ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Федеральный стандарт учет основных средств. Методические указания Минфина по применению СГС «Основные средства

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций госсектора "Основные средства" (далее – Стандарт) будет применяться с 1 января 2018 года (приказ Минфина России № 257н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России). Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства (далее – ОС), а также требования к информации об основных средствах и результатах операций с ними, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (приказ Минфина России " 256н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России), а в отношении основных средств, полученных (переданных) в пользование и аренду, – во взаимосвязи с федеральным стандартом "Аренда" (приказ Минфина России № 258н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России). Учет обесценения объектов основных средств производится во взаимосвязи с федеральным стандартом "Обесценение активов" (приказ Минфина России № 259н от 31 декабря 2016 г., находится на регистрации в Минюсте России).

Стандарт содержит термины и определения – некоторые из них вводятся впервые, критерии признания объектов ОС и их выбытия, конкретизирует порядок определения первоначальной стоимости объектов ОС и ее изменения в дальнейшем, в том числе в результате обесценения, предусматривает три способа начисления амортизации, устанавливает требования к раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

1. Новые термины и объекты учета, группировка ОС

ВАЖНО ЗНАТЬ
Полезный потенциал, заключенный в активе , – это его пригодность для:

  • использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий), оказания услуг или для управленческих нужд;
  • для обмена на другие активы;
  • для погашения обязательств.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активах , – это поступление денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета – в бюджет бюджетной системы РФ, которые могут возникнуть при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами (п. 37-38 федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора").

В стандарте дано определение группы основных средств как совокупности активов, выделяемых для целей бухгалтерского учета, сходных по сути или функциям, выполняемым в деятельности субъекта учета, информация по которой раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенным показателем.

В качестве новаций можно отметить объединение в одну группу нежилых помещений и сооружений, а также выделение в самостоятельную группу многолетних насаждений. При этом библиотечный фонд теперь не выделен в отдельную группу.

Одно из нововведений – в отдельную группу выделена инвестиционная недвижимость. Под инвестиционной недвижимостью понимаются объекты недвижимости или части объектов недвижимости, находящиеся во владении и (или) пользовании с целью получения арендной платы и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества. Объекты инвестиционной недвижимости, в отличие от недвижимости, занимаемой субъектом учета, не предназначены для выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд организации госсектора и (или) продажи.

Другое новшество – учет на балансе арендованных (полученных в пользование) объектов при выполнении критериев, установленных Стандартом во взаимосвязи со стандартом "Аренда", например:

  • срок аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования актива;
  • сумма арендной платы сопоставима со справедливой стоимостью актива.

Еще вводится понятие "активы культурного наследия", которые включают в себя объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью. Вместе с тем актив культурного наследия признается в составе ОС только в случае, если есть возможность получить будущие экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, либо если его полезный потенциал не ограничивается его культурной ценностью.

В иных случаях актив культурного наследия отражается на забалансовых счетах в условной оценке равной одному рублю.

2. Принятие к учету основных средств

Стандартом определены критерии признания объекта основных средств, которые соответствуют общим критериям признания актива:

  • от использования материальной ценности прогнозируется получение экономических выгод или полезного потенциала;
  • первоначальная стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета может быть надежно оценена.

ОНЛАЙН-СЕМИНАР

Программа повышения квалификации "Бухгалтерский и налоговый учет в госсекторе: последние изменения, типичные нарушения и ответственность за их совершение".

Если эти условия не выполняются, то объект учитывается на забалансовых счетах.

Единицей учета также является инвентарный объект, и критерии признания применяются к инвентарному объекту в целом. Состав инвентарного объекта определяется с учетом целесообразности, существенности информации и положений Стандарта.

Стандартом предусмотрена возможность учитывать объекты ОС с одинаковым сроком полезного использования и несущественной стоимостью как один инвентарный объект – комплекс ОС.

Кроме того, в качестве единицы учета признается часть объекта с отличающимся сроком полезного использования и существенной стоимостью, вне зависимости от физического обособления.

Стандарт содержит положения о реклассификации объектов ОС, исходя из новых условий их использования, и порядке ее отражения (например, при переводе объектов в группу "Инвестиционная недвижимость" или исключении из нее).

3. Оценка объектов основных средств

ВАЖНО ЗНАТЬ
Справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами, то есть по сути – "рыночная цена" (п. 52 федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора").

Объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, и Стандартом конкретизирован порядок ее определения в результате обменных операций (то есть приобретение за деньги или недежные средства) или в результате необменных операций (по сути, безвозмездной передачи).

Перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость, открытый. Принципиально новое – включение в первоначальную стоимость суммы затрат на демонтаж и вывод объекта ОС из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, если эта обязанность предусмотрена договором или соглашением, устанавливающим условия использования объекта.

Формирование первоначальной стоимости (признание затрат в составе капвложений) прекращается, когда объект находится в состоянии, пригодном для использования по назначению.

Также Стандартом установлены случаи учета объектов ОС по справедливой стоимости. Объекты принимаются к учету по справедливой стоимости, если поступили в результате необменной операции или в случае расчетов неденежными средствами (в обмен на иные активы). Кроме того, по справедливой стоимости отражаются в учете объекты, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций госсектора.

Изменение первоначальной стоимости объектов ОС, помимо случаев, установленных на сегодняшний день , возможно в результате замены части объекта ОС при проведении капремонта или же в связи с затратами на регулярные системные осмотры (ремонты), которые являются обязательным условием продолжения эксплуатации этих объектов.

Для объектов недвижимости Стандартом установлен учет в оценке по кадастровой стоимости, определен порядок перехода и учета для ситуаций, когда есть информация о кадастровой стоимости и когда кадастровая оценка недоступна. В исключительных случаях, если данные о кадастровой или балансовой стоимости объекта недвижимости по каким-либо причинам недоступны, такой объект ОС отражается на балансовых счетах в условной оценке, равной одному рублю, до получения кадастровой оценки.

4. Амортизация и обесценение объекта ОС

Несколько принципиально новых положений установлено в отношении амортизации объектов ОС. Прежде всего, Стандартом допускаются три метода начисления амортизации:

  • линейный метод – равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
  • метод уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше трех;
  • пропорционально объему продукции – начисление суммы амортизации на основании ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта ОС.

Критерий выбора метода амортизации – наиболее точное отражение предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. При этом нет запрета применять разные способы амортизации по группам основных средств. Выбранный метод амортизации для групп основных средств в зависимости от характера (интенсивности) их использования устанавливается в учетной политике.

Стандарт содержит новое правило, согласно которому начисление амортизации объекта ОС не приостанавливается в случаях, когда этот объект простаивает или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания), за исключением случая, когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

Вместе с тем, если изменяется порядок использования объекта ОС, необходимо проверить обоснованность метода начисления амортизации. Метод начисления амортизации может быть пересмотре на 1 января, если существенно изменяются предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезный потенциал (цели использования актива). При этом ретроспективный пересчет накопленной амортизации не производится.

Еще одно новшество – на структурную часть объекта ОС амортизация начисляется отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта ОС единый объект имущества (единый объект ОС). Если же срок полезного использования и метод начисления амортизации части объекта совпадают со сроком использования и методом начисления амортизации иных частей, для целей исчисления амортизации части могут быть объединены в единый объект имущества.

В Стандарте увеличены стоимостные показатели (повышена граница) для "малоценных" ОС:

  • на объект ОС стоимостью до 10 тыс. руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта ОС списывается с балансового учета с одновременным его отражением на забалансовом счете;
  • на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 тыс. руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
  • на иной объект основных средств стоимостью от 10 тыс. до 100 тыс. руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию
  • на объект ОС стоимостью свыше 100 тыс. руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации.

При переоценке объекта ОС предусмотрено два способа учета накопленной амортизации, выбор способа – элемент учетной политики.

Стандартом вводится новая норма об отражении в учете убытка от обесценения (по аналогии с амортизацией). Для определения признаков обесценения объекта ОС применяется федеральный стандарт для организаций госсектора "Обесценение активов".

5. Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета) и финансовый результат

ВАЖНО ЗНАТЬ
Остаточная стоимость – стоимость, по которой актив отражается в отчетности после вычета накопленных амортизации и убытков от обесценения (п. 6 федерального стандарта "Основные средства")

Положениями стандарта определены случаи выбытия (в том числе по результатам принятия решения о списании) объекта имущества:

  • передача в результате продажи, заключения договора аренды, предусматривающей переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору);
  • передача другой организации госсектора;
  • передача иным организациям на безвозмездной основе, иным основаниям, предусматривающим в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления имуществом;
  • принятие решения о списании государственного (муниципального) имущества, и (или) когда от использования объекта основных средств не ожидается будущих экономических выгод или полезного потенциала.

Кроме того, установлены критерии прекращения признания объектов ОС

Стандартом прямо установлен порядок определения финансового результата для различных экономических событий. Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта ОС, отражается в составе финансового результата текущего периода. Он определяется как разница между поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и остаточной стоимостью объекта ОС.

6. Раскрытие информации в отчетности

Положениями Стандарта предусмотрено подробное раскрытие информации по каждой группе основных средств, в том числе по инвестиционной недвижимости, и об изменениях их остаточной стоимости. Дополнительно раскрывается информация об объектах недвижимости, полученных в аренду. В отчетности также раскрывается характер и последствия изменений в оценках объектов ОС, оказывающих влияние в текущем периоде либо которые будут оказывать влияние в будущем в отношении сроков полезного использования и методов начисления амортизации этих объектов ОС. Кроме того, в Пояснительной записке надо будет раскрыть информацию в отношении временно простаивающих объектов ОС, находящихся в эксплуатации и имеющих нулевую остаточную стоимость объектов, а также изъятых из эксплуатации или удерживаемых до их выбытия.

Чтобы раскрытие информации в отчетности не вызывало затруднений, необходимо наладить соответствующий аналитический учет объектов ОС и связанных с ними экономических событий.

В заключительных положениях Стандарта установлены порядок вступления в силу ипереходные положения. Отметим, что сравнительная информация по объектам ОС (их поступлениям, выбытиям) за годы, предшествующие первому применению Стандарта, не пересчитывается.

Времени до применения Стандарта остается не так много, поэтому уже сейчас надо начать подготовку и провести необходимые мероприятия.

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга, аудитор

С 1 января 2018 г. вступил в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – Стандарт). Положения Стандарта применяются вместе со стандартом "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (далее – Концептуальные основы). Подробнее о базовом стандарте читайте здесь.

Методические рекомендации по применению Стандарта доведены письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (далее – Методические рекомендации). Рассмотрим основные изменения в сравнении с прежним порядком учета основных средств.

Критерии признания объектов ОС

Критерии для признания объектов в составе основных средств, которые установлены в пп. 38 , 41 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), остались и в Стандарте:

  • неоднократное или постоянное использование в деятельности учреждения;
  • выполнение самостоятельных функций, определенной работы;
  • нахождение в эксплуатации (запасе, на консервации).

Вместе с тем понятие "основные средства" в Стандарте содержит важное уточнение. В нем сказано, что основные средства – это материальные ценности, которые являются активами. Ранее это подразумевалось на основании ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, где в составе объектов бухгалтерского учета были перечислены активы, однако в Инструкции № 157н закреплено не было. Кроме того, законодательство не содержало определения актива. Теперь оно дано в п. 36 Концептуальных основ и является решающим при принятии объекта к учету в состав основных средств.

Актив – это имущество, которое отвечает следующим признакам:

  • принадлежит учреждению и (или) находится в его пользовании;
  • контролируется учреждением в результате произошедших фактов хозяйственной жизни;
  • содержит полезный потенциал или экономические выгоды.

Основываясь на этом понятии, наряду с объектами, которые закреплены за учреждением на праве оперативного управления, теперь в качестве основных средств должны учитываться объекты, которые получены во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования. Ранее такие объекты учитывались за балансом на счете 01.

В Стандарте четко не сказано, однако в разделе 3 Методических рекомендаций уточняется, что в составе основных средств признаются только материальные ценности, которые находятся в пользовании учреждения в рамках отношений по финансовой аренде (по договору лизинга, договору аренды с правом выкупа), в бессрочном безвозмездном пользовании. Объекты финансовой аренды квалифицируются согласно пп. 13 , 14 федерального стандарта "Аренда" , утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее – Стандарт "Аренда").

Из разъяснений можно заключить, что объекты, которые получены в рамках отношений по операционной аренде (пп. 12 , 15 Стандарта "Аренда"), в состав основных средств для целей бухгалтерского учета не включаются.

Для получения дополнительных данных для раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности Минфин России считает целесообразным предусмотреть при формировании учетной политики следующую аналитику по объектам основных средств:

  • получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
  • передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);
  • получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);
  • передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);
  • в эксплуатации;
  • в запасе;
  • на консервации;
  • иная категория объектов бухгалтерского учета.

Кроме того, в Стандарте в качестве отдельного критерия для признания объекта основных средств выделено требование надежной оценки его первоначальной стоимости.

Итак, чтобы принять объект в состав основных средств, с 01.01.2018 учреждение должно оценить его на соблюдение следующих условий:

  • срок полезного использования – более 12 мес.;
  • возможность неоднократного или постоянного использования в деятельности;
  • способность выполнять самостоятельные функции;
  • наличие права использовать актив (в т.ч. временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод;
  • возможность надежно оценить актив.

Объекты, которые не приносят и не будут приносить учреждению экономические выгоды, не имеют полезного потенциала, должны учитываться за балансом на счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (разд. 10 Методических рекомендаций).

Обратите внимание: полезный потенциал вещи не обязательно выражается в том, что она должна обеспечивать поступление денег (их эквивалентов) или непосредственно участвовать в оказании услуг. Например, учреждение планирует приобрести в 2018 г. картину для украшения кабинета. Для корректного отражения в учете необходимо оценить, является ли картина основным средством.

Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, – это его пригодность:

  • для использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания учреждения, деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление денежных средств (их эквивалентов);
  • обмена на другие активы;
  • погашения обязательств, принятых учреждением.

Из этого определения можно заключить, что картина обладает полезным потенциалом, поскольку она может использоваться для управленческих нужд учреждения (украшение кабинета), может быть обменена на другие активы либо использоваться в счет погашения обязательств. Поэтому ее приобретение следует отразить на соответствующем аналитическом счете балансового счета 101 00 "Основные средства".

Предоставление помещения в пользование на несколько часов (почасовая аренда) на счетах учета основных средств и на забалансовом счете 25 (26) показывать не нужно. В учете формируется лишь дебиторская задолженность и начисляется доход от этой операции.

Единица учета ОС

Как и прежде, единицей учета основных средств является инвентарный объект. Его понятие, а также порядок присвоения инвентарных номеров не изменились. Однако теперь учреждение при признании объекта основных средств должно определить состав инвентарного объекта.


Первоначальная стоимость ОС

Порядок определения первоначальной стоимости объекта, как и ранее, зависит от способа его поступления в учреждение – был он приобретен (создан) или получен безвозмездно. Для характеристики этих способов в Стандарте введены термины "обменные" и "необменные" операции.

В ходе обменных операций учреждение передает (получает) активы на условии получения (передачи) активов, сопоставимых по денежной величине (стоимости). Это могут быть денежные средства (их эквиваленты), иные материальные ценности (работы, услуги), права на пользование имуществом.

В ходе необменных операций учреждение получает (передает) активы без непосредственного предоставления (получения) в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам). По сути, это передача (получение) активов безвозмездно (без взимания платы) или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Как и прежде, первоначальная стоимость основного средства, приобретенного в результате обменных операций или созданного самим учреждением, определяется в сумме капитальных вложений с учетом требований налогового законодательства в части НДС.

Перечень затрат, которые можно включать в первоначальную стоимость объекта, приведен в п. 15 Стандарта . В целом он повторяет перечень из п. 47 Инструкции № 157н, но более детализирован. В пункте 17 Стандарта перечислены затраты, которые в первоначальную стоимость объекта не включаются.

Формирование стоимости объекта основных средств на счете 106 00 прекращается, когда объект пригоден для использования по назначению. Затраты при использовании, обслуживании или последующем перемещении объекта основных средств отражаются в составе расходов текущего периода (п. 19 Стандарта). Вместе с тем до момента ввода в эксплуатацию объект учитывается на счете 106 00 (разд. 5 Методических рекомендаций).

Из положений Стандарта и Методических рекомендаций можно заключить следующее: если учреждение приобретает основные средства в рамках централизованного снабжения, оно формирует их стоимость на счете 106 00, однако к учету на счет 101 00 не принимает, поскольку не вводит в эксплуатацию. Можно говорить об изменении подходов в этой части, поскольку ранее требовалось принимать к учету все основные средства, стоимость которых сформирована вне зависимости от того, будут они использоваться в деятельности учреждения или нет.

Если объект приобретается в обмен на иные активы (кроме денег и их эквивалентов), его первоначальной стоимостью признается справедливая стоимость. Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить (п. 52 Концептуальных основ).

В Стандарте сделано важное уточнение:

  • если справедливую стоимость ни полученного, ни переданного актива невозможно оценить, первоначальная стоимость полученного актива определяется на основании остаточной стоимости переданного взамен актива;
  • если данные об остаточной стоимости переданного актива недоступны или эта стоимость равна нулю, приобретенный актив отражается в условной оценке 1 руб.

Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения. Если справедливую стоимость оценить невозможно, следует использовать данные об остаточной стоимости переданного взамен актива. В противном случае первоначальная стоимость актива признается равной 1 руб. Ранее условная оценка 1 руб. допускалась только для учета объектов за балансом.

Объекты основных средств, которые получены от собственника (учредителя), иной организации госсектора, как и ранее, учитываются в оценке, указанной в передаточных документах.

Изменение первоначальной стоимости ОС

Балансовая стоимость объекта основных средств после его признания в бухгалтерском учете может меняться в случаях:

  • достройки;
  • дооборудования;
  • реконструкции (в т.ч. с элементами реставрации);
  • технического перевооружения;
  • модернизации;
  • частичной ликвидации (разукомплектации);
  • замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части;
  • переоценки объектов основных средств.

В этом перечне новым является лишь замещение (частичная замена в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части. Остальные случаи изменения первоначальной стоимости были ранее в Инструкции № 157н .

Если порядок эксплуатации объекта основных средств (его составных частей) требует замены отдельных составных частей объекта, то в соответствии с п. 27 Стандарта затраты по такой замене (в т.ч. в ходе капитального ремонта) включаются в стоимость объекта основных средств в момент их возникновения. Это допускается только при условии, что такие составные части являются активом по критериям признания объектов основных средств, установленным в п. 8 Стандарта .

При этом стоимость объекта основных средств, в отношении которого проведены восстановительные работы (капитальный ремонт), уменьшается на стоимость заменяемых (выбываемых) частей в соответствии с положениями Стандарта о прекращении признания (выбытии с бухгалтерского учета) объектов основных средств. Необходимым условием является наличие документального подтверждения стоимостных оценок по выбывающему объекту.

Учреждение закрепляет в учетной политике применение в бухгалтерском учете положений п. 27 Стандарта в отношении групп основных средств.

Определения реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства даны в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ . Примерные перечни работ, которые могут выполняться при капитальном ремонте зданий и сооружений, приведены:

  • в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 , утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1;
  • ведомственных строительных нормах "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (далее – ВСН 58-88 (р)).

При капитальном ремонте может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта – улучшение планировки, оснащение недостающими видами инженерного оборудования. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте здания, приведен в приложении 9 к ВСН 58-88 (р).

Если при проведении регулярных осмотров объектов основных средств на предмет наличия дефектов, которые являются обязательным условием их эксплуатации, а также при проведении ремонтов, создаются самостоятельные объекты активов, затраты на создание таких активов формируют объем капитальных вложений. В дальнейшем эти вложения признаются в стоимости объекта основных средств (либо увеличивают стоимость учитываемого объекта, либо признаются самостоятельным объектом учета). Это установлено п. 28 Стандарта .

В этом случае любая сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении предыдущего ремонта, учтенная ранее в стоимости объекта основных средств, списывается в расходы текущего периода (на уменьшение финансового результата) в сумме остаточной стоимости заменяемого актива.

Учреждение закрепляет в учетной политике применение положений п. 28 Стандарта при ведении учета основных средств, групп основных средств.

По нашему мнению, из положений пп. 27 , 28 Стандарта , а также Методических рекомендаций следует, что первоначальную стоимость объекта по результатам капитального ремонта (ремонта, регулярного осмотра) можно менять только в том случае, если заменяется его часть, которая может быть признана объектом основных средств (активом). Например, если в один инвентарный объект объединена группа объектов (компьютерное оборудование, кабинет в образовательном учреждении, комплект мебели и т.п.), при замене одного из них может быть изменена стоимость объекта. Стоимость заменяемого объекта при этом должна быть надежно оценена.

Применительно к зданиям первоначальная стоимость может меняться в случае установки (замены) котельной, противопожарного оборудования, оборудования охранно-пожарной сигнализации, т.е. тех объектов, которые могут признаваться активами.

Косвенно этот вывод подтверждается примером из Методических рекомендаций: затраты по ремонту помещения в объеме работ по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ относятся в состав расходов текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости ремонтируемого объекта основных средств.

Таким образом, затраты на текущий (капитальный) ремонт объектов основных средств, в результате которых не создаются объекты, признаваемые активами, первоначальную стоимость основного средства не меняют.

Новые положения содержатся также в пп. 29 , 30 Стандарта . Если объект основных средств предназначен для передачи, продажи не в пользу организаций госсектора, он переоценивается до справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен. Результат такой переоценки отражается в учете и раскрывается в отчетности обособленно. Ранее при продаже объектов их первоначальная стоимость не переоценивалась, цена объекта формировала доход от операции.


Амортизация ОС

Порядок определения срока полезного использования объекта, дат начала и окончания начисления амортизации не изменился.

Начисление амортизации объекта основных средств не приостанавливается в случаях, когда он простаивает или не используется либо удерживается для последующей передачи (списания), кроме случая, когда остаточная стоимость объекта стала равной нулю.

Предусмотрено три метода начисления амортизации:

  • линейный – равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;
  • уменьшаемого остатка – годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования и коэффициента не выше 3;
  • пропорционально объему продукции – сумма амортизации основывается на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива.

Таким образом, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений рассчитывается по формуле:


А = С / СПИ , где

А – годовая сумма амортизационных отчислений;

С – первоначальная стоимость объекта;

СПИ – срок полезного использования (в годах).

При методе уменьшаемого остатка амортизация рассчитывается по формуле:

А = Сост × На × Куск / 100% , где

Сост – остаточная стоимость объекта на начало отчетного года;

На – норма амортизации для объекта;

Куск – коэффициент ускорения (до 3).

Метод уменьшаемого остатка позволяет переносить стоимость объекта на финансовый результат с учетом их неравномерной отдачи в течение срока службы, когда весь потенциал имущество показывает в первые годы после покупки. Примером может служить цифровая техника, которая морально устаревает в течение двух – трех лет после приобретения. Цена таких объектов через несколько лет существенно уменьшится, хотя эксплуатационные характеристики могут остаться теми же.

Как видно из формулы, большую часть своей стоимости при методе уменьшаемого остатка объект переносит на финансовый результат в первые годы эксплуатации, с каждым годом эта сумма становится все меньше.

Коэффициент ускорения характеризует интенсивность использования основного средства, следовательно, его износа. Величина коэффициента устанавливается учреждением самостоятельно в определенном пределе. Она должна быть обоснованной. В качестве обоснования могут выступать техническая документация на основные средства, рекомендации уполномоченных органов власти, графики выходов на работу, табели учета рабочего времени и др.

Сумма амортизации пропорционально объему продукции рассчитывается по формуле:

А = С × Вп / В , где

Вп – натуральный показатель объема производства продукции за отчетный период;

В – предполагаемый объем производства продукции за весь срок полезного использования объекта.

При этом методе начисления амортизации срок полезного использования актива представляется не в годах, а в виде ожидаемого объема продукции, который может быть произведен в результате эксплуатации основного средства. Этот метод позволяет наиболее точно отразить фактическую интенсивность использования актива. Например, сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением объекта основных средств. В периоды более интенсивного использования сумма начисленной амортизации будет выше, и наоборот.

Учреждение выбирает метод начисления амортизации, который наиболее точно отражает предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенных в активе. Этот выбор необходимо закрепить в учетной политике.

Если изменился предполагаемый способ получения экономических выгод или полезный потенциал, заключенный в активе, обоснованность применяемого метода начисления амортизации оценивается на первое января года, следующего за годом такого изменения (п. 38 Стандарта). Метод начисления амортизации, который будет использоваться в течение оставшегося срока полезного использования, можно изменить. Пересчитывать накопленную амортизацию на дату пересмотра метода начисления амортизации при его изменении не требуется.

Учреждение может применять все три метода начисления амортизации для разных групп объектов основных средств. Такой порядок устанавливается в учетной политике.

С 1 января 2018 г. изменились стоимостные критерии для начисления амортизации. Сравнительная характеристика представлена в таблице.

Порядок начисления амортизации Инструкция № 157н Стандарт Примечание
не начисляется до 3000 руб. до 10 000 руб. Кроме объектов библиотечного фонда
100% при выдаче в эксплуатацию от 3000 до 40 000 руб. от 3000 до 40 000 руб. В таком порядке согласно Стандарту начисляется амортизация на объекты библиотечного фонда стоимостью от 0 до 100 000 руб. (ранее – до 40 000 руб.).
До 01.01.2018 такой порядок применялся также для объектов недвижимости стоимостью до 40 000 руб.
С 01.01.2018 амортизация по недвижимости начисляется в общем порядке, специальных норм не установлено.
по нормам амортизации (в т.ч. библиотечный фонд) свыше 40 000 руб. свыше 100 000 руб.

Обратите внимание, в отношении объектов основных средств на консервации изменены правила начисления амортизации. Стандарт не содержит исключений для приостановления начисления амортизации. Ранее они были установлены п. 85 Инструкции № 157н для перевода объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев, а также восстановления объекта продолжительностью более 12 мес.

Учреждение выявляет признаки обесценения актива (перечислены в пп. 7 – 9 Стандарта "Обесценение активов") в рамках годовой инвентаризации активов и обязательств. В случае наличия таких признаков принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости объекта.

Проектами приказов о внесении изменений в инструкции по бухгалтерскому учету для учреждений госсектора предусмотрен счет 0 114 00 000 "Обесценение нефинансовых активов" для отражения сумм накопленных убытков.

Операции по начислению убытков от обесценения основных средств планируется отражать по дебету счета 0 401 20 274, соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 114 00 000.

Выбытие ОС

Причины, по которым объекты основных средств списываются с баланса, перечислены в п. 45 Стандарта . В качестве новых оснований для списания можно отметить:

  • прекращение использования объекта основных средств для предусмотренных целей, прекращение получения экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования объекта;
  • передача по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования в случае возникновения у получателя имущества объекта бухгалтерского учета в составе основных средств.

Эти основания выделены в связи с новым пониманием основного средства как актива, который должен приносить экономические выгоды или иметь полезный потенциал.

Обратите внимание, объект продолжает учитываться в составе основных средств при его передаче в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде, предусматривающих возврат объектов аренды учреждению для их дальнейшего использования (

Настоящий комментарий подготовлен экспертами фирмы "1С" и призван оказать методическую поддержку бухгалтерам. Однако при использовании необходимо учитывать, что он не является нормативным документом. По ряду вопросов, которые в Стандарте описаны недостаточно четко, изложено профессиональное суждение экспертов, которое основано на совокупном анализе действующих федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, разъяснений Минфина России, а также практики внедрения международных стандартов финансовой отчетности в коммерческих организациях. Нельзя исключить, что некоторые положения законодательства будут впоследствии разъяснены Минфином России в несколько ином ключе.

До утверждения всех нормативных документов учреждение не может отразить в бухгалтерском учете ряд операций, которые предусмотрены Стандартом, ввиду отсутствия необходимого инструментария. Кроме того, не рекомендуем каким-либо образом отражать в учете операции, по которым есть неопределенность, поскольку вероятность ошибок достаточно высока.

2018 год привнёс новые изменения в учёте и будет активным. Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.

В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н).

По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений.

31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».

Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.

В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов:

  • «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
  • «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
  • «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
  • «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н);
  • «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н).

Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора».

Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов . Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений.

Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора:

  • основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта;
  • объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки;
  • общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики;
  • основные принципы (допущения) подготовки отчётности;
  • основные требования к инвентаризации активов и обязательств.

Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам.

Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности.

Чтобы понять суть грядущих изменений, изучение стандартов необходимо начать именно с концептуальных основ. Проанализируем положения документа. В чём заключаются принципиально новые подходы к формированию данных?

Глобальные изменения

Объекты учёта

Основные нововведения касаются объектов учёта. В стандарте впервые даны определения актива, обязательства, чистых активов, дохода, расхода.

Актив - это имущество (включая наличные и безналичные денежные средства), которое отвечает следующим условиям:

В определении актива используется ряд новых терминов. Полезный потенциал - это пригодность актива для использования в деятельности учреждения, обмена, погашения принятых обязательств. Использование имущества не обязательно должно сопровождаться поступлением денежных средств. Достаточно того, что оно служит для выполнения учреждением своих функций и достижения целей. Таким образом, актив характеризуется определёнными потребительскими свойствами.

Будущими экономическими выгодами признаются поступления денежных средств (их эквивалентов) в результате использования актива, например, арендные платежи.

О контроле над активом можно говорить, если учреждение вправе использовать актив (в том числе временно) для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод и может исключить или регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях учёта предполагается, что учреждение контролирует имущество, которое за ним закрепил собственник (учредитель).

Обязательство - это задолженность, погашение которой приведёт к выбытию активов, заключающих полезный потенциал или экономические выгоды. Обязательства принимаются к бухгалтерскому учёту, если они возникли в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения).

Разница между активами и обязательствами на определённую дату показывает величину чистых активов. Имущество, которым учреждение не отвечает по своим обязательствам, в расчеёт чистых активов не включается. Чистые активы могут принимать как положительное, так и отрицательное значение.

Доход - это увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчётный период (кроме поступлений, связанных с вкладами собственника, учредителя). Вкладом собственника (учредителя) является имущество, которое он передал учреждению (кроме денежных средств и их эквивалентов).

Расход - это снижение полезного потенциала активов и (или) уменьшение экономических выгод за отчётный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств.

Исключение составляет изъятие имущества собственником (учредителем), за исключением денежных средств и их эквивалентов.

Разница между доходами и расходами представляет собой финансовый результат за отчётный период.

Доходы бюджетов учитывают администраторы, расходы - главные распорядители (распорядители) и получатели бюджетных средств.

Таким образом, при ведении отчётности за 2017 год на балансе могут числиться только активы. Но к 2018 году бухгалтерии учреждения необходимо разобрать разделение имущества на актив и не актив (рис. 2). То же самое должно произойти с дебиторской задолженностью, её нужно списать и убрать с баланса.

Признание объектов учёта

Объект принимается к бухгалтерскому учёту и (или) отражается в отчётности при одновременном соблюдении трёх условий:

Если стоимость объекта нельзя оценить, в бухгалтерском учёте он не признаётся, однако информация о нём раскрывается в пояснительной записке к отчётности.

Объект выбывает с балансового учёта на дату, когда хотя бы одно из перечисленных условий перестало соблюдаться.

Если доходы признаются в течение нескольких отчётных периодов, расходы, которые соответствуют этим доходам, должны быть распределены между теми же отчётными периодами.

Оценка объектов учёта

В стандарте введено новое понятие «справедливая стоимость». Она соответствует цене, по которой право собственности на актив переходит между независимыми сторонами сделки. Объекты учёта, которые необходимо оценивать по справедливой стоимости, и случаи её применения будут устанавливаться в стандартах, посвящённых этим объектам.

Справедливую стоимость активов и обязательств можно определить двумя основными методами:

В качестве примера стоимости восстановления (воспроизводства) актива приведена стоимость восстановления здания в случае его разрушения. Стоимость замены актива рассчитывается на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования. Например, стоимость замены разрушенного здания иным зданием с сопоставимым сроком полезного использования.

Формирование данных для отчётности

В стандарте впервые сформулированы характеристики, которым должна отвечать информация в отчётности:

В стандарте впервые закреплён принцип приоритета содержания над формой. Он означает, что информация об объектах бухгалтерского учёта, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с их экономической сущностью, а не только их правовой формой.

Юридическое и экономическое содержание фактов хозяйственной жизни может различаться или даже противоречить друг другу. Например, если говорить об имуществе, то с юридической точки зрения важен объём прав на это имущество: находится оно в учреждении на праве оперативного управления или взято в аренду, получено в безвозмездное пользование, на хранение, на комиссию.

С экономической точки зрения для признания имущества активом важны не права на него, а его полезный потенциал, способность приносить экономические выгоды и возможность контролировать объект.

Имущество может использоваться в деятельности учреждения для достижения его уставных целей, но не принадлежать на праве оперативного управления, а находиться в аренде. Возможна и обратная ситуация: имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления и числится на балансе, но непригодно к эксплуатации.

В настоящее время на балансе учреждения отражается только имущество, которое закреплено на праве оперативного управления. Имущество, полученное в возмездное или безвозмездное пользование, показывается на забалансовых счетах. Однако с 2018 года принцип представления информации в учёте и отчётности кардинально меняется. Определяющей становится не юридическая, а экономическая трактовка фактов хозяйственной жизни. Тем самым методология учёта сближается с подходами, принятыми в международных стандартах финансовой отчётности.

Применительно к операциям с имуществом это означает, что право пользования арендованными основными средствами будет отражаться пользователем (арендатором) в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект бухгалтерского учёта . Это закреплено и в федеральном стандарте «Аренда», который также вступает в силу с 1 января 2018 года.

К чему должны подготовиться сотрудники учреждений госсектора?

В первую очередь, нужно быть готовыми к тому, что будут вводиться новые счета и субсчета в единый план счетов, а также процесс заполнения документов немного изменится. Для этого необходимо с 2018 года загрузить новый ОКОФ и обновить редакцию.

Изменение в субсчетах единого плана счетов:

101.х3 «Инвестиционная недвижимость».

101.х7 «Биологические ресурсы».

В амортизации счёта 104 субсчета меняются аналогично!

НМА счёт 102 теперь будет подразделяться по видам:

102.х1 «Программное обеспечение и базы данных».

102.х2 «Оригиналы произведений».

102.х3 «Результаты НИР».

102.х9 «Прочие НМА».

А также добавляются счета:

111.00 «Права пользования имуществом».

114.00 «Обесценение активов».

Счёт 401.00 (Финансовый результат) добавляется:

401.11 «Доходы текущего финансового года».

401.18 «Доходы прошлых лет».

401.19 «Результат исправления ошибок по доходам».

Счёт 401.20 (Расходы текущего финансового года):

401.21 «Расходы текущего финансового года».

401.27 «Результат от оценки резервов».

401.28 «Расходы прошлых лет».

401.29 «Результат исправления ошибок по расходам».

Расширяется 120 (Доходы от собственности) КОСГУ, теперь он содержит перечень:

121 «Доходы от операционной аренды».

122 «Доходы от финансовой аренды».

123 «Природоресурсные (рентные) платежи».

124 «Проценты по депозитам».

125 «Проценты по заимствованиям».

126 «Проценты по иным финансовым инструментам».

127 «Дивиденды от объектов инвестирования».

128 «Доля в прибыли (убытке) объектов инвестирования».

129 «Доходы от участия в иных организациях».

12Т «Доходы от простого товарищества».

12К «Доходы от концессионной платы».
При начислении амортизации специалистам нужно быть внимательными, так как в связи с изменениями в учёте в 2018 году появятся ещё два подраздела начисления амортизации (рис. 7).

Стоит быть внимательными, так как только для БГУ используются два новых метода (метод уменьшаемого остатка и метод пропорционально объёму продукции). Доначисление амортизации, а также списание на забалансовые счета объектов ОС пока что не требуется.
Что касается инвентарных объектов, то единицей учёта, как известно, является инвентарный объект. К объекту ОС инвентарного объекта относятся всё то, что было ранее, и добавляется ещё один пункт «Комплекс объектов ОС» . Это разнородные объекты, срок использования которых одинаков, а стоимость не является существенной. А в структурной части объекта ОС можно самостоятельно определить период поступления экономических выгод.
В связи с изменениями в учёте в 2018 году на весь комплекс нужно будет открывать только одну отдельную инвентарную карточку (0504031) при разнородных объектах ОС. Например, кабинет в государственном учреждении, в котором находятся стулья, столы, компьютеры. Все ОС будут учитываться как один инвентарный объект, в учёте для которого заводится одна инвентарная карточка.
Учёт доходов от аренды у арендодателя переходит на счёт 401.40 (Доходы будущих периодов), а счёт учёта прав пользования арендованным имуществом числится на счёте 111.00 (Права пользования имуществом) (рис. 8).

В заключение ещё раз отметим, что в статье рассмотрена лишь часть изменений, которые введены федеральными стандартами для организаций государственного сектора.

Утверждённые Минфином России федеральные стандарты, согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», являются одним из основных документов, регулирующих бухгалтерский учёт.

Вслед за федеральными должны быть утверждены отраслевые стандарты, а также рекомендации по их применению.

Письмо Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 «Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора ″Основные средства″»;

Письмо Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464 «Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора "Аренда"».

Следовательно, несмотря на то, что с 1 января 2018 года федеральные стандарты вступят в силу, правильное и единообразное их применение не может быть обеспечено без утверждённых отраслевых стандартов и соответствующих рекомендаций.

Другими словами, бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений пока остаётся лишь следить за нормотворчеством Минфина России и ждать.

Новые стандарты бухучета с 2018 года обязаны применять все госучреждения. С начала года действуют 5 новых стандартов. В статье рассмотрим на что влияют новые стандарты бюджетного учета и как ввести из в действие.

Новые стандарты бюджетного учета с 2018 года

С начала 2018 года все госучреждения обязаны примерять новые стандарты, утвержденные Минфином от 31.12.2016 г. К ним относят:

  1. «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н);
  2. «Основные средства» (257н);
  3. «Аренда» (258н);
  4. «Обесценение активов» (259н);
  5. «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (260н).

Важно! Для получения подробных разъяснений и комментариев разработчиков экспертами Системы Госфинансы и разработчиками стандартов был подготовлен портал по Федеральным стандартам.

Программа разработки стандартов бюджетного учета

С 11 декабря 2017 года в силу вступила программа разработки федеральных стандартов бухучета (Приказ Минфина России №170н от 31.10.2017). Согласно данной программе в 2019 – 2020 годах в действие будут введены 24 стандарта бухучета, в том числе:

  1. «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
  2. «События после отчетной даты».
  3. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активов».
  4. «Отчет о движении денежных средств».
  5. «Непроизводственные активы».
  6. «Доходы» и т.д.

Порядок перехода на федеральные стандарты бюджетного учета

Стандарт «Основные средства»

С 2018 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2018 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:

  1. Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
  2. Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
  3. Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).

Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017. Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.

Важно! С 2018 года изменился подход к оценке ОС. Всего выделено 7 видов стоимости, по которой ОС отражают в бухучете. Из них два вида являются для бюджетного учета абсолютно новыми: справедливая стоимость и переоценочная стоимость. Несмотря на то, что с остальными пятью бухгалтеры уже знакомы, применять их следует по новым правилам.

Что делать со старыми ОС

Порядок, по которому учреждения вели учет ОС, признанных таковыми и соответствующие критериям активов, до 2018 года с начала года не изменится. К этим ОС не применяются положения стандарта «Основные средства». Другими словами, не потребуется организовывать учет недвижимости по кадастровой стоимости для тех ОС, которые были учтены до 2018 года.

Однако, некоторые ОС могут не удовлетворять такому понятию, как «актив». Но методические указания на этот счет не дают никакого ответа. Под активом понимают имущество, в том числе наличные и безналичные денежные средства, которые принадлежат учреждению, а также находятся в пользовании, от которых ожидаются экономические выгоды. Те ОС, которые данному определению не соответствуют балансовому учету не подлежат.

Стандарт «Аренда» 258н

Отдельный порядок учета также предусмотрен и для арендованного имущества. Если организация предоставляет или берет сама во временное пользование (владение) имущество, то с начала 2018 года его необходимо отражать по стандарту «Аренда». Эти сделки оформляются договорами аренды, найма, а также безвозмездного пользования. Для того, чтобы имущество в учете было отражено верно, необходимо первоначально определить к какому виду отнести аренду. Она может относиться к операционной (нефинансовой), либо к неоперационной (финансовой). В определенных ситуациях федеральный стандарт с 2018 года применять не нужно, например, если организации предоставляются:

  • участки недр в пользование с целью геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых или разведки (например, природного газа, нефти, а также иных невозобновляемых ресурсов);
  • биологические активы во временное владение или пользование;
  • нематериальные активы во временное пользование.

Важно! Если учреждение получает в пользование имущество при неоперационной аренде, то оно отражается в составе ОС. Вместе с этим в бухучете признается обязательство – кредиторская задолженность по аренде.

Имущество учитывается по стоимости, которая складывается из арендной платы, а также затрат, которые связаны с заключением договора аренды, включая и переговоры. К ним можно отнести затраты на агентское вознаграждение, либо оплату юруслуг по переговорам и заключению контракта.

Инструкции 157н и 174н содержать правки, внесенные по новым стандартам. Организациям потребуется внести правки в свою учетную политику.

Новые стандарты отчетности

В соответствии с новыми стандартами бюджетного учета также введен и новые порядок предоставления бухгалтерской отчетности для учреждений. Определенные показатели теперь в обязательном порядке должны быть обнародованы.

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» (256н) применяется для отчетности за 2018 год. Данным стандартом были введены новые термины: контроль над активом, экономическая выгода, справедливая стоимость, полезный потенциал, стоимость замены актива и т.д. Он также показывает новые принципы и методы учета, а также требования к инвентаризации и пр.

Порядок действий бюджетной организации

  1. Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
  2. Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2018 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.

С 1 января учреждения госсектора будут применять приказ № 257н – федеральный стандарт Основные средства 2018. Расскажем, к чему готовиться по новому стандарту основные средства 2018.

Переход на федеральный стандарт Основные средства с 2018 года

Сроки обязательного применения нового федерального стандарта бухгалтерского учета (ФСБУ) «Основные средства» – с 1 января 2018 года. Стандарт утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. ФСБУ станет обязателен для разных субъектов учета. К ним отнесены не только государственные и муниципальные учреждения, но и органы государственной власти и местного самоуправления. Разберем по порядку новый стандарт.

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили специальный портал по Федеральным стандартам .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы, переходите на портал>>

Что относится к основным средствам по новому стандарту с 2018 года:

  • имеют срок полезного использования больше 12 месяцев;
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования;
  • принадлежат учреждению на праве оперативного управления, на праве владения или пользования имуществом по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • используются для государственных (муниципальных) функций, выполнения работ, оказания услуг или управленческих нужд.

Неосновные средства по новому ФСБУ:

  • непроизведенные активы;
  • имущество казны, если стандартом не предусмотрено другое;
  • материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи или учитываемые в составе запасов;
  • материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, которые числятся в составе капитальных вложений;
  • биологические активы.

Новые стандарты по основным средствам: что меняется

По новому федеральному стандарту «Основные средства» инвентарный объект это:

  • объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями;
  • отдельный конструктивно обособленный предмет, который предназначен для выполнения самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, который представляет собой единое целое и предназначены для выполнения определенной работы;
  • недвижимость или ее часть, которая получена по договору аренды и предназначена для передачи в субаренду, в том числе с передачей своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу или в безвозмездное пользование;
  • актив культурного наследия.

В один инвентарный объект объединяют основные средства с одинаковым сроком полезного использования, стоимость которых не существенная, например:

  • библиотечные фонды;
  • периферийные устройства и компьютерное оборудование;
  • мебель, используемую в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы и др.).

Структурная часть основных средств может признаваться инвентарным объектом. При этом должна иметь срок полезного использования, отличный от остальных частей, и стоимость, которая составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества.

Командировочные расходы в 2019 году

По каким кодам КВР и КОСГУ отразить командировочные расходы в 2019 году?

Новый термин реклассификация основных средств – это изменение группы учета у основных средств либо категории объекта бухучета из-за новых условий их использования. Выбытие объекта из одной группы основных средств и отражение его в другой группе осуществляется в учете одновременно.

Выделили две операции с активами. Обменные операции – в результате которых учреждение передает или получает сопоставимые по стоимости активы. Необменные операции, которые совершаются безвозмездно или по незначимым ценам по отношению к рыночной цене обменной операции с подобными активами.

Оценка стоимости основных средств

Подход к оценке стоимости основных средств изменился. Теперь семь видов стоимости, по которой актив отражают в учете. Два из них новые – справедливая и переоцененная стоимость. Справедливая стоимость – цена, по которой делают переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.

Справедливую стоимость определяют методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения. Рыночные данные можно получить из различных публикуемых источников, каталогов, информации от производителя. А по методу амортизированной стоимости расчет делают так: справедливая стоимость равна стоимости стоимости восстановления или замены актива минус накопленная амортизация.

Новые методы амортизации

Учреждение самостоятельно устанавливает метод для основных средств или их групп. Выбранный метод применяется для объекта последовательно, от периода к периоду. Исключение – когда меняется способ получения экономических выгод или полезного потенциала объекта. В этих случаях метод амортизации можно изменить, но пересчитывать ранее начисленную амортизацию не нужно.

Линейным методом амортизация начисляется равномерно в постоянной сумме весь срок полезного использования объекта.

По методу уменьшаемого остатка годовая сумма амортизации определяется из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года, нормы амортизации из срока полезного использования объекта и коэффициента не выше 3. Коэффициент учреждение устанавливает в учетной политике.

Пропорционально объему продукции амортизация начисляется из ожидаемого использования или ожидаемой производительности объекта. Сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции.

По федеральному стандарту Основные средства амортизация не начисляется на объекты до 10 тыс. руб., кроме библиотечного фонда. Первоначальная стоимость списывается в расходы с одновременным отражением объектов за балансом. Но при этом начисляется в размере 100% стоимости при выдаче в эксплуатацию на библиотечный фонд стоимостью до 100 тыс. руб. и любые другие объекты ОС от 10 до 100 тыс. руб. Еще амортизация начисляется ежемесячно по нормам на объекты стоимостью свыше 100 тыс. руб.

На структурную часть объекта ОС амортизация начисляется отдельно от других частей. Для амортизации стоимость объекта между частями распределяет комиссия по поступлению и выбытию активов.

Изучите краткое руководство

Инвестиционное имущество

Новые стандарты по основным средствам в бюджете понимают под инвестиционными не только объекты недвижимости, но и их части. Для признания недвижимости инвестиционной необходимо владение или пользование ею.

Второе условие, выполнение которого означает, что недвижимость инвестиционная, предполагает, что будет использована с целью:

  • получения арендной платы;
  • увеличения стоимости недвижимости.

Конечно, те же учреждения нередко сдают помещения в аренду, однако предполагать, что они изначально получает недвижимость для сдачи в аренду сложно. Учредитель и сам прекрасно сдаст в аренду выгодный объект, а учреждение создают для совершенно иных целей. Кроме того рассмотренное условие имеет еще ряд ограничений. Так, недвижимость не должна быть предназначена для:

  • выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций);
  • осуществления деятельности по выполнению работ (оказанию услуг);
  • управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.

Если считать, что учреждения созданы исключительно для реализации функций и полномочий органов исполнительной власти, а не для извлечения какой-либо выгоды, включая получение арендной платы, то трудно представить какую недвижимость и в рамках какой деятельности такие учреждения могут отнести к инвестиционной.

Недвижимость, занимаемая субъектом учета

Помимо инвестиционной недвижимости новый стандарт по основным средствам с 2018 года вводит еще один новый вид – недвижимость, занимаемая субъектом учета. Причем к таким объектам отнесены не только те, которыми субъект учета владеет, но и осуществляет пользование, в том числе:

  • в рамках арендных отношений, предусматривающих переход существенных операционных рисков и выгод к пользователю (арендатору);
  • при выполнении возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций);
  • в деятельности по выполнению работ (оказанию услуг);
  • для управленческих нужд.

Активы культурного наследия

Многие учреждения и другие субъекты учета размещены не просто в зданиях, а в исторических памятниках. Согласно стандарту по основным средствам такие памятники отнесены к активам культурного наследия. Также к таким активами отнесены и другие объекты:

  • произведения живописи (скульптуры, декоративно-прикладного искусства);
  • объекты науки и техники;
  • иные предметы материальной культуры, обладающие культурной, исторической, экологической (связанной с окружающей средой) ценностью.

В общем и целом под активами культурного наследия понимают все материальные ценности, которые:

  • возникли в результате исторических событий;
  • обладают ценностью с точки зрения истории (археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

При этом подобные объекты обязательно должны представлять собой:

  • свидетельство эпох и цивилизаций;
  • подлинный источник информации о зарождении и развитии культуры.