неисправности, ведущие к этому: подсос на впуске, в вентиляции картера двигателя или тормозной системе, попадание воды в бак, дребезг контактов ДПДЗ.

  • Внезапные при разгоне.

Ошибка возникает из-за проблем с зажиганием или дребезгом контактов ДПДЗ.

  • Двигатель не может выйти на максимальную мощность.

Причины: заслонка дросселя открывается не до конца, засорен топливный фильтр, раскалиброван ДПДЗ, загрязнен воздушный фильтр, сломался датчик абсолютного давления или сбоят высоковольтные цепи двигателя.

  • Аномально высокий расход горючего, выброс CO.

Ведущие к этому проблемы: выход из строя сенсора абсолютного давления, разгерметизация форсунок, подсос воздуха, слишком высокое давление в топливной магистрали (см. выше).

  • Аномально высокий выброс двигателем CH.

Как правило, это возникает по причине неисправных высоковольтных цепей.

  • Детонация двигателя.

Возможно, залит некачественный бензин (с нарушенным соотношением фракций, низким октановым числом, или разбавленный водой). Также проблема может крыться в нарушенной экранировке кабелей датчика детонации, раскалибровке датчика или сбое ЭБУ.

Капремонт

В случае с 4216 капитальный ремонт становится необходим, если:

  • стучит коленвал (значит, он достиг критической степени износа);
  • изношены гильзы БЦ;
  • после замены масляного насоса давление остается низким.

Все это – показатели к полной переборке, дефектовке двигателя и замене поврежденных частей.