ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое грамматика Грамматика изучает формоизменение и оформление мысли по законам русского языка, т.е. построение фразы, выраженной различными единицами речи. Грамматика подразделяется на морфологию – учение о формах слова и синтаксис – учение о законах построения словосочетания, предложения, сложного синтаксического целого (ССЦ).

Cлайд 3

Ответьте на вопросы: Что такое часть речи? По каким признакам выделяются части речи? Перечислите все части речи. На какие группы подразделяются все части речи? Какие части речи относятся к изменяемым, какие – к неизменяемым? Какие части речи обладают следующими грамматическими категориями: склонение, спряжение, наклонение, вид, время? Какие еще грамматические категории у разных частей речи вы можете вспомнить? Что такое грамматическое значение слова?

Cлайд 4

Морфологические нормы - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи и спряжении глаголов.

Cлайд 5

Имя существительное. Морфологические нормы, связанные с употреблением имени существительного

Cлайд 6

Род имен существительных Составьте словосочетания прил.+сущ., определите род данных сущ.: шампунь, мигрень, бандероль, картофель, рояль, виолончель, вуаль, табель, тюль, мозоль, фамилия, пеня, уик-энд, бюллетень. Как правильно? Георгин или георгина Плацкарт или плацкарта Рельс или рельса Туфля или туфель Расценка или расценок Туш или тушь; карьер или карьера

Cлайд 7

Существительные общего рода Какие существительные относятся к этой группе? Как определить род данных существительных? «Кто больше?» Запишите как можно больше существительных общего рода.

Cлайд 8

Существительные общего рода Бедняжка, бродяга, бука, бяка, вояка, выскочка, горемыка, грязнуля, дылда, егоза, забияка, злюка, калека, лежебока, молодчина, мямля, невежа, невежда, недотрога, недоучка, непоседа, обжора, плакса, работяга, разиня, самоучка, сирота, соня, тёзка, умница, ханжа, ябеда и др. Верзила, воевода, воротила, вышибала, дурачина, детина, заинька (серенький) – только мужского рода.

Cлайд 9

Род сущ., обозначающих профессии Федеральный (м.р.)канцлер Германии Ангела Меркель посетила (ж.р.) Москву. Высококвалифицированный(м.р.) архитектор Петров подготовил (м.р.) эскизный проект здания. Составьте с сущ. врач, директор, тренер предложения так, чтобы было понятно, о женщине или мужчине идет речь.

Cлайд 10

Являются нарушением нормы слова: Врачиха, докторша, доцентша, парикмахерша, ректорша и др. Допустимо наличие как мужского, так и женского варианта: Дворник – дворничиха Санитар – санитарка Учитель – учительница Проводник – проводница Жираф - жирафа Лебедь (белый) - царевна-лебедь (в поэзии; о самке лебедя нужно говорить лебёдка)

Cлайд 11

Род несклоняемых существительных М.р.:сущ., обозначающие лиц муж пола (портье, маэстро), названия животных и птиц (какаду, пони, фламинго). Ж.р.: сущ., обозначающие лиц женского пола (мисс, фрау) Ср.р.: сущ., обозначающие названия неодушевленных предметов (пальто, кино, метро)

Cлайд 12

Род несклоняемых существительных Определите род несклоняемых нарицательных имен сущ.: шансонье, кенгуру, пани, инженю (сценическая роль молодой простодушной девушки), янки, кофе, коала, вамп, рефери, оливье, авеню Определите род несклоняемых собственных имен сущ.: Баку, Миссури, Конго, АМК, Онтарио, МИД

Cлайд 13

Число имен существительных Образуйте форму мн.ч. И.п. от сущ.: аптекарь, кондитер, директор, инженер, бухгалтер, доктор, лектор, слесарь, шофер, выбор, договор, якорь, кочерга. Зуб (человека, механизма) Корень (растения, сушеная приправа) Лист (бумаги, растения) Соболь (мех, животное) Орден (награда, рыцарский) Хлеб (злак на корню, печеное изделие) Пропуск (документ, отсутствие) Дно (бочки, океана)

Cлайд 14

Запомните!!! Окончание -и (-ы) имеют слова: бухгалтеры, выборы, договоры, инженеры, инструкторы, кондукторы, конструкторы, лекторы, офицеры, рапорты, редакторы, ректоры, секторы, слесари, торты, фронты, шоферы Окончание –а (-я) имеют слова: адреса, векселя, директора, доктора, катера, кителя, колокола, кузова, купола, округа, ордера, отпуска, паспорта, повара, погреба, профессора, сорта, штемпеля Равноправные варианты: тракторы – трактора, прожекторы – прожектора, крейсеры – крейсера, годы – года и некот. др.

Cлайд 15

Употребление формы Р.п. мн.ч. Образуйте форму Р. П. мн.ч. от сущ.: томат, яблоко, мандарин, вишня, армянин, молдаванин, якут, чукча, ботинок, колготки, шорты, носок, чулок, пустыня, монахиня, басня, песня, селенье, раздумье, кочевье, платье, сапер, стажер, партизан, солдат, килограмм, гектар, центнер, рентген, училище, кочерга, мечта, мольба, копытце

Cлайд 17

Слайд 1

Подготовка К ЕГЭ
Морфологические нормы

Слайд 2

Морфологические нормы. Что это такое?
Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни:
Правильно: бухгалтеры слезай красивее три студентки
Неправильно: бухгалтера слазь красивше или более красивее трое студенток

Слайд 3

Типология заданий
Укажите ошибку в образовании формы слова: 1) лягте на пол; 2) самый красивейший; 3) пара носков; 4) пятисот лет.

Слайд 4

Следует повторить следующие темы:
I. Род имен существительных. II. Формообразование имен существительных и прилагательных. III. Склонение и особенности сочетаемости имен числительных. IV. Функциональные омонимы. Разграничение функциональных омонимов.

Слайд 5

самостоятельные
служебные
Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие
Предлог Частица Союз
Морфологические нормы. Части речи.
Каждая часть речи имеет определённый набор грамматических форм и грамматических категорий. Поэтому, чтобы правильно образовать нужную форму слова, необходимо установить его принадлежность к части речи.

Слайд 6

Особенности употребления имён существительных
Употребление форм рода
Все существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трёх родов: дом, страна, село. Трудности при определении рода имён существительных возникают при определении рода таких существительных, как толь, тюль, шампунь; при определении рода несклоняемых существительных (собственных и нарицательных); при определении рода существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии, должности.

Слайд 7

Род несклоняемых существитель- ных иноязычного происхождения
К мужскому роду относятся существительные, являющиеся: наименованием лиц мужского пола: атташе, кутюрье, денди; названиями животных: пони, кенгуру, шимпанзе, исключения: цеце (ж.р.), колибри (ж.р.): существительное кофе. К женскому роду относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола: леди, мадам, фрау. К среднему роду относятся: существительные-названия предметов: пальто, кино, меню, такси.

Слайд 8

Род имён существительных
Род имён собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию: Тбилиси (город) – м.р., Миссисипи (река) – ж.р., Онтарио (озеро) – ср.р. Род сложносокращённых слов определяется по роду ведущего слова: РОО – районный отдел образования (м.р.). Род имён существительных, являющихся наименованиями лиц по профессии: менеджер Елисеев – менеджер Елисеева; певец-певица, студент-студентка; секретарь Иванова, инженер Родионова.

Слайд 9

Употребление форм числа имён существительных
Большинство существительных в русском языке способно иметь формы единственного и множественного числа: стол – столы. Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, имеют окончания –И(-Ы): юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных в именительном падеже множественного числа оканчивается на ударное –А (-Я): дома, вечера.

Слайд 10

Запомните
Окончание -Ы (-И) имеют слова:
аптекари лекари ораторы сваты
библиотекари инструкторы приговоры секторы
бункеры кондукторы рапорты слесари
бухгалтеры конструкторы ревизоры торты
выборы консулы редакторы фронты
договоры лекторы режиссёры шофёры
инженеры офицеры ректоры штурманы

Слайд 11

Запомните
Окончание -А (-Я) имеют слова:
адреса (но во веки веков) директора жемчуга
бока векселя доктора жернова
века мастера желоба сторожа
катера номера паспорта тенора
кителя округа повара фельдшера
колокола ордера погреба хутора
корма отпуска поезда шелка
кузова паруса профессора закрома
купола сорта штемпеля

Слайд 12

Употребление падежных форм имён существительных
Пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок Пара носков
Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов.
Несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген. Несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров.
Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган. Жить среди бедуинов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, узбеков, якутов.
Отряд гусар, драгун, партизан, солдат. Отряд гардемаринов, минёров, сапёров.
Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных
Существительные мужского рода

Слайд 13

Существительные женского рода
Несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простынь, туфель
Несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей (но игра стоит свеч)
Существительные среднего рода
нет блюдец, полотенец, яблок
нет коленей
Существительные, которые употребляются только во множественном числе
нет нападок, потёмок, будней, заморозков
нет граблей, сумерек, лохмотьев, яслей

Слайд 14

Образование и употребление степеней сравнения прилагательных
Особенности употребления имён прилагательных

Слайд 15

Простая форма
Сложная (составная) форма
Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше.
Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий.
Способы образования сравнительной степени прилагательных

Слайд 16

Простая форма
Сложная (составная) форма
Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший
Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее
Превосходная степень

Слайд 17

Следует помнить
Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени: более интереснее, самый строжайший, более хуже. Исключением является несколько конструкций, закрепивших сочетание слова самый с формой превосходной степени прилагательного: самое ближайшее (время), самый кратчайший (путь), самым теснейшим (образом). Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Слайд 18

Склонение количественных числительных и употребление собирательных числительных
Особенности употребления имён числительных

Слайд 19

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который?
Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро)
Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

4. При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, из которых они состоят
падеж 7495
И.п Семь тысяч четыреста девяносто пять
Р.п. Семи тысяч четырёхсот девяноста пяти
Д.п. Семи тысячам четырёмстам девяноста пяти
В.п. Семь тысяч четыреста девяносто пять
Т.п. Семью тысячами четырьмястами девяноста пятью
П.п. О семи тысячах четырёхстах девяноста пяти

Слайд 23

5. Числительные полтора, полтораста имеют две падежные формы – полтора, полтораста и полутора, полутораста.
6. Порядковые числительные склоняются, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам: седьмой вагон, пятое место. В составных порядковых числительных склоняется только последнее числительное
падеж 1912 год
И.п. Тысяча девятьсот двенадцатый год
Р.п. Тысяча девятьсот двенадцатого года
Д.п. Тысяча девятьсот двенадцатому году
В.п. Тысяча девятьсот двенадцатый год
Т.п. Тысяча девятьсот двенадцатым годом
П.п. (О) Тысяча девятьсот двенадцатом годе

Слайд 24

Следует запомнить
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед двенадцатым декабря, восьмым марта.

Республика Саха (Якутия) Олёкминский район
МБОУ «Дабанская СОШ»
Жирохова Валентина Александровна, учитель русского
языка и литературы первой категории
16.03.2019
слайд №1
1

Для интеллигентного человека
дурно говорить должно бы
считаться таким же
неприличием, как не уметь
читать и писать.
А.П.Чехов
16.03.2019
слайд №1
2

Важнейшие качества хорошей речи

Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
16.03.2019
слайд №2
3

Правильная речь – это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка

16.03.2019
слайд №3
4

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка

16.03.2019
слайд №4
5

Языковые нормы речи

Орфоэпические
Нормы словообразования
Морфологические
Синтаксические
Лексические
Стилистические
Орфографические
Пунктуационные
16.03.2019
слайд №5
6

Морфология и культура речи. Морфологические нормы языка

16.03.2019
слайд №6
7

Морфологические нормы языка – это нормы образования различных частей речи.

формообразование имен существительных и
прилагательных;
формообразование глагольных форм;
склонение и сочетаемость числительных;
разграничение функциональных омонимов.
16.03.2019
слайд №7
8

Эпиграфы урока

Вернейший способ
узнать человека –
его умственное
развитие, его
моральный облик,
его характерприслушаться к
тому, как он говорит.
Д.С.Лихачев
16.03.2019
слайд №9
Неправильное
употребление
слов ведет за
собой ошибки в
области мысли и
потом в практике
жизни.
Д.И.Писарев.
9

По какому признаку сгруппированы слова? Обоснуйте ответ. Определите род имен существительных, подберите определения.

1группа
Кашне, кимоно, торнадо, хинди, салями
2группа
Пони, шимпанзе, цеце, какаду, иваси
3группа
Мисс, фрейлейн, денди, леди, кутюрье
4группа
Онтарио, «Таймс», Сухуми, Конго, Гоби
5группа
СНГ, ООН, МГУ, ГЭС, ФСБ
6группа
Луна-парк, плащ-палатка, женщина-посол
16.03.2019
слайд №10
10

Группа 1.

слова
Кашне
Кимоно
Торнадо
Хинди
Салями
16.03.2019
род
Средний
Средний
Мужской
Мужской
Женский
слайд №11
определение
Шелковое
Яркое
Разрушительный
Трудный
Вкусная
11

1. Слова, обозначающие неодушевленные
предметы, обычно относятся к среднему
роду;
К мужскому роду относятся слова: бри,
сулугуни(сыр),кофе, пенальти, га, торнадо,
сирокко (ветер); названия языков: хинди,
урду, бенгали и другие;
К женскому роду относятся слова: салями
(колбаса),кольраби, брокколи(капуста),
авеню, стрит(улица) и другие.
16.03.2019
слайд №12
12

Группа 2

слова
Пони
Шимпанзе
Цеце
Какаду
Иваси
16.03.2019
род
Мужской
Мужской
Женский
Мужской
Женский
слайд №13
определение
Ласковый
Огромный
Редкая
Яркий
Вкусная
13

2. Названия животных обычно относятся
к мужскому роду, но могут относиться и
к женскому роду, если идет речь о самке.
К женскому роду относятся слова:
цеце(муха), иваси (рыба).
16.03.2019
слайд №14
14

Группа 3

слово
Мисс
Фрейлейн
Денди
Леди
Кутюрье
16.03.2019
род
Женский
Женский
Мужской
Женский
Общего рода
слайд №15
определение
Юная
Очаровательная
Чопорный
Старая
Известный
15

3. Слова, обозначающие людей, имеют род,
соответствующий полу обозначаемого лица.
К общему роду относятся одушевленные
имена существительные, равноправно
называющие и мужчин, и женщин: визави,
парвеню, протеже, янки.
Большинство несклоняемых названий
профессий относится к мужскому роду даже
в том случае, если речь идет о женщине: Она
- опытный кутюрье. Он известный кутюрье.
16.03.2019
слайд №16
16

Группа 4

слово
Онтарио
«Таймс»
Сухуми
Конго
Гоби
16.03.2019
род
Средний
Женский
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
определение
Знаменитое
Ежедневная
Солнечный
Полноводная
Безжизненная
17

4. Род несклоняемых имен собственных
определяется по родовому понятию (город,
река, пустыня, газета, журнал и.т.д.)
16.03.2019
слайд №1
18

Группа 5

слово
СНГ
ООН
МГУ
ГЭС
ФСБ
16.03.2019
род
Средний
Женский
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
Глагол
Образовано
Заявила
Объявил
Запущена
Предупредила
19

Группа 6

слово
Луна-парк
Плащ-палатка
Женщина-посол
16.03.2019
род
Мужской
Женский
Женский
слайд №1
определение
Интересный
Брезентовая
Красивая
20

5. Род сложносокращенных слов определяется
по главному слову. СНГ (Содружество
независимых государств).
6. К мужскому роду относятся слова: вуз, МИД,
ЖЭК.
Род сложных существительных определяется
по двум правилам:
1) Если 1-ая часть не изменяется, то род
определяется по 2-ой части: меч-рыба (ж.р),
Царь-пушка(ж.р.);
2) Если склоняются обе части, род определяется
по первому слову: диван-кровать(м.р),
монастырь-крепость (м.р.),платье-костюм
(ср.р.).
16.03.2019
слайд №1
21

1. а) обойтись семьюдесятью
шестью днями;
б) не прекословьте;
в) эта ткань более светлее;
г) килограмм помидоров.
4. а) у обоих девушек;
б) свыше четырех тысяч
метров;
в) несколько юношей;
г) попробую.
2. а) к две тысячи восьмом
году;
б) положьте на полку;
в) много вишен;
г) опытные шоферы.
5.
а) пара туфель;
б)несколько полотенец;
в)опытные доктора;
г) около пятиста километров.
6.
а)сильнейший борец;
б)здоровые дёсна;
в)сорока рублями;
г)несколько цапель.
3. а) несколько помидор;
б) очень озяб;
в) до две тысячи двадцать
второго года;
г) старые профессора.
16.03.2019
слайд №1
22

Запомните: нельзя смешивать простую и составную форму сравнительной и превосходной степени прилагательных

Образование степеней сравнения прилагательных
Сравнительная степень
Превосходная степень
простая
составная
простая
-Е,
-ЕЕ
-ЕЙ
-ШЕ
БОЛЕЕ
МЕНЕЕ
+
исходная форма
прилагательного
-ЕЙШ-АЙШ-
16.03.2019
слайд №1
составная
САМЫЙ
НАИБОЛЕЕ
НАИМЕНЕЕ
ВСЕГО
ВСЕХ
+
исходная форма
прилагательного
23

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы.

В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь
вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я).
-Ы(-И)
-А(-Я)
адреса, директора, инспектора,
паспорта, отпуска, терема, шелка,
купола, штемпеля, якоря, борта,
буфера, векселя, вечера, вороха,
желоба, жернова, инспектора,
катера, кителя, клевера, колокола,
кузова,купола, окорока, округа,
ордера, паспорта, перепела,
повара, погреба, профессора,
сторожа, тенора, фельдшера,
флюгера, штабеля, штемпеля.
Акушеры, бухгалтеры,
библиотекари,
вы΄боры, грифели, драйверы,
диспетчеры,договоры,
инструкторы, инженеры,
корректоры, лекари, лифты,
офицеры, плееры, полисы, порты,
принтеры, ре΄кторы, редакторы,
склады, слесари, снайперы, то΄кари,
то΄рты, тренеры, флигели,
флоты, фронты΄,шоферы.
16.03.2019
слайд №1
24

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных

-нулевое окончание
-ов
Ботинок, валенок, чулок, погон,
лампас, эполет.
Носков, гольфов, клипсов,
брело΄ков
Армян, башкир,болгар, бурят,
грузин, осетин, лезгин, румын,
татар, туркмен, турок, цыган.
Калмыков, киргизов, монголов,
таджиков, узбеков,
якутов,хорватов.
Яблок, слив.
Апельсинов, мандаринов,
помидоров, томатов, гранатов.
Ампер, аршин, бит, ватт, вольт,
радиан, рентген
Акров, байтов,граммов, каратов,
килограммов, гектаров, рельсов.
Гренадер, гусар, драгун, улан,
партизан.
Минеров, саперов,мичманов.
16.03.2019
слайд №1
25

Существительные среднего рода без ударения
-ье
Р.п. мн.ч.
-ья
-ИЙ
Р.п. мн.ч.
Побережье - побережий,
соленье - солений
- ИЙ
Оладья - оладий
Плясунья- плясуний
Слова-исключения
Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев,
подмастерье -подмастерьев:
Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья- хлопьев
Существительные среднего рода под ударением
-ье
Р.п. мн.ч.
-ья
- ЕЙ
Ружье - ру΄жей
Ладья- ладе΄й
Слова-исключения: копьё - копий.
16.03.2019
слайд №1
26

Сущ. ср.р. в И.п. на –ЦЕ
в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ
Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце полотенец, сердце – сердец,
Исключение: солнце - солнц
В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода
окончание - нулевое или - ЕЙ
Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель, баржа-барж,
серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей.
Если у сущ. перед -НЯ стоит
гласная
окончание мягкое: богинябогинь
Если у сущ. перед –НЯ стоит
согласная
окончание твердое: баснябасен
16.03.2019
слайд №1
27

Склонение числительных

количественные
составные
сложные
Склоняются все составные
шестьдесят – шестьюдесятью
пятьсот- пятьюстами
Шестьсот пятьдесят шесть –
шестьюстами пятьюдесятью
шестью
16.03.2019
порядковые
Склоняется только последняя
цифра
двадцать второй - двадцать
вторым
слайд №1
28

Сочетаемость собирательных числительных

Собирательные числительные
сочетаются
Собирательные
числительные не сочетаются
1. с сущ. м.р. и общего рода,
называющих лиц мужского пола:
друг - двое друзей, сирота – трое сирот
1. с сущ., обозначающими лиц
женского пола: две девушки, но
нельзя говорить: двое девушек.
2. с сущ. ,имеющими формы ТОЛЬКО
мн.ч.: сутки - четверо суток
2. с сущ. м.р., называющих
животных: двое овец. (нельзядвое волков, но можно двое
волчат)
3. с сущ. дети, ребята, люди, лицо
двое детей, трое ребят, четверо
молодых людей, двое незнакомых лиц.
4. с личными местоимениями: нас двое,
их было пятеро.
5. с субстантивированными
числительными и прилагательными,
обозначающими лиц: вошли двое, трое
слайд №1
16.03.2019
неизвестных.
29

Использованная литература:

А.Г.Нарушевич «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому
языку: планирование занятий, организация урока, система
упражнений». М. Педагогический университет «Первое
сентября», 2010г
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова «Русский язык». М
«Просвещение»2009г
Н.В.Егорова и другие «Поурочные разработки».М. «ВАКО»,
2008г
Т.С.Кудрявцева и др. «Русский язык»М. «Дрофа»,2002г
16.03.2019
слайд №1

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм существительных 1. Иноязычные по происхождению несклоняемые существительные, обозначающие неодушевлённые предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение: горячий кофе (мужской род). 2. В современном литературном языке слово туфля женского рода. Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению. 3. Слово тюль мужского рода. К мужскому роду относятся также слова: банкнот, шампунь

Слайд 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных ПАРА НО СРЕДИ НО ботинок апельсинов армян калмыков валенок баклажанов грузин киргизов погон гектаров осетин монголов сапог мандаринов башкир таджиков чулок помидоров бурят тунгусов носков рельсов румын узбеков томатов татар якутов фильмов туркмен комментариев турок коррективов цыган

Слайд 3

НЕСКОЛЬКО НО ОТРЯД НО ампер граммов солдат минёров ватт килограммов партизан сапёров вольт гренадёр гран гусар драгун кирасир улан МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных В литературном языке употребляются следующие формы родительного падежа множественного числа (одни без окончания, другие с окончанием): а) слова мужского рода

Слайд 4

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕСКОЛЬКО барж, простынь НО басен, яблонь вафель, долей туфель, кеглей домен, пригоршней кочерёг, саклей оглобель, свечей игра не стоит свеч свадеб, цаплей б) слова женского рода

Слайд 5

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕТ верховьев коленей болотцев блюдец низовьев снадобий, оладий копытцев зеркалец устьев яблок кружевцев одеялец платьев древков поленцев полотенец захолустий личиков побережий остриёв в) слова среднего рода

Слайд 6

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён существительных НЕ БЫЛО нападок НЕ БЫЛО будней потёмок граблей сумерек яслей заморозков лохмотьев помоев г) слова, не имеющие формы единственного числа

Слайд 7

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности. 1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей: красивый – красивее/красивей; сильный – сильнее/сильней. Обратите внимание, что формы более, менее, далее, долее, ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней, меней недо­пустимы в литературной речи!).

Слайд 8

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом – с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень): более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

Слайд 9

Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи: Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире. Грамматически корректными будут предложения: Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире. Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён прилагательных

10

Слайд 10

Правила склонения и употребления собирательных числительных. 1. С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей. 2. С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей. 3. С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней. 4. С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных. 5. С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро. Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных

11

Слайд 11

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных Составные порядковые числительные Составные порядковые числительные – это числительные, которые обозначают порядок существительных, и состоят из нескольких слов: двадцать первый год от роду, сорок пятый дом. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных:. первый, первого, первому и т.д

12

Слайд 12

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных Составные и сложные количественные числительные. По правилам русского языка каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения: В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью. Имена числительные «сто» и «сорок» в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.

13

Слайд 13

Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов. Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны. Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм имён числительных

14

Слайд 14

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм местоимений 1) Местоимение они не соотносится с собирательными существительными (народ, молодежь, купечество). Неправильно: Народ дружно шёл на выборы, потому что они понимали как это важно. Вместо: они → он или народ → люди. 2) Личные местоимения не могут употребляться в роли второго подлежащего или дополнения. Неправильно: Плюшкин, он – отрицательный герой романа. Вместо: Плюшкин – отрицательный герой романа.

15

Слайд 15

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм местоимений 3) При наличии двух субъектов действия местоимения его, её требуют дополнительного пояснения или перефразирования предложения, чтобы не возникало двусмысленности. Неправильно: Профессор предложил аспиранту прочитать его доклад (чей: профессора или аспиранта?). Вместо: Профессор попросил, что бы аспирант прочитал свой доклад. 4) Определительные местоимения всякий, любой и каждый не могут заменять друг друга. Неправильно: Любой (вместо: каждый) человек сам отвечает за свою жизнь.

16

Слайд 16

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов Есть свои основные морфологические нормы, регулирующие употребление глаголов. 1) Следует различать глагольные пары: видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать, лазить – лазать и т. п. Первый вариант книжный, второй – разговорный. 2) Глаголы с чередованием О / /А в основе: обусловливать – обуславливать, сосредоточивать – сосредотачивать и т. п. также различаются как книжные (форма на О) и разговорные (форма на А).

17

Слайд 17

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов 3) У так называемых «недостаточных» глаголов (победить, убедить, очутиться, дерзить, ощутить) форма 1-ого лица единственного числа будущего времени имеет составной характер и образуется с помощью слов смогу/сумею/ должен. 4) У «изобилующих» глаголов есть две формы настоящего времени со стилистическим или смысловым различием, которые нужно учитывать. Например: машет – махает (книжный и разговорный вариант), двигает (‘перемещает’) – движет (‘руководит, побуждает’). 5) У глаголов в прошедшем времени основной выступает форма без суффикса -ну (мокнуть – мок, привыкнуть – привык).

18

Слайд 18

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление глаголов 6) В рамках одного предложения следует соблюдать единство видо -временных форм глаголов, согласно которому все глаголы и их формы должны употребляться в одной грамматической форме. Неправильно: В отпуске он отдохнул и снова занимался (вместо: занялся) любимым делом. 7) В особой форме глагола деепричастии суффикс -в является нормативным, тогда как суффикс -вши – просторечный. Неправильно: прочитавши книгу (вместо: прочитав). Таким образом, морфологические нормы группируются по частям речи, регламентируя, как следует образовывать формы слов. В случае затруднения рекомендуется обращаться к грамматическим словарям.

19

Слайд 19

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление причастий Смешение возвратных и невозвратных причастий ведёт к ошибке: Федеральные войска, сражающие (вместо правильной формы: сражающиеся) на улицах Грозного, отбили здание комендатуры. Примечание: возвратными причастиями являются те, которые имеют возвратный суффикс -СЯ. Смешение действительных и страдательных причастий ведёт к ошибке: Девочка, воспитывающаяся (вместо правильной формы: воспитываемая) бабушкой, учится хорошо.

20

Слайд 20

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление деепричастий Запомните: литературными являются формы деепричастий на -В (не на -ВШИ!) : встретив, купив, подумав, сняв (не встретивши, купивши, подумавши, снявши); из вариантов: высунув - высуня, положив - положа, разинув - разиня, скрепив - скрепя, сломив - сломя - литературными являются первые формы; вторые формы устарели и сохраняются лишь во фразеологических сочетаниях (скрепя сердце, сломя голову, положа руку на сердце и т.д.)

21

Слайд 21

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление деепричастий Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно). Допускается, хотя и не приветствуется, использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).

22

Слайд 22

23

Слайд 23

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Управление в словосочетаниях с предлогами

24

Слайд 24

25

Слайд 25

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

26

Слайд 26

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

27

Слайд 27

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Правописание приставок

28

Слайд 28

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого 1. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например большинство голосовало за предложенную резолюцию, меньшинство было против. Постановка сказуемого в форме множественного числа в этом случае может быть продиктована условиями контекста или стилистическим заданием, например: На конгресс славистов прибыло много гостей; задолго до заседания большинство заняли отведенные для них места (форма заняли находится в соответствии с последующей формой множественного числа для них); Проценко вполне отчетливо представлял себе, что большинство, очевидно, умрут здесь... (Симонов).

29

Слайд 29

2. Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже единственного числа, например: Подавляющее большинство населения пришло на избирательные участки. Сказуемое может стоять во множественном числе при так называемом обратном согласовании, т.е. согласовании связки не с подлежащим, а с именной частью составного сказуемого, например: большинство группы были приезжие. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого

30

Слайд 30

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого 3. Сказуемое ставится как в форме единственного, так и в форме множественного числа, если собирательное существительное имеет при себе управляемое слово в родительном падеже множественного числа. Сравните: На дворе множество людей... обедало, сидя без шапок около братского котла (Пушкин). – Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в верь (Лесков).

31

Слайд 31

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда... (А.Н. Толстой); Тридцать два человека... дышали одним духом (Шолохов. Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве и т.д. (т.е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа, например: Три царства перед ней стояло (Некрасов);...При больнице состояло два человека (Тургенев); Умерло от удара... еще три человека (Л. Толстой); В комнате было два окна с широкими подоконниками (Каверин).

32

Слайд 32

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое, как правило, ставится в форме единственного числа, например: Двадцать один делегат прибыл на совещание;...было подано сразу тридцать одно заявление (Шолохов). Форма множественного числа данной конструкции может быть обусловлена контекстом, например: Двадцать один делегат встретились за круглым столом (сказуемое-глагол встретились указывает на взаимное действие, которое выражается формой множественного числа); Двадцать один ящик с посудой, которые были доставлены на базу, попали туда по ошибке (влияние придаточного предложения с союзным словом которые в форме множественного числа); За все уплачено 231 рубль (при формальной роли подлежащего счетный оборот имеет значение обстоятельства меры в страдательной конструкции); Двадцать один студент не явились на экзамен (эмоционально окрашенный разговорный вариант, подчеркивающий количество отсутствовавших).

33

Слайд 33

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА С огласование подлежащего и сказуемого При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно согласуется по правилам согласования с подлежащими-существительными (в роде и числе), например: Тысяча книг поступила в школьную библиотеку; Миллион демонстрантов заполнил площади и улицы столицы.

34

Последний слайд презентации: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Употребление форм

В русском языке порядок слов свободный. Он может быть прямым и обратным - в зависимости от положения подлежащего и сказуемого в предложении. Вечерняя заря в пучине догорала, // Над мрачной Эльбою носилась тишина... (А. С. Пушкин СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Порядок слов в предложении И если мы не будем следовать норме, то в нашей речи появятся такие предложения: Была организована выставка работ воспитателей, родителей, детей из природного материала (получается, что дети из природного материала

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы русского языка Презентация подготовлена студентами 473 группы Брицова А. Васильева А. Мельникова Д. Хуснутдинова Э..

2 слайд

Описание слайда:

Великие о речи… Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать. А.П.Чехов Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д.И. Писарев

3 слайд

Описание слайда:

Качества хорошей речи Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, её уместность, соответствие стилевому назначению

4 слайд

Описание слайда:

О речи и её нормах Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы литературного языка. Норма литературного языка - это единообразное, образцовое общепризнанное употребление элементов языка. Языковые нормы речи: орфоэпические, нормы словообразования, морфологические, синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные.

5 слайд

Описание слайда:

Морфологические нормы. Что это такое? Морфологические нормы – это правила образования слов разных частей речи. Сравни: Правильно: их слезай красивее три студентки Неправильно: ихний слазь красивше или более красивее трое студенток

6 слайд

Описание слайда:

Запомните: при образовании форм имен существительных опасность представляют вариантные формы. В форме И.п.мн.ч. существительные могут иметь вариантные окончания; - ы(-и) и –а(-я). слайд №1 -Ы(-И) -А(-Я) адреса, директора, инспектора, паспорта, отпуска, терема, шелка, купола, штемпеля, якоря, борта, буфера, векселя, вечера, вороха, желоба, жернова, инспектора, катера, кителя, клевера, колокола,кузова,купола, окорока, округа, ордера, паспорта, перепела, повара, погреба, профессора, сторожа, тенора, фельдшера, флюгера, штабеля, штемпеля. Акушеры, бухгалтеры, библиотекари, вы΄боры, грифели, драйверы,диспетчеры,договоры, инструкторы, инженеры, корректоры, лекари, лифты, офицеры, плееры, полисы, порты, принтеры, ре΄кторы, редакторы, склады, слесари, снайперы, то΄кари, то΄рты, тренеры, флигели, флоты, фронты΄,шоферы.

7 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: При образовании форм имен существительных трудности связаны с выбором вариантов падежных окончаний. Нулевые окончания закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся: названиями единиц измерения: сто ампер, аршин, бит, бон, ватт, гектар, карат, рентген; названиями национальностей: много армян, башкир, румын, цыган, грузин, осетин, туркмен, молдаван: НО: бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, мордвинов, негров, таджиков, тюрков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, эскимосов, эфиопов, якутов и др.;

8 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: Названиями парных предметов: несколько ботинок, бот, брюк, бутс, валенок, галош, кед, лат, манжет, мокасин, погон, сапог, чулок, шпор, штиблет, шорт, эполет; НО: носков, гольфов, клипсов; А также у существительных жен.р. на –НЯ: пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен, простыня – простынь, башня – башен; У слов барж, клавиш, кладбищ, координат, макарон, оладий, отметок, туфель. Окончания –ОВ/-ЕВ закрепились в форме Р.п. мн.ч. слов, являющихся названиями овощей и фруктов: килограмм ананасов, бананов, томатов, НО: яблок. Существительные ср.р. на –ЬЕ в большинстве своем оканчиваются на –ИЙ: побережье – побережий, раздумье – раздумий, НО: платьев, устьев и др.

9 слайд

Описание слайда:

Окончания родительного падежа множественного числа имен существительных слайд №1 -нулевое окончание -ов Ботинок, валенок, чулок, погон, лампас, эполет. Носков, гольфов, клипсов, брело΄ков Армян, башкир,болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган. Калмыков, киргизов, монголов, таджиков, узбеков,якутов,хорватов. Яблок, слив. Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, гранатов. Ампер, аршин, бит, ватт,вольт, радиан, рентген Акров,байтов,граммов, каратов, килограммов, гектаров, рельсов. Гренадер, гусар, драгун, улан, партизан. Минеров,саперов,мичманов.

10 слайд

Описание слайда:

Образование некоторых форм имен существительных: В некоторых случаях окончания существительных в И.п. мн.ч. служат для разграничения лексического значения слов: рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски занятий – предъявить пропуска. Не допускайте «скопления одинаковых падежей» («нанизывание падежей»): Приступили к подготовке к выборам; Вопрос будет рассмотрен назначенной директором комиссией. Правильно определяйте род склоняемых существительных, например: импортный шампунь, красивый тюль, старый рояль, полезный овощ, мой день рождения, просторный зал, стальной рельс, одна плацкарта, левая туфля, тапка, тапочка, кроссовка.

11 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Существительные среднего родабез ударения -ье -ья Р.п. мн.ч.-ИЙ Р.п. мн.ч.- ИЙ Побережье - побережий, соленье - солений Оладья- оладий Плясунья-плясуний Слова-исключения Верховье - верховьев, низовье - низовьев, платье - платьев, устье - устьев, подмастерье -подмастерьев: Коренья - кореньев, лохмотья –лохмотьев, отрепья- отрепьев, хлопья-хлопьев Существительныесреднего рода под ударением -ье -ья Р.п. мн.ч. - ЕЙ Ружье -ру΄жей Ладья- ладе΄й Слова-исключения: копьё - копий.

12 слайд

Описание слайда:

слайд №1 Сущ. ср.р. в И.п.на –ЦЕ в Р.п. мн.ч. на -ЕЦ Блюдце - блюдец, зеркальце - зеркалец, полотенце - полотенец, сердце – сердец, Исключение: солнце - солнц В Р.п. мн.ч. у ряда сущ. ж.р. и общего рода окончание - нулевое или - ЕЙ Вафля - вафель, петля - петель, туфля - туфель,баржа-барж, серьга - серег, манжета-манжет, скатерть- скатертей. Если у сущ. перед-НЯ стоит гласная окончание мягкое:богиня-богинь Если у сущ. перед –НЯ стоит согласная окончание твердое:басня-басен

13 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён прилагательных

14 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффикса –ЕЕ (-ЕЙ): красивее – красивей; при помощи суффикса –Е: высокий – выше, дорогой – дороже; при помощи суффикса –ШЕ: тонкий – тоньше; - от других основ: хороший – лучше. Образуется путём прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее чёткий. Способы образования сравнительной степени прилагательных

15 слайд

Описание слайда:

Простая форма Сложная (составная) форма Образуется при помощи суффиксов –ЕЙШ (-АЙШ): красивейший, высочайший; при помощи суффикса –Ш: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка НАИ-: наивысочайший; от других основ: хороший – лучший Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательного слов всех, всего: всех милее, всего красивее Превосходная степень

16 слайд

Описание слайда:

НЕЛЬЗЯ МОЖНО самый тончайший, более умнее, наименее красивее. самый тонкий или тончайший, более умный или умнее, наименее красивый или красивее. Обратите внимание! Недопустимо соединение в одной конструкции простой и сложной форм сравнительной и превосходной степени:

17 слайд

Описание слайда:

Бойкий – бойчее и бойче, Гибкий – гибче, Глубокий – глубже, Горький (опыт) – горше, Горький (мед) – горче, Мелкий – мельче, Узкий – уже, Плохой – хуже, Хороший – лучше. Запомни!

18 слайд

Описание слайда:

О формах кратких прилагательных Из вариантных форм кратких прилагательных на -ЕН и на -ЕНЕН в современном литературном языке чаще употребляются формы на -ЕН. Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен.

19 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении степеней сравнения прилагательных. Устно исправьте предложения. 1) Речь бабушки более ярче и выразительнее, чем речь других героев повести. 2) Слова Луки производят на обитателей ночлежки самое сильнейшее впечатление. 3) Ольга была более моложе Татьяны. 4) Из-за ливней экспедиция работала в более труднейших условиях. 5) Домой мы возвращались коротчайшей дорогой.

20 слайд

Описание слайда:

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ Особенности употребления имён числительных

21 слайд

Описание слайда:

Имя числительное – часть речи, в которую входят слова, обозначающие число, количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечающие на вопросы сколько? который? Количественные обозначают количество предметов: пять тысяч шестьдесят два; различают 1) целые (десять, сто), 2) дробные (две пятых, пять целых семь сотых), 3) собирательные (двое, пятеро) Порядковые - числительные, обозначающие порядок при счёте: первый, десятый, сто шестидесятый

22 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных числительных (сколько?) Составные: склоняются все слова, все части: Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя полтора: полтораста И.,В. – полтора (м., ср.р.), полторы (ж.р.) полтораста Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста сорок, девяносто, сто: И., В. – сорок, девяносто, сто Р., Д., Т., П. – окончание –а.

23 слайд

Описание слайда:

Склонение количественных имен числительных Десятки: обе части оканчиваются одинаково пятидесяти, пятьюдесятью. Сотни: склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота И.,В. пять нот – пять сот. Р. пяти нот - пятисот. Д. пяти нотам – пятистам Т. пятью нотами – пятьюстами П. о пяти нотах – о пятистах

24 слайд

Описание слайда:

Склонение порядковых имен числительных (который?) Склоняется только последнее слово до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года) в две тысячи пятьсот девяноста седьмом (году) При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к пятому января, перед первым сентября

25 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Прочтите вслух предложения, правильно образуя окончания числительных и согласующихся ними существительных. 1. В реферате имеется приложение с 25 схем... 2. Студенту не хватает 9 книг. 3. К 247 абитуриентам добавились ещё 11 человек.

26 слайд

Описание слайда:

Сочетание собирательных числительных с существительными Собирательные числительные (от 2 до 10): двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. 1) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев); с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят); с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот); с личными местоимениями (двое из нас, пятеро из них).

27 слайд

Описание слайда:

оба обе обоих, обоим, обоими только с существительными мужского, среднего рода Обоим братьям, на обоих полотнах, обеих, обеим, обеими только с существительными женского рода обе сестры, по обеим сторонам Следует запомнить

28 слайд

Описание слайда:

Потренируемся! Составьте словосочетания числительных, ОБА, ОБЕ со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба студента; обоим студентам. Институт, сессия, речь, декан, подпись, экзамен, заявление, студентка, лицо.

29 слайд

Описание слайда:

Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов Особенности употребления глаголов Глагол ПОЛОЖИТЬ – только с приставкой! Положи, положите Инфинитив Ед.число Множ.число глядеть гляди глядите ехать поезжай поезжайте лазать лазай лазайте лезть полезай, лезь полезайте, лезьте лечь ляг лягте трогать трогай трогайте класть клади кладите