ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Нормывремени - автонормы - программа для быстрого расчета стоимости ремонта отечественных и импортных автомобилей. Нормы времени на ремонт автомобилей и техническое обслуживание Программа норма час для автосервиса

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей является одним из ключевых показателей, влияющих на ценовую привлекательность СТО для клиентов и на прибыльность работы автосервиса. Настоящая статья раскрывает объективные механизмы формирования цен на услуги. Изложенная информация предназначена, прежде всего, для специалистов, занимающихся вопросами ценообразования в сервисе, а так же познавательна для широкого круга интересующихся этой темой автолюбителей.

Основы ценообразования на услуги автосервиса

Базовый механизм формирования стоимости услуг в хорошо организованном автосервисе прост: установленная применяемым справочником на конкретную сервисную операцию норма времени умножается на утвержденную стоимость нормочаса.

Нормы времени устанавливает производитель автомобиля, с учетом конструктивных особенностей отдельных моделей машин собственного производства. Такая информация доступна дилерским станциям и авторизованным СТО напрямую от автопроизводителя. Применение единых норм времени и технологии работ призвано гарантировать клиентам обслуживание в любом официальном сервисе по одному стандарту.

Стоит отметить, что иногда официальные дилеры в своем программном обеспечении системно или их сотрудники при оформлении заказов-нарядов индивидуально корректируют установленные автопроизводителем нормы, чтобы таким образом исправить явные ошибки справочника или увеличить свой заработок.

Независимые СТО находятся в более сложном положении: у них гораздо шире разнообразие обслуживаемых машин, конструктивные особенности которых предопределяют разницу в продолжительности однотипных работ. К тому же независимым станциям без прямого контакта с автопроизводителями зачастую просто нереально получить разнообразные нормы времени и поддерживать в этой части свою базу данных в актуальном состоянии. Они чаще всего определяют свои расценки на работы с оглядкой на средние сложившиеся цены у прямых конкурентов, либо опираются на накопленный ранее собственный опыт - создают свой справочник базовых норм, которые берут лишь за основу, предлагая клиентам при этом доплачивать «по факту», в зависимости от реальной продолжительности работ на конкретном автомобиле. Разумеется, иногда контактный персонал таких СТО использует возможности «схитрить» в свою пользу, когда понимает, что взаимодействуют с не очень осведомленным автолюбителем. Официальные дилерские станции и авторизованные сервисы в этой части более предсказуемы, ибо связаны обязательствами перед автопроизводителем применять единые нормы времени. «Хитрости» в их работе тоже можно встретить, но они скорее исключение, чем правило.

Дифференциация стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей утверждается руководителем компании или директором сервиса. Крайне редко применяется одно значение – чаще всего речь идет о дифференцированном ценообразовании. Так, например, официальный дилерский центр может оперировать следующими позициями стоимости нормочаса на ремонт автомобилей и их обслуживание:

    на ТО (техническое обслуживание) для автомобилей в гарантийном периоде;

    на ТР (текущий ремонт) для автомобилей в гарантийном периоде;

    на ТО и ТР в постгарантийном периоде;

    на автомобили непрофильных марок;

    на автомобили сотрудников компании;

    на услуги шиномонтажного поста и поста мойки;

    для внутрикорпоративных взаиморасчетов с компаниями одной группы;

    на некоммерческие внутренние работы, выполняемые за счет самой компании для собственных нужд (мойка своих тестовых автомобилей и т.п.).

Стоимость нормочаса в автосервисе на техническое обслуживание гарантийных машин, разумеется, является максимальным среди остальных. Логика такой ценовой политики проста: автовладелец «привязан» к дилерскому сервису заводской гарантией и терпит из-за этого высокие расценки.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей в гарантийном периоде (текущий ремонт) чаще устанавливается в пониженном размере, так как в этой части официальный сервис уже чувствует конкуренцию независимых СТО. Замену тормозных колодок и другие работы, не входящие в ТО по регламенту и не попадающие под бесплатные для клиента работы по гарантии, автовладелец может сделать в альтернативном сервисе по более привлекательным ценам.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей и их ТО в официальном дилерском центре при выходе автомобиля за гарантийный период снижается, как правило, кардинально. Владелец теряет возможности бесплатного устранения неисправностей в рамках гарантийной поддержки автопроизводителя и у него теряется мотивация платить по высоким тарифам. Практически все официальные дилеры на это вынужденно реагируют, чтобы удержать клиента у себя. Те же самые работы с тем же качеством по возрастному автомобилю сделают по расценкам примерно в полтора-два раза ниже тех, которые применялись в гарантийном периоде. Важным обстоятельством является так же и то, что зачастую за это время автомобиль переходит к новому владельцу. Второй, третий и последующие автовладельцы рассматривают обслуживание в любом месте (вплоть до гаража частного механика) и менее всего склонны тратить на сервис у дилера столько же средств, сколько и покупатель нового автомобиля, стремящийся сохранить гарантию автопроизводителя в первые годы владения. Специализированная на определенной марке автомобилей СТО, особенно в составе дилерского центра, может спокойно держать цены для машин в послегарантийном периоде эксплуатации чуть выше, чем альтернативные сервисы. Базируется такая возможность на том, что немалая часть обеспеченных клиентов готова доплачивать эту небольшую разницу за компетенцию исполнителей, меньшие риски и сопутствующее клиентское обслуживание по более высокому уровню. Особенно это актуально для владельцев автомобилей брендов, которые относятся к сегментам High-middle (выше среднего), Premium и Lux.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей в автосервисе официального дилерского центра на автомобили непрофильных марок либо немногим меньше, чем на автомобили «своего» бренда в послегарантийном периоде, либо выше. Первый случай свидетельствует о заинтересованности руководства обеспечить центру и персоналу любой дополнительный заработок. Второй случай демонстрирует противоположную политику, так как руководство не хочет оказывать низкодоходные услуги по тем или иным соображениям.

Например, высокие «заградительные» цены на сервис непрофильных автомобилей могут быть установлены в официальных дилерских автоцентрах премиальных брендов, чтобы ограничить обслуживание автомобилей массового бренда и не нарушать ауру исключительности для своих основных клиентов. К тому же, работа с машинами, на которые нет доступа к технической информации и утвержденным способам ремонта, сопряжена с повышенным риском ошибок и последующей ответственности. Да и дорогостоящее оборудование изнашивается, не принося достаточного уровня прибыли на вложенные в него денежные средства. Такой ценовой стратегии могут придерживаться дилеры, загрузка сервисной станции которых автомобилями профильного премиального бренда достаточна для прибыльной деятельности.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей компании (внутренние работы) и для внутрикорпоративных клиентов (автомобили компаний своей группы) зависит от политики руководства с учетом действующей разницы в налогообложении компаний и некоторых других факторов. Например, при работе автосервиса на упрощенной системе налогообложения выгоднее компании того же собственника, но работающей на общем режиме налогообложения, оказывать услуги по завышенной стоимости. Однако есть и риски претензий со стороны налоговых органов по такой «оптимизации» с серьезными последствиями.

Какие есть ключевые ориентиры для принятия решения о стоимости нормочаса на ремонт автомобилей? Прежде всего, руководствуются двумя факторами: для клиентов сервиса на платные услуги руководствуются сложившимся ценообразованием у прямых конкурентов в своем сегменте рынка, а для установления минимальных расценок для внутренних работ и обслуживанию автомобилей сотрудников отталкиваются от прямых расходов на оплату труда механиков.

При расчете стоимости нормочаса на ремонт автомобилей к установленному тарифу оплаты туда механика за каждый проданный норма-час следует добавить еще резерв на отпускные и больничные расходы. При базовой продолжительности ежегодного отпуска в 28 календарных дней и преимущественно мужском составе работников резерв можно посчитать в размере ориентировочно 12% (отношение количества отпускных дней к рабочим за год). На все это необходимо добавить 30,4% для покрытия расходов на выплату единого социального налога (ЕСН) и отчислений «на травматизм». Стоит так же добавить некоторую сумму на покрытие ряда прямо сопутствующих расходов, к которым, как минимум, следует отнести:

    сумма на оплату услуг банка за перечисление заработной платы сотруднику и налогов по действующим тарифам банка на расчетно-кассовое обслуживание;

    сумму на износ спецодежды, на полагающиеся по действующему законодательству механику моющие и чистящие средства, на ветошь и прочие материалы, не включаемые в заказ-наряд для оплаты клиентом;

    сумму на износ инструмента (определяется расчетным путем способом деления затрат на списанный инструмент за длительный период (например, год или даже два-три года) и количество закрытых «коммерческих» норма-часов за этот же период;

    некоторые другие, в соответствие с политикой руководства и бухгалтерии.

Имея исходную информацию можно произвести не самые сложные, но важные вычисления.

Пример расчета стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Рассмотрим пример расчета стоимости нормочаса на ремонт автомобилей 2018 года в легковом сегменте. Так, предположим:

    300 рублей – тариф начисления заработной платы механику за каждый закрытый по заказам-нарядам норма-час (из них 261 непосредственно выплачивается механику, а 39 рублей составляет налог на доходы физических лиц и подлежит уплате в бюджет);

    45 рублей - тариф начисления заработной платы мастеру-приемщику (за оформление документов и решение других вопросов);

    15 рублей - тариф начисления премии к заработной плате мастера цеха (за технологическое сопровождение работ и выходной контроль качества);

    43,2 рубля - резерв на отпускные и больничные;

    122,57 рубля – ЕСН и травматизм;

    30 рублей – сопутствующие расходы;

Итого получается чуть менее 556 рублей прямых расходов на оплату труда непосредственных исполнителей и прямых сопутствующих расходов.

Теперь стоит учесть налогообложение деятельности по оказанию сервисных услуг. Например, на общем режиме налогообложения необходимо прибавить налог на добавленную стоимость (НДС) по действующей ставке. Чаще всего в настоящее время услуги сервиса идут без НДС по упрощенной системе налогообложения (УСН). В самом простом для расчета варианте это налог 6% от валового дохода без учета затрат. То есть, полученная нами расчетом сумма прямых затрат должна составлять не менее 94% от установленной стоимости за час оплачиваемого времени. Минимальная стоимость нормочаса на ремонт автомобилей по приведенному нами примеру должна составить 556 / 0,94 = 591,5 рубль. При взятом для примера тарифе оплаты труда механика это самый минимум, который не учитывает расчеты амортизации основных средств (прежде всего - оборудования СТО), затрат на электроэнергию в ремонтной зоне и прочих цеховых расходов.

При расчете полной стоимости нормочаса на ремонт автомобилей учитываются не только прямые расходы на механика и цеховые расходы, но и все затраты компании, включая управленческие расходы, проценты по кредитам на организацию и развитие бизнеса и т.п.

По общему правилу расчет затрат на 1 норма-час производится путем деления начисленных по бухгалтерскому учету соответствующих затрат на количество коммерческих норма-часов, закрытых за тот же отчетный период. Для расчета лучше брать год, что позволяет учесть сезонные колебания уровня расходов и объемов работ. Таким же способом можно посчитать практически любые иные расходы, приходящиеся на один час оказываемых услуг.

Существенный вклад в себестоимость услуг СТО вносит аренда помещения или учет инвестиций в строительство и оборудование. Возьмем, для примера, что аренда подходящего помещения под небольшой частный сервис на несколько постов обойдется, по самым скромный подсчетам, ориентировочно в 300 000 рублей за месяц. При закрытии 1000 норма-часов ежемесячно в среднем по году, на каждый из них придется 300 рублей уплачиваемой аренды. Кроме этого есть еще затраты по отоплению, освещению и содержанию помещения и прилежащей территории, вывозу мусора, оплате услуг связи и т.п. Компания так же несет расходы на управление, кадровое делопроизводство и бухгалтерский учет. В стоимости нормочаса на ремонт автомобилей так же должен быть учтен интерес собственника бизнеса.

Продолжим расчет по приведенному нами выше примеру:

    556 рублей – расходы на оплату труда с налогами по основному персоналу;

    300 рублей – расходы на аренду помещения и прилегающей территории;

    50 рублей – расходы на содержание;

    100 рублей – расходы на управление;

    150 рублей – интерес собственника.

Получилось в сумме 1156 рублей. С учетом УСН 6% стоимость нормочаса для клиентов должна составлять в среднем не менее 1230 рублей после учета всех предоставленных скидок. Стоимость норма-часа в приведенном примере может быть назначена и немногим менее при условии, что часть необходимых расходов и интереса собственника покрываются получением прибыли от реализации запчастей и расходных материалов.

Сложнее всего официальным дилерам автомобильных брендов. Строительство и оснащение сервиса в составе дилерского центра с оборудованием по всем стандартам обходится им в десятки, а то и сотни миллионов рублей. При этом автопроизводитель требует от дилера нести значительные операционные текущие затраты по установленным стандартам обслуживания. Все это ложится весьма солидным дополнением затрат в себестоимость оказываемых сервисных услуг.

Стоит отметить, что подробная калькуляция стоимости нормочаса на ремонт автомобилей составляется в настоящее время редко, так как требует работы квалифицированной работы экономиста или опытного бухгалтера с дополнительными компетенциями в области ценообразования. Многие ориентируются только на уже сложившиеся на местном рынке цены.

Таблица стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Таблица стоимости нормочаса на ремонт автомобилей в автосервисе 2018 года, для примера:

    на внутренние работы (обслуживание собственного автопарка) – 500-600 рублей;

    для сотрудников автоцентра – от 600 до 1000 рублей, в зависимости от проводимой внутрифирменной политики;

    на техническое обслуживание (ТО) в гарантийном периоде: для массовых брендов бюджетного и среднего уровня – 1200-1500 рублей, для брендов верхнего сегмента среднего уровня (high middle, например, Тойота, Фольксваген, Хонда) – от 1500 до 1800 рублей, для премиальных брендов – от 2700 до 3500 рублей;

    на обслуживание автомобилей в послегарантийный период – от 1200 до 2000 рублей в зависимости от престижности бренда и возраста самой машины (например, для автомобилей премиального бренда свыше 3-х и до 5-ти лет – 1800-2000 рублей, а старше 5-ти лет – 1200-1300 рублей).

Всегда ли стоимость нормочаса на ремонт автомобилей применяется корректно? Нет, не всегда. На некоторые высококонкурентные виды работ может быть установлена фиксированная пониженная стоимость. Это актуально для услуг шиномонтажа и мойки в дилерских центрах. Точечное снижение может применяться и для отдельных работ, которые принято считать «ценовыми маячками». Цены на такие работы клиенты спрашивают часто и по ним, в основном, они судят об уровне цен в сервисе – замена масла в двигателе, замена тормозных колодок и тому подобные. К тому же, некоторым клиентам может быть установлена дополнительна скидка от собственника или уполномоченного операционного руководителя. В дополнение к этому, в зависимости от адекватности количества норма-часов по справочнику на отдельные работы и эластичности реакции клиентов сервиса на конечную стоимость, администрация СТО может вводить отдельные корректировки. Некоторые автопроизводители проводят политику единых цен на ТО, которые, при сопоставлении со справочной нормой времени и стоимостью норма-часа у конкретного официального дилера, так же могут дать расхождение. Стоит еще раз напомнить, что многие частные гаражные и некрупные независимые автосервисы в своем ценообразовании интуитивно ориентируются на конкурентное окружение и собственное понимание соотношения «цена-качество» на оказываемые ими услуги.

Средняя стоимость нормочаса на ремонт автомобилей

Средняя стоимость нормочаса на ремонт автомобилей отражает конечный результат совокупности оказываемых по разной стоимости услуг. Она определяется делением стоимости услуг на количество норма-часов по закрытым заказам-нарядам за выбранный период.

Падение значения средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей могут предопределять следующие основные причины:

    увеличение доли работ по низкой стоимости - например, рост послегарантийного ремонта при стабилизации или сокращении объемов ТО по машинам, находящимся в гарантийном периоде;

    снижение стоимости норма-часа;

    расширение практики дополнительных скидок на стоимость работ.

Увеличение средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей определяется причинами противоположного действия.

Приведем несложный пример для иллюстрации. По СТО закрыто 900 норма-часов по установленным расценкам 1200 рублей без скидок. Еще 100 норма-часов закрыто по 1000 рублей, т.е. со скидкой. Выручка всего составляет 1180 000 рублей, а средняя стоимость нормочаса - 1180 рубля.

Исследование динамики объемов и средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей раздельно по видам ремонтов или категориям клиентов позволит локализовать фактор поведения итоговых показателей оказываемых услуг. Глубокий структурированный анализ полезно делать для коммерческих и внутрифирменных объемов услуг раздельно. Нередко стабильный от периода к периоду средний нормочас на ремонт автомобилей скрывает негативные события, которые требуют вмешательства, или наоборот, нивелирует положительные результаты целенаправленных усилий персонала в каких-то значимых направлениях за счет действия других причин.

Заключение

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей требует корректного квалифицированного и не очень сложного расчета, который позволит осознанно выбирать ключевые контрольные точки в своей ценовой политике и правильно понимать причинно-следственные связи в прибыльности или убыточности автосервиса. Результаты расчета следует внимательно сверить со сложившимися на данном рынке ценами по прямым и потенциальным конкурентам и держать на контроле реакцию клиентов. Это необходимо для поиска оптимального соотношения «цена-качество» на оказываемые услуги и прибыльной работы автосервиса.

Простая или сложная неисправность, последствия аварии и даже плановое техническое обслуживание - все это приводит автовладельца в сервисный центр. При этом приходится оставлять автомобиль и весь период ремонта обходиться общественным транспортом. Во многих случаях это крайне неудобно. Без транспортного средства сложно не только деловому человеку. Как, например, съездить на рынок, отвезти детей в школу или секцию? А если автомобиль - рабочий инструмент? Тогда ситуация становится почти безвыходной.

Именно поэтому каждого автовладельца так интересуют типовые нормы времени на ремонт и легковых. Зная их, он сможет скорректировать свои планы, чтобы отсутствие машины не нанесло потерь.

Что дают нормативы

Нормирование времени на проведение ремонтных и обслуживающих работ транспортных средств позволяет владельцам техники определиться с планами. Но кроме того, продолжительность ремонта оказывает заметное влияние на его стоимость. И, зная заранее, сколько времени потребуется на ремонт, а также какие именно работы будут выполняться (это тоже можно узнать из нормативов), легко определяется планируемая стоимость работ. А финансовый вопрос не просто важен, он еще может оказаться и весьма болезненным, если решать его придется без подготовки. Так что нормы времени на ремонт легковых автомобилей необходимо знать каждому автовладельцу.

Проблемы при определении нормативов

Беда в том, что автопредприятия не распространяют нормативную информацию широко, а предоставляют ее только официальным представителям - дилерам, сервисным центрам и тому подобное. О том, как сложно получить подобные сведения в любом сервисном центре, знает каждый автовладелец. СЦ отнюдь не рвутся рассказать хозяину автомобиля о нормативах на ремонт и обслуживание, так что необходимую информацию приходится добывать самостоятельно.

Когда автосервису нужны нормативы

Нужно заметить, что информация, содержащая типовые нормы времени на ремонт автомобилей, не всегда требуется только частным автовладельцам. Случается, что в ней нуждаются и сервисные центры. Дело в том, что не все они работают с одной или двумя марками автомобилей. Существуют и так называемые мультиавтомобильные центры, в которые может обратиться владелец любой марки, выпущенной любым заводом-изготовителем. И сразу встает вопрос о том, сколько должен стоить ремонт или ТО данного автомобиля «неизвестной породы». Назначить цену с потолка может оказаться крайне невыгодно: промах в любую сторону по результату будет убыточным. Следовательно, нужно каким-то образом произвести точный расчет на основании легитимных нормативных данных.

Что должен знать автовладелец

Для того чтобы сориентироваться в разнообразной информации, касающейся транспортного средства, автовладельцу нужно знать:

  • что такое нормочас;
  • в каком случае можно применять нормирование времени и работ;
  • где отыскать необходимую нормативную информацию;
  • как пользоваться нормативами;
  • как произвести расчет нормочаса для той или иной работы по ремонту или обслуживанию автомобиля.

Что такое нормочас

Нормочасом называют единицу измерения трудозатрат. То есть выполнение каждой операции, связанной с ремонтом или строго нормировано и должно занимать не более конкретного времени.

Для каждой марки транспортного средства, для каждого производителя автомобилей рассчитаны показатели, с которыми можно ознакомиться в специальном сборнике, где указаны временные нормативы технического обслуживания и ремонт. Любой производитель, начиная серийный выпуск автомобилей, разрабатывает список работ по ТО (плановому и внеплановому), а также нормы времени на выполнение любых работ, связанных с транспортным средством, будь то техническое обслуживание или восстановление после аварии. Нормочас же служит для контроля продолжительности работ и не должен превышать установленного времени.

В каком случае можно применять нормативы

Прежде чем заниматься определением нормочасов, следует узнать, что не во всех случаях этот норматив можно применить. Дело в том, что любые нормативы рассчитаны исключительно на мастеров-профессионалов и такое же оборудование. К примеру, для сервисного центра, специализирующегося на обслуживании определенной марки автомобилей, будут действовать нормативы, установленные изготовителем этой марки. Но если для проведения тех же работ обратиться к знакомому автослесарю или в небольшую мастерскую, не имеющую соответствующего диагностического и даже ремонтного (к примеру, не во всех мастерских имеются камеры для проведения покрасочных работ) оборудования, о нормочасах можно забыть.

Иногда работники автосервиса утверждают, что невозможно применить нормативы к очень не новому автомобилю, да и вообще, работа в условиях автомастерской и то, что «пишут на заводе», - это две большие разницы. Но на подобные отговорки можно смело не обращать внимания. На заводе-изготовителе нормативы составляются профессионалами, и они учитывают все, начиная со срока эксплуатации автомобиля и заканчивая личным временем, которое необходимо ремонтнику (например, для перекуса, перекура или посещения мест общественного пользования).

Как определить нормочас

Для того чтобы определить нормочас для той или иной работы с конкретной маркой и моделью транспортного средства, нужно получить доступ к нормативному сборнику завода-изготовителя данного транспортного средства. Это можно сделать в сервисном центре, являющемся официальным представителем данного производителя, но при этом обычно тратится много нервов. И если обычный автолюбитель еще имеет шансы получить информацию, то для другого сервисного центра это будет практически невозможно - никто не захочет помогать конкурентам. Так что гораздо проще обратиться к услугам Интернета, где имеются и такие сборники, их можно бесплатно скачать, и специальная интернет-программа, с помощью которой можно рассчитать требуемый нормочас.

Какой способ лучше

Специалисты утверждают, что интернет-программа, которая в режиме онлайн определяет необходимые нормы времени на ремонт автомобилей, гораздо удобнее, чем сборник завода-изготовителя.

С помощью нее определяется стоимость проведения любых необходимых работ: ремонтных, обслуживающих, восстановительных. Эта программа не только позволяет узнать требуемое время, в ее базе имеются все данные о производящихся заводом-изготовителем запасных частях той или иной модели транспортного средства, что актуально не только при ремонте или обслуживании в сервисном центре, но и при ремонте своими силами. Особенно ценной эта информация является для тех, кому пришлось столкнуться с необходимостью реконструкции автомобиля (к примеру, в результате аварии).

В то же время обычные нормативно-правовые акты просто дают набор временных значений, причем информации очень много, отыскать в этом информационном море нужную строчку очень сложно. К примеру, нормы времени на ремонт автомобилей ВАЗ регламентированы в специальном сборнике РД 03112178-1023-99. Но тому, кто пожелает узнать нормативы на ТО и ремонтные работы, придется прорваться не только через общие информационные данные, но даже через списки шиномонтажных, малярных, обойных и других разнообразных работ.

Что умеет программа

С помощью программы можно узнать всю информацию, касающуюся демонтажных и восстановительных работ, работ по замене и окраске всех деталей транспортного средства. Также программа дает доступ ко всем нормативам и последовательности восстановления и реконструкции, которые разработал завод-изготовитель. В ней можно посмотреть системы и узлы автомобиля - такая демонстрация особенно полезна в том случае, если предполагается осуществление ремонта своими силами, или если владелец транспортного средства желает квалифицированно проконтролировать выполнение работ мастерами (особенно актуально в том случае, если приходится пользоваться услугами «гаражного сервиса»).

Программа производит все необходимые расчеты по нормативам времени, а также по требуемым деталям автомобиля, их стоимости и так далее. Эти расчеты можно распечатать для удобства дальнейшего использования.

Особенно удобно в программе то, что в ней имеются практически все марки и модели транспортных средств начиная с 1985 года и до настоящего момента - база постоянно пополняется новыми данными. Соответственно, имеются и все данные о производителях, так что с помощью программы можно получить информацию о ремонте и обслуживании как импортного, так и отечественного автомобиля.

Нормативы для грузовых автомобилей

Для того чтобы узнать нормативы на ремонтные и восстановительные работы грузовых автомобилей отечественного производства, рекомендуется заглянуть в Межотраслевые укрупненные нормы времени на ремонт автомобилей. Этот нормативный документ можно легко найти. В нем регламентированы:

  • Норма времени на ремонт автомобилей КАМАЗ.
  • Норма времени на ремонт автомобилей КРАЗ.
  • Норма времени на ремонт автомобиля МАЗ.
  • Норма времени на ремонт автомобилей ЗИЛ.
  • Нормы времени на ремонт автомобилей ГАЗ.

Необходимо знать, что все эти нормативы предназначены для выполнения работ в условиях профессиональной мастерской, с профессиональным оснащением и материалами, а также работниками-профессионалами. Если же речь идет о «гаражном» ремонте либо о выполнении ремонтных, восстановительных или обслуживающих работ своими силами, то тут подобные нормативы уже не действуют.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей является одним из ключевых показателей, влияющих на ценовую привлекательность СТО для клиентов и на прибыльность работы автосервиса. Настоящая статья раскрывает объективные механизмы формирования цен на услуги. Изложенная информация предназначена, прежде всего, для специалистов, занимающихся вопросами ценообразования в сервисе, а так же познавательна для широкого круга интересующихся этой темой автолюбителей.

Основы ценообразования на услуги автосервиса

Базовый механизм формирования стоимости услуг в хорошо организованном автосервисе прост: установленная применяемым справочником на конкретную сервисную операцию норма времени умножается на утвержденную стоимость нормочаса.

Нормы времени устанавливает производитель автомобиля, с учетом конструктивных особенностей отдельных моделей машин собственного производства. Такая информация доступна дилерским станциям и авторизованным СТО напрямую от автопроизводителя. Применение единых норм времени и технологии работ призвано гарантировать клиентам обслуживание в любом официальном сервисе по одному стандарту.

Стоит отметить, что иногда официальные дилеры в своем программном обеспечении системно или их сотрудники при оформлении заказов-нарядов индивидуально корректируют установленные автопроизводителем нормы, чтобы таким образом исправить явные ошибки справочника или увеличить свой заработок.

Независимые СТО находятся в более сложном положении: у них гораздо шире разнообразие обслуживаемых машин, конструктивные особенности которых предопределяют разницу в продолжительности однотипных работ. К тому же независимым станциям без прямого контакта с автопроизводителями зачастую просто нереально получить разнообразные нормы времени и поддерживать в этой части свою базу данных в актуальном состоянии. Они чаще всего определяют свои расценки на работы с оглядкой на средние сложившиеся цены у прямых конкурентов, либо опираются на накопленный ранее собственный опыт - создают свой справочник базовых норм, которые берут лишь за основу, предлагая клиентам при этом доплачивать «по факту», в зависимости от реальной продолжительности работ на конкретном автомобиле. Разумеется, иногда контактный персонал таких СТО использует возможности «схитрить» в свою пользу, когда понимает, что взаимодействуют с не очень осведомленным автолюбителем. Официальные дилерские станции и авторизованные сервисы в этой части более предсказуемы, ибо связаны обязательствами перед автопроизводителем применять единые нормы времени. «Хитрости» в их работе тоже можно встретить, но они скорее исключение, чем правило.

Дифференциация стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей утверждается руководителем компании или директором сервиса. Крайне редко применяется одно значение – чаще всего речь идет о дифференцированном ценообразовании. Так, например, официальный дилерский центр может оперировать следующими позициями стоимости нормочаса на ремонт автомобилей и их обслуживание:

    на ТО (техническое обслуживание) для автомобилей в гарантийном периоде;

    на ТР (текущий ремонт) для автомобилей в гарантийном периоде;

    на ТО и ТР в постгарантийном периоде;

    на автомобили непрофильных марок;

    на автомобили сотрудников компании;

    на услуги шиномонтажного поста и поста мойки;

    для внутрикорпоративных взаиморасчетов с компаниями одной группы;

    на некоммерческие внутренние работы, выполняемые за счет самой компании для собственных нужд (мойка своих тестовых автомобилей и т.п.).

Стоимость нормочаса в автосервисе на техническое обслуживание гарантийных машин, разумеется, является максимальным среди остальных. Логика такой ценовой политики проста: автовладелец «привязан» к дилерскому сервису заводской гарантией и терпит из-за этого высокие расценки.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей в гарантийном периоде (текущий ремонт) чаще устанавливается в пониженном размере, так как в этой части официальный сервис уже чувствует конкуренцию независимых СТО. Замену тормозных колодок и другие работы, не входящие в ТО по регламенту и не попадающие под бесплатные для клиента работы по гарантии, автовладелец может сделать в альтернативном сервисе по более привлекательным ценам.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей и их ТО в официальном дилерском центре при выходе автомобиля за гарантийный период снижается, как правило, кардинально. Владелец теряет возможности бесплатного устранения неисправностей в рамках гарантийной поддержки автопроизводителя и у него теряется мотивация платить по высоким тарифам. Практически все официальные дилеры на это вынужденно реагируют, чтобы удержать клиента у себя. Те же самые работы с тем же качеством по возрастному автомобилю сделают по расценкам примерно в полтора-два раза ниже тех, которые применялись в гарантийном периоде. Важным обстоятельством является так же и то, что зачастую за это время автомобиль переходит к новому владельцу. Второй, третий и последующие автовладельцы рассматривают обслуживание в любом месте (вплоть до гаража частного механика) и менее всего склонны тратить на сервис у дилера столько же средств, сколько и покупатель нового автомобиля, стремящийся сохранить гарантию автопроизводителя в первые годы владения. Специализированная на определенной марке автомобилей СТО, особенно в составе дилерского центра, может спокойно держать цены для машин в послегарантийном периоде эксплуатации чуть выше, чем альтернативные сервисы. Базируется такая возможность на том, что немалая часть обеспеченных клиентов готова доплачивать эту небольшую разницу за компетенцию исполнителей, меньшие риски и сопутствующее клиентское обслуживание по более высокому уровню. Особенно это актуально для владельцев автомобилей брендов, которые относятся к сегментам High-middle (выше среднего), Premium и Lux.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей в автосервисе официального дилерского центра на автомобили непрофильных марок либо немногим меньше, чем на автомобили «своего» бренда в послегарантийном периоде, либо выше. Первый случай свидетельствует о заинтересованности руководства обеспечить центру и персоналу любой дополнительный заработок. Второй случай демонстрирует противоположную политику, так как руководство не хочет оказывать низкодоходные услуги по тем или иным соображениям.

Например, высокие «заградительные» цены на сервис непрофильных автомобилей могут быть установлены в официальных дилерских автоцентрах премиальных брендов, чтобы ограничить обслуживание автомобилей массового бренда и не нарушать ауру исключительности для своих основных клиентов. К тому же, работа с машинами, на которые нет доступа к технической информации и утвержденным способам ремонта, сопряжена с повышенным риском ошибок и последующей ответственности. Да и дорогостоящее оборудование изнашивается, не принося достаточного уровня прибыли на вложенные в него денежные средства. Такой ценовой стратегии могут придерживаться дилеры, загрузка сервисной станции которых автомобилями профильного премиального бренда достаточна для прибыльной деятельности.

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей компании (внутренние работы) и для внутрикорпоративных клиентов (автомобили компаний своей группы) зависит от политики руководства с учетом действующей разницы в налогообложении компаний и некоторых других факторов. Например, при работе автосервиса на упрощенной системе налогообложения выгоднее компании того же собственника, но работающей на общем режиме налогообложения, оказывать услуги по завышенной стоимости. Однако есть и риски претензий со стороны налоговых органов по такой «оптимизации» с серьезными последствиями.

Какие есть ключевые ориентиры для принятия решения о стоимости нормочаса на ремонт автомобилей? Прежде всего, руководствуются двумя факторами: для клиентов сервиса на платные услуги руководствуются сложившимся ценообразованием у прямых конкурентов в своем сегменте рынка, а для установления минимальных расценок для внутренних работ и обслуживанию автомобилей сотрудников отталкиваются от прямых расходов на оплату труда механиков.

При расчете стоимости нормочаса на ремонт автомобилей к установленному тарифу оплаты туда механика за каждый проданный норма-час следует добавить еще резерв на отпускные и больничные расходы. При базовой продолжительности ежегодного отпуска в 28 календарных дней и преимущественно мужском составе работников резерв можно посчитать в размере ориентировочно 12% (отношение количества отпускных дней к рабочим за год). На все это необходимо добавить 30,4% для покрытия расходов на выплату единого социального налога (ЕСН) и отчислений «на травматизм». Стоит так же добавить некоторую сумму на покрытие ряда прямо сопутствующих расходов, к которым, как минимум, следует отнести:

    сумма на оплату услуг банка за перечисление заработной платы сотруднику и налогов по действующим тарифам банка на расчетно-кассовое обслуживание;

    сумму на износ спецодежды, на полагающиеся по действующему законодательству механику моющие и чистящие средства, на ветошь и прочие материалы, не включаемые в заказ-наряд для оплаты клиентом;

    сумму на износ инструмента (определяется расчетным путем способом деления затрат на списанный инструмент за длительный период (например, год или даже два-три года) и количество закрытых «коммерческих» норма-часов за этот же период;

    некоторые другие, в соответствие с политикой руководства и бухгалтерии.

Имея исходную информацию можно произвести не самые сложные, но важные вычисления.

Пример расчета стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Рассмотрим пример расчета стоимости нормочаса на ремонт автомобилей 2018 года в легковом сегменте. Так, предположим:

    300 рублей – тариф начисления заработной платы механику за каждый закрытый по заказам-нарядам норма-час (из них 261 непосредственно выплачивается механику, а 39 рублей составляет налог на доходы физических лиц и подлежит уплате в бюджет);

    45 рублей - тариф начисления заработной платы мастеру-приемщику (за оформление документов и решение других вопросов);

    15 рублей - тариф начисления премии к заработной плате мастера цеха (за технологическое сопровождение работ и выходной контроль качества);

    43,2 рубля - резерв на отпускные и больничные;

    122,57 рубля – ЕСН и травматизм;

    30 рублей – сопутствующие расходы;

Итого получается чуть менее 556 рублей прямых расходов на оплату труда непосредственных исполнителей и прямых сопутствующих расходов.

Теперь стоит учесть налогообложение деятельности по оказанию сервисных услуг. Например, на общем режиме налогообложения необходимо прибавить налог на добавленную стоимость (НДС) по действующей ставке. Чаще всего в настоящее время услуги сервиса идут без НДС по упрощенной системе налогообложения (УСН). В самом простом для расчета варианте это налог 6% от валового дохода без учета затрат. То есть, полученная нами расчетом сумма прямых затрат должна составлять не менее 94% от установленной стоимости за час оплачиваемого времени. Минимальная стоимость нормочаса на ремонт автомобилей по приведенному нами примеру должна составить 556 / 0,94 = 591,5 рубль. При взятом для примера тарифе оплаты труда механика это самый минимум, который не учитывает расчеты амортизации основных средств (прежде всего - оборудования СТО), затрат на электроэнергию в ремонтной зоне и прочих цеховых расходов.

При расчете полной стоимости нормочаса на ремонт автомобилей учитываются не только прямые расходы на механика и цеховые расходы, но и все затраты компании, включая управленческие расходы, проценты по кредитам на организацию и развитие бизнеса и т.п.

По общему правилу расчет затрат на 1 норма-час производится путем деления начисленных по бухгалтерскому учету соответствующих затрат на количество коммерческих норма-часов, закрытых за тот же отчетный период. Для расчета лучше брать год, что позволяет учесть сезонные колебания уровня расходов и объемов работ. Таким же способом можно посчитать практически любые иные расходы, приходящиеся на один час оказываемых услуг.

Существенный вклад в себестоимость услуг СТО вносит аренда помещения или учет инвестиций в строительство и оборудование. Возьмем, для примера, что аренда подходящего помещения под небольшой частный сервис на несколько постов обойдется, по самым скромный подсчетам, ориентировочно в 300 000 рублей за месяц. При закрытии 1000 норма-часов ежемесячно в среднем по году, на каждый из них придется 300 рублей уплачиваемой аренды. Кроме этого есть еще затраты по отоплению, освещению и содержанию помещения и прилежащей территории, вывозу мусора, оплате услуг связи и т.п. Компания так же несет расходы на управление, кадровое делопроизводство и бухгалтерский учет. В стоимости нормочаса на ремонт автомобилей так же должен быть учтен интерес собственника бизнеса.

Продолжим расчет по приведенному нами выше примеру:

    556 рублей – расходы на оплату труда с налогами по основному персоналу;

    300 рублей – расходы на аренду помещения и прилегающей территории;

    50 рублей – расходы на содержание;

    100 рублей – расходы на управление;

    150 рублей – интерес собственника.

Получилось в сумме 1156 рублей. С учетом УСН 6% стоимость нормочаса для клиентов должна составлять в среднем не менее 1230 рублей после учета всех предоставленных скидок. Стоимость норма-часа в приведенном примере может быть назначена и немногим менее при условии, что часть необходимых расходов и интереса собственника покрываются получением прибыли от реализации запчастей и расходных материалов.

Сложнее всего официальным дилерам автомобильных брендов. Строительство и оснащение сервиса в составе дилерского центра с оборудованием по всем стандартам обходится им в десятки, а то и сотни миллионов рублей. При этом автопроизводитель требует от дилера нести значительные операционные текущие затраты по установленным стандартам обслуживания. Все это ложится весьма солидным дополнением затрат в себестоимость оказываемых сервисных услуг.

Стоит отметить, что подробная калькуляция стоимости нормочаса на ремонт автомобилей составляется в настоящее время редко, так как требует работы квалифицированной работы экономиста или опытного бухгалтера с дополнительными компетенциями в области ценообразования. Многие ориентируются только на уже сложившиеся на местном рынке цены.

Таблица стоимости нормочаса на ремонт автомобилей

Таблица стоимости нормочаса на ремонт автомобилей в автосервисе 2018 года, для примера:

    на внутренние работы (обслуживание собственного автопарка) – 500-600 рублей;

    для сотрудников автоцентра – от 600 до 1000 рублей, в зависимости от проводимой внутрифирменной политики;

    на техническое обслуживание (ТО) в гарантийном периоде: для массовых брендов бюджетного и среднего уровня – 1200-1500 рублей, для брендов верхнего сегмента среднего уровня (high middle, например, Тойота, Фольксваген, Хонда) – от 1500 до 1800 рублей, для премиальных брендов – от 2700 до 3500 рублей;

    на обслуживание автомобилей в послегарантийный период – от 1200 до 2000 рублей в зависимости от престижности бренда и возраста самой машины (например, для автомобилей премиального бренда свыше 3-х и до 5-ти лет – 1800-2000 рублей, а старше 5-ти лет – 1200-1300 рублей).

Всегда ли стоимость нормочаса на ремонт автомобилей применяется корректно? Нет, не всегда. На некоторые высококонкурентные виды работ может быть установлена фиксированная пониженная стоимость. Это актуально для услуг шиномонтажа и мойки в дилерских центрах. Точечное снижение может применяться и для отдельных работ, которые принято считать «ценовыми маячками». Цены на такие работы клиенты спрашивают часто и по ним, в основном, они судят об уровне цен в сервисе – замена масла в двигателе, замена тормозных колодок и тому подобные. К тому же, некоторым клиентам может быть установлена дополнительна скидка от собственника или уполномоченного операционного руководителя. В дополнение к этому, в зависимости от адекватности количества норма-часов по справочнику на отдельные работы и эластичности реакции клиентов сервиса на конечную стоимость, администрация СТО может вводить отдельные корректировки. Некоторые автопроизводители проводят политику единых цен на ТО, которые, при сопоставлении со справочной нормой времени и стоимостью норма-часа у конкретного официального дилера, так же могут дать расхождение. Стоит еще раз напомнить, что многие частные гаражные и некрупные независимые автосервисы в своем ценообразовании интуитивно ориентируются на конкурентное окружение и собственное понимание соотношения «цена-качество» на оказываемые ими услуги.

Средняя стоимость нормочаса на ремонт автомобилей

Средняя стоимость нормочаса на ремонт автомобилей отражает конечный результат совокупности оказываемых по разной стоимости услуг. Она определяется делением стоимости услуг на количество норма-часов по закрытым заказам-нарядам за выбранный период.

Падение значения средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей могут предопределять следующие основные причины:

    увеличение доли работ по низкой стоимости - например, рост послегарантийного ремонта при стабилизации или сокращении объемов ТО по машинам, находящимся в гарантийном периоде;

    снижение стоимости норма-часа;

    расширение практики дополнительных скидок на стоимость работ.

Увеличение средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей определяется причинами противоположного действия.

Приведем несложный пример для иллюстрации. По СТО закрыто 900 норма-часов по установленным расценкам 1200 рублей без скидок. Еще 100 норма-часов закрыто по 1000 рублей, т.е. со скидкой. Выручка всего составляет 1180 000 рублей, а средняя стоимость нормочаса - 1180 рубля.

Исследование динамики объемов и средней стоимости нормочаса на ремонт автомобилей раздельно по видам ремонтов или категориям клиентов позволит локализовать фактор поведения итоговых показателей оказываемых услуг. Глубокий структурированный анализ полезно делать для коммерческих и внутрифирменных объемов услуг раздельно. Нередко стабильный от периода к периоду средний нормочас на ремонт автомобилей скрывает негативные события, которые требуют вмешательства, или наоборот, нивелирует положительные результаты целенаправленных усилий персонала в каких-то значимых направлениях за счет действия других причин.

Заключение

Стоимость нормочаса на ремонт автомобилей требует корректного квалифицированного и не очень сложного расчета, который позволит осознанно выбирать ключевые контрольные точки в своей ценовой политике и правильно понимать причинно-следственные связи в прибыльности или убыточности автосервиса. Результаты расчета следует внимательно сверить со сложившимися на данном рынке ценами по прямым и потенциальным конкурентам и держать на контроле реакцию клиентов. Это необходимо для поиска оптимального соотношения «цена-качество» на оказываемые услуги и прибыльной работы автосервиса.

Умноженное на время, которое было затрачено на изготовление какого-либо изделия общими усилиями этих рабочих. Оно не будет равно реально затраченным часам, которые могли бы служить нормативом. Это связано с тем, что в процессе производства каждая минута не использовалась с равной степенью интенсивности.

Учтите то, что часть времени была использована на перерывы для отдыха. Предположим, вы рассчитываете нормо-часы по производственному подразделению, в котором трудится 10 человек в течение 1 рабочей недели общей продолжительностью 40 часов. В течение дня они делают два перерыва на отдых по 10 минут каждый. Таким образом, общее время, которое 10 рабочих затратили на перерывы в течение пятидневной рабочей недели составит:
(10 мин. * 2 * 5дней) * 10 человек = 1000 минут или 16,7 часов.
Следовательно с учетом времени, затраченного на перерыв, общее время на изготовление продукции составило:
10 * 40 часов – 16,7 = 383 часа.

Чтобы ваши вычисления были точнее, в них следует учесть дни и прогулы. Этот показатель может колебаться в зависимости от времени года и праздничных дней, приходящихся на разные периоды. Как показывает практика, в среднем по году он равен 4%. Уточните расчетные значения с учетом этого параметра, количество затраченных человеко-часов станет равно:
383 – (383 * 0,04) = 367,7 человеко-часов.

Этот показатель тоже является теоретическим и нуждается в уточнении, поскольку в течение одного рабочего дня тоже разная. В начале дня рабочим необходимо время на подготовку к работе, а в конце – на то, чтобы собраться домой. Кроме того, часть времени может быть потеряна из-за отсутствия необходимых материалов, поломки инструмента. Такие потери, обычно, не составляют более 7% рабочего времени. С учетом этого, потенциальное количество человеко-часов будет равно:
367,7 - (0,07 * 367,7) = 367,7 - 27,7 = 342 человеко-часа, практически имеющихся в распоряжении.

Теперь рассчитайте нормо-часы. Если эффективность труда данной рабочей группы не превышает норму и равна 100%, то количество нормо-часов будет равно 342, если эффективность труда в данной группе выше и равна 110%, то в вашем распоряжении будет 342 * 1,10 = 376,2 нормо-часа.

По этим выкладкам вы сможете видеть, что если данной группе поручить заказ-наряд, расчетное время выполнения которого 400 часов, то рабочие не успеют выполнить его за неделю. Учтите это и решите проблему путем увеличения численности рабочих или передачи части заказа в другое подразделение.

Источники:

  • Как рассчитать нормо-час

Эффективность работы каждого предприятия зависит от планирования. Если вам необходимо составить план производства продукции либо сервисного обслуживания, вам нужно знать, что такое нормо-час. Это временной норматив, отражающий трудоемкость той или иной операции на производстве. Стоит также отметить, что он напрямую влияет на стоимость продукции и предоставляемых услуг. Рассчитать нормо-час можно самостоятельно.

Инструкция

Чтобы вычислить валовое количество рабочих часов, помножьте количество занятых на предприятии работников на время, что было затрачено на производство рассматриваемого изделия общими их усилиями. Вряд ли оно будет равняться реально затраченным часам, что могли бы быть нормативом. Объясняется это тем, что каждая а рабочего времени в процессе производства используется с различной степенью интенсивности.

Не забывайте про перерывы на обед, отдых. Допустим, на предприятии задействовано 10 рабочих. Общая продолжительность рабочего времени в неделю – 40 часов. За день они делают два десятиминутных перерыва. Общее время, что было потрачено 10 рабочими на перерывы: (10 минут * 2 * 5 рабочих дней) * 10 рабочих = 1000 минут, что в часах будет равняться 16,7.

Для более точных измерений учитывайте прогулы и дни временной нетрудоспособности рабочих. Тут все зависит от количества праздников, выпадающих на то или иное время года, да и не только от этого. Если брать среднее значение данного показателя по году, то оно равняется 4%. Теперь сделайте пересчет нормо-часов с учетом этого показателя: 383 – (0,04 * 383) = 367,7 человеко-часов.

Выпуская машины, автопроизводители заранее думают о том, как будет осуществляться гарантийное и послегарантийное обслуживание транспортных средств. СТО обеспечиваются всеми необходимыми материалами для ремонта – начиная от специальных ключей и заканчивая исчерпывающей спецификацией по всем видам работ. Благодаря этому техники не должны «догадываться», как выполнять ту или иную операцию. Необходимо всего-навсего придерживаться предложенной спецификации.

Производители автомобилей декларируют так называемые автонормы, или нормы времени.

Это время, которое техник затратит на одну операцию обслуживания, ремонта или восстановления.

Что такое нормативы

Регламентированные производителем нормативы – это синоним трудоемкости работ. Они отвечают на два вопроса: что делать? и сколько на это нужно времени? Автонормы структурируются каждым производителем по-разному. Одна и та же операция может быть разбита на несколько подопераций.

Вот пример: норматив «Подшипники колеса передней оси» для Iveco 30.10C Combi Daily, 1996-00 означает операцию снятия-установки с двух сторон. Та же автонорма, но для Honda Civic 5dr, 1991-96, подразумевает, что каждую из сторон нужно считать отдельно.


Стоимость одного нормо-часа

Затраты на выполнение определенной операции по ремонту (обслуживанию) выражаются в нормо-часах. Эта величина не тождественна астрономическому часу. К нормативу привязывают цену и получают примерную стоимость ремонта, которую и называют заказчику.

Следует отметить, что заявленное производителем значение нормо-часа вообще говоря, отличается от реального. Причина банальна: для того, чтобы повторить значение норматива, нужно воссоздать идеальные условия «эксперимента»: заранее подготовить специнструмент, распланировать свою работу и «запустить секундомер».

Затраченное на выполнение определенной операции время увеличивают непредвиденные обстоятельства: то мазута растеклась, то гайка прикипела, нужно вытирать и т. д. Все это, естественно, не было учтено производителем автомобиля.

Однако СТО при определении цены и владельцам авто при планировании своих расходов нужно от чего-то отталкиваться. Общепринятой «точкой отсчета» как раз и является нормо-час.

Его стоимость зависит от следующих факторов:

  • Вида работ (покраска, ремонт агрегатов, арматурные, электромонтажные, слесарно-механические).
  • Марки автомобиля. Так, цена нормо-часа для Daewoo в среднем составляет 650 рублей, а для Bugatti – 7700 руб.
  • Доли станции технического обслуживания в стоимости работы мастера.

В интернете можно найти формулу для расчета времени, необходимого для ремонта машины, ее узла или агрегата:

Разберемся с каждым обозначением в этой формуле.

  • Нвр – норма времени на осуществление операции рабочим, исчисляется в человеко-часах;
  • Топ – оперативное время, выражается в человеко-часах;
  • пз – время, необходимое для подготовки рабочего места и выполнение заключительных работ;
  • об – временные затраты на обслуживание рабочего места;
  • от – отдых и личные потребности рабочего.

Бесплатные и платные программы

Самостоятельно заниматься расчетами довольно утомительно. Особенно, если у Вас мультибрендовый сервис, и каждый день на ремонт приезжают сотни автомобилей. В этом случае без программного обеспечения не обойтись.

Предлагаем Вам бесплатно . В базе данных программы есть около 1000 автомобилей и свыше 200 тысяч различных нормативов.

Более широкая база данных есть в приложении от компании Auto Soft. В БД есть информация по 100 млн. нормам времени. В программе рассмотрено более 34 тысяч машин 1975-2013 годов выпуска.