ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Система смазки и охлаждения. Система смазки и охлаждения Конструкционные особенности двигателя

из книги Э.Н. Орлова и Е.Р. Варченко "Автомобили УАЗ" техническое обслуживание и ремонт

Смазочная система.

Смазочная система двигателя (рис 19) комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Давление масла в системе смазки при работе двигателя на масле М8В1, температуре масла в масляном картере плюс 80 °С и отключенном медяном радиаторе должно быть не менее 343 кПа при частоте вращения 2000 мин-1 коленчатого вала и не менее 108 кПа при частоте вращения 600 мин-1.

Рис. 19 Схема смазочной системы двигателя
1 - масляный радиатор
2 - крышка масляной горловины
3 - кран масляного радиатора
4 - датчик указателя давления масла
5 - датчик аварийного давления
6 - фильтр очистки масла
7 - масляный насос
8 - пробка сливного отверстия
9 - маслоприемник
10 - редукционный клапан
11 - отверстие для смазки распределительных шестерен
Для контроля за давлением масла на двигателе установлены два датчика. Один из них связан с указателем давления масла, а другой - с контрольной лампой аварийного давления масла в системе смазки двигателя. Датчик аварийного давления масла срабатывает при давлении 39…78 кПа. При минимальной частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и отключенном масляном радиаторе контрольная лампа аварийного давления масла не должна гореть. Загорание пампы указывает на неисправность смазочной системы, которая должна немедленно устраняться.

В смазочной системе двигателя имеются два клапана редукционный в масляном насосе и перепускной в масляном фильтре. Оба клапана в эксплуатации регулировки не требуют. Для охлаждения масла в смазочной системе имеется масляный радиатор. Включать его, открывая кран, необходимо при температуре воздуха выше 20 °С и при движении в тяжелых дорожных условиях независимо от температуры окружающего воздуха.

Масляный картер стальной штампованный. Плоскость разъема масляного картера с блоком уплотнена пробковыми прокладками Прокладки, уплотняющие переднюю и заднюю части масляного картера, перед установкой на место обильно увлажняют водой для исключения их поломки.

Рис. 20 Масляный насос
1 - направляющая втулка
2 - валик в сборе
3 - корпус в сборе
4 - ведущая шестерня
5 - ведомая шестерня
6 - пластина
7 - прокладка
8 - крышка масляного насоса
9 - стопорная пластина
10 и 12 - болты
11 - каркас с сеткой
13 - редукционный клапан
14 - пружина клапана

Масляный насос (рис. 20) шестеренчатого типа, размещен внутри масляного картера и крепится к крышке четвертого коренного подшипника двумя шпильками. Шестерни насоса прямозубые металлокерамические. Между корпусом 3 и пластиной 6 насоса установлена паронитовая прокладка 7 толщиной 0,3…0,4 мм. Установка при ремонте насоса более толстой прокладки недопустима, так как это уменьшит производительность насоса и создаваемое им давление. От попадания крупных час тиц (грязи, ветоши и т. п.) насос защищен каркасом 11 с сеткой. Редукционный клапан 13 обеспечивает необходимое давление масла в магистрали при работе двигателя на любых режимах, а также компенсирует увеличивающийся при износе двигателя расход масла через подшипники, так как масляный насос имеет избыточную производительность. При повышении давления в смазочной системе выше допустимого масло отжимает клапан и избыточное масло сбрасывается в полость масляного насоса.


Рис. 21 Привод масляного насоса и распределителя зажигания.
1 - распределитель зажигания
2 - корпус привода
3 - валик привода
4 - прокладка
5 - блок цилиндров
6 - упорная шайба
7 - шестерня распределительного вала
8 - шестерня привода маслянного насоса
9 - штифт
10 - пластина
11 - втулка
12 - валик масляного насоса
Положение прорези валика:
А - на приводе, установленном на двигателе;
B - на приводе перед его установкой на двигатель;
C - на валике масляного насоса перед установкой привода на двигатель

Привод масляного насоса (рис. 21) осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня 7 выполнена заодно с распределительным валом. Ведомая шестерня 8 закреплена штифтом на валике, вращающемся в чугунном корпусе 2. Верхний конец валика имеет смещенную на 0,8 мм в одну сторону прорезь, в которую входит хвостовик привода датчика-распределителя зажигания.

Если по каким-либо причинам с двигателя был снят привод масляного насоса, то для обеспечения правильного положения датчика-распределителя установку привода на блок производите в следующем порядке.

2 3 9 ..

Система смазки двигателя УМЗ-42164-80

Система смазки двигателя (рис. 18) - комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Через маслоприемник 3 масло засасывается масляным насосом 1 и через полнопоточный фильтр 9 подается в масляную магистраль. На насосе установлен редукционный клапан 4, перепускающий масло в магистраль, минуя фильтрующий элемент при его большом сопротивлении (засорении, пуске холодного двигателя). Перепускной клапан открывается при разности давлений на входе и выходе из фильтра 58-73 кПа (0,6-0,75 кгс/см2). При температуре окружающего воздуха выше плюс 5°С необходимо открыть краник масляного радиатора (краник открыт, когда его рычажок направлен вдоль шланга). Перед краником установлен ограничительный клапан, открывающий доступ масла в радиатор только при давлении более 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2).

Все клапана системы смазки в процессе эксплуатации дополнительной регулировки не требуют.
Масляный фильтр установлен на блоке цилиндров с правой стороны двигателя.

Снятие фильтра производится путем вращения его против часовой стрелки. При установке нового фильтра на двигатель необходимо убедиться в исправности уплотнительной резиновой прокладки, после чего следует смазать ее моторным маслом и завернуть фильтр руками до касания прокладкой плоскости на блоке цилиндров, затем довернуть фильтр на 3/4 оборота.

После установки фильтра и заправки двигателя маслом следует запустить двигатель на 30-40 секунд, остановить и убедиться в отсутствии течи масла из-под прокладки, проверить уровень масла.

Рис. 18. Система смазки двигателя:
1 - масляный насос; 2 - пробка сливного отверстия картера; 3 - маслоприемник; 4 - редукционный клапан; 5 - датчик сигнальной лампы аварийного давления масла; 7 - кран масляного радиатора; 8 - масляный радиатор; 9 - масляный фильтр

6.5.1 Обслуживание системы смазки двигателя УМЗ-42164-80

Проверяйте уровень масла в картере двигателя перед выездом и через каждые 300-500 км пробега в зависимости от состояния двигателя. Уровень масла должен быть при этом между метками «П» и «0» указателя уровня масла. Объем масла, доливаемого в картер двигателя от метки «0» до метки «П», составляет приблизительно 1,6 л. Замеряйте уровень масла через 2-3 минуты после остановки прогретого двигателя.

Заправлять двигатель маслом и менять его необходимо в строгом соответствии с таблицей смазки.

Отработавшее масло сливать из картера двигателя сразу же после поездки, пока оно горячее. В этом случае масло сливается быстро и полностью.

Во время эксплуатации автомобиля следить за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при давлении 39-78 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).

Предупреждение. Запрещается эксплуатировать автомобиль с горящей сигнальной лампой аварийного давления масла.

На прогретом двигателе при исправной системе смазки в режиме холостого хода и при резком торможении сигнальная лампа может гореть, но должна немедленно гаснуть при увеличении частоты вращении коленчатого вала.

Первую замену масла необходимо произвести после обкатки двигателя, через 2000 км с одновременной заменой масляного фильтра. Последующие замены масла проводятся через каждые 15 000 км пробега автомобиля с одновременной заменой масляного фильтра.

Рекомендуется через две смены масла промывать систему смазки двигателя. Для чего слить из картера горячего двигателя отработавшее масло, залить специальное моющее масло на 3-5 мм выше метки «0» на указателе уровня масла и дать двигателю поработать в течение 10 минут. Затем моющее масло слить, заменить сменный масляный фильтр и залить свежее масло. Допускается смешивание остатков моющего масла после слива со свежим маслом. В случае отсутствия моющего масла промывку можно производить чистым моторным маслом.

Допускаемые к применению сорта масла перечислены в инструкции по эксплуатации. Рекомендуемые: «Лукойл-Супер» 10W-40, «Лукойл-Люкс» 10W-40.

Система смазки двигателя УМЗ-4216 комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Через маслоприемник масло засасывается масляным насосом и через полнопоточный масляный фильтр подается в масляную магистраль.

На масляном насосе установлен редукционный клапан перепускающий масло в магистраль минуя фильтрующий элемент при его большом сопротивлении (засорении, пуск холодного двигателя). Перепускной клапан открывается при разности давлений на входе и выходе из фильтра 58-73 кПа (0,60-0,75 кгс/см2). При температуре окружающего воздуха выше плюс 5 градусов необходимо открыть краник масляного радиатора. Краник открыт, когда его рычажок направлен вдоль шланга.

Перед краником масляного радиатора установлен ограничительный клапан, открывающий доступ масла в радиатор только при давлении более 70-90 кПа (0,7-0,9 кгс/см2). Все клапаны системы смазки отрегулированы на заводе и регулировать их в эксплуатации запрещается.

Каталожные номера узлов и деталей системы смазки двигателя УМЗ-4216, масляного картера, маслоприемника и масляного насоса, привода масляного насоса, фильтра очистки масла, датчиков давления масла.
Давление в системе смазки двигателя УМЗ-4216.

Давление в системе смазки двигателя УМЗ-4216 при температуре масла плюс 80 градусов при отключенном масляном радиаторе не должно быть менее 125 кПа (1,3 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 700 оборотов в минуту и 245 кПа (2,5 кгс/см2) при 2000 оборотах в минуту. Во время эксплуатации автомобиля надо следить за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при давлении 39-78 кПа (0,4-0,8 кгс/см2).

Запрещается эксплуатировать автомобиль с горящей сигнальной лампой аварийного давления масла. На прогретом двигателе УМЗ-4216 при исправной системе смазки в режиме холостого хода и при резком торможении сигнальная лампа может гореть, но должна немедленно гаснуть при увеличении частоты вращении коленчатого вала.

Обслуживание системы смазки двигателя УМЗ-4216, применяемые моторные масла.

Проверять уровень масла в картере двигателя УМЗ-4216 необходимо перед выездом и через каждые 300-500 километров пробега в зависимости от состояния двигателя. Уровень масла должен быть при этом между метками П и 0 указателя уровня масла. Объем масла доливаемого в картер двигателя от метки 0 до метки П, составляет приблизительно 2 литра. Уровень масла замеряется через 2-3 минуты после остановки прогретого двигателя.

В картер двигателя УМЗ-4216 необходимо заливать по характеристикам не ниже Б3/Д1 по СТО ААИ 003 или SF/CC по классификатору APJ. Классы вязкости SAE 15W-30, SAE 15W-40 всесезонно, SAE 20W-40 – для районов с жарким климатом, SAE 5W-30, SAE 10W-30 – для районов с холодным климатом. Отработавшее масло сливать из картера двигателя сразу же после поездки, пока оно горячее. В этом случае масло сливается быстро и полностью.

Первую масла необходимо произвести после обкатки двигателя, через 2000 километров пробега с одновременной заменой масляного фильтра. Последующие замены масла проводятся через каждые 10 000 километров пробега автомобиля с одновременной заменой масляного фильтра. Рекомендуется через две смены масла промывать систему смазки двигателя.

Для промывки системы смазки надо слить из картера горячего двигателя отработавшее масло, залить специальное моющее масло на 3-5 мм выше метки 0 на указателе уровня масла и дать двигателю поработать в течение 10 минут. Затем моющее масло слить, заменить сменный масляный фильтр и залить свежее масло. Допускается смешивание остатков моющего масла после слива со свежим маслом. В случае отсутствия моющего масла промывку можно производить чистым моторным маслом.


Мотор УМЗ-4216 - малоразмерная бензиновая инжекторная силовая установка, предназначенная для малотоннажных грузовиков и микроавтобусов. Ранняя версия была карбюраторной. Производитель - Ульяновский моторный завод. Первая модификация была выпущена в 1998 году.

Конструктивный «предшественник» этого мотора - двигатель ЗМЗ, выпускавшийся с 1969 года. От своего предшественника двигатель УМЗ-4216 получил принципы компоновки и некоторые узлы.

Конструкция

Это одна из разновидностей силовой установки УМЗ-421. В «четыреста двадцать первую» линейку входят также моторы 4213, 4215, 4218.


УМЗ-4216 выделяется среди них следующим:

  • алюминиевым блоком цилиндров;
  • закалкой коренных и шатунных шеек коленвала высокочастотным током;
  • шестеренчатым приводом ГРМ;
  • нижним расположением распредвала;
  • алюминиевыми штангами.

В модели двигателя УМЗ-4216 с поршнем калибром 92 мм гильзы в блоке цилиндров ставятся «мокрого» типа, их можно снять. Но в более мощной модификации с диаметром поршня в 100 мм гильза в соответствующий отсек вдавливается при помощи мощного пресса намертво, и изъятию не подлежит.

Двигатель УМЗ-4216 состоит из:

  • Блока из 4 цилиндров с гильзами, расположенными в ряд.
  • 8 клапанов верхнего расположения, по 2 на камеру сгорания.
  • Зубчатого маховика одномассового типа.
  • Коленчатого вала с 5 опорами и 4 шатунными шейками.
  • 4 поршней, на каждом - 2 компрессионных кольца и 1 маслосъемное.
  • Шатунов.
  • Насоса подкачки масла.
  • Толкателей и штанг.
  • Шкива и ступицы коленчатого вала.
  • Прокладок и сальников.

Коленвал имеет шестерню, выполненную из металла, а шестерня распределительного вала изготавливается из текстолита.

К двигателю подсоединяется система зажигания, жидкостного охлаждения и другие вспомогательные механизмы.

Технические характеристики

Технические характеристики двигателя УМЗ 4216 различаются в зависимости от модификации. Но варьируется только мощность мотора, в остальном характеристики схожи:

  • Количество цилиндров - 4.
  • Расположение - в один ряд.
  • Порядок работы - 1-2-4-3.
  • Рабочий объем - 2,89 л.
  • Диаметр поршней - 100 мм (92 мм устарел).
  • Компрессия в цилиндрах - 9,2.
  • Ход поршня - 92 мм.
  • Мощность - от 100 до 125 л. с. в зависимости от модели.
  • Расход топлива в городском режиме, средний - 10,4 л/100 км, в смешанном - 11,2 л/100 км.
  • Максимальный крутящий момент - 235 Нм.
  • Полный крутящий момент - 221 Нм.
  • Режим работы, при котором развивается полный крутящий момент - 2200-2500 оборотов в минуту.
  • Режим холостого хода - 800 оборотов в минуту.
  • Впрыск - распределенный, в наиболее современной модификации управляемый микроконтроллером.
  • Основной вид топлива - неэтилированный 92-й бензин. Возможно использование 95.
  • Топливный класс мотора - Евро-3 или Евро-4 в зависимости от модификации.

Обслуживание

УМЗ-4216 - простой и неприхотливый двигатель, предназначенный для коммерческого транспорта. Обслуживание мотора необходимо проводить регулярно, в соответствии с графиком ТО.

Работы по обслуживанию делятся на 3 группы:

  • ежедневная проверка состояния;
  • контрольно-диагностический сервис;
  • регламентное обслуживание.

Ежедневно в двигателе УМЗ-4216 необходимо проверять уровень масла, охлаждающей жидкости, герметичность системы охлаждения, смазочной системы и топливопроводов питания. При углубленном контроле, который проводится по расписанию, к этим работам добавляется:

  • проверка термостата, датчиков охлаждающей жидкости и всех систем - масляной, питающей и т. п.;
  • качество соединений всех систем на предмет герметичности (включая вентиляционную);
  • контроль состояния электрооборудования (в том числе свеч на предмет нагара);
  • проверка ремня ГРМ и ремня от шкива генератора;
  • состояние генератора.

По утвержденному регламенту, раз в полгода на двигателе УМЗ-42616 выполняют следующие манипуляции:

  • подтягивают винтовые соединения;
  • осуществляют регулировку клапанов (по мере необходимости);
  • проводят регулировку зазоров и очистку внутренних объемов двигателя от пыли, нагара и грязи;
  • промывают масляный фильтр, картер, систему охлаждения, заменяют охладитель;
  • меняют масло.

Распространенные поломки

К наиболее распространенным неисправностям двигателя УМЗ-4216 относятся:

Двигатель УМЗ-4216

  • Подтекание масла. Возникает из-за неплотного прилегания сальника коленвала, происходит из-за превышения рекомендуемого числа оборотов - 2500.
  • Подергивания на холостом ходу, мотор «троит». Заводской дефект.
  • Постукивание в моторе. Возможно после каждых 15 тысяч км пробега. Виновники - неотрегулированные клапаны либо проблемы с коленчатым валом.
  • Сильная вибрация. Неполадки в работе кривошипно-шатунного механизма либо системы зажигания.
  • Перегрев мотора. Происходит из-за выхода из строя термостата, помпы или прогорания прокладки.

Варианты тюнинга

Для данного мотора целесообразен только один вариант тюнинга, оптимизирующий «городской» режим. Для этого тщательно отрегулировать клапаны, «довести до ума» головку БЦ и модернизировать камеры сгорания.

Модельный ряд

У двигателя УМЗ-4216 существуют следующие модификации:

  • Мотор 4216.10, выдающий максимальную мощность в 123 л. с. Евро-3.
  • Мотор 42161.10 - упрощенный вариант на 99 л. с.
  • Мотор 42164.10 - 125 л. с., стандарт Евро-4.
  • Моторы 42167.10 и 421647.10 - газобензиновые, мощностью 123 и 100 л. с. соответственно.

Этот двигатель является единственным среди российских моторов, установка на который газового оборудования не приводит к потере гарантии.

Ныне популярные и распространенные коммерческие автомобили марки ГАЗ укомплектованы двигателями УМЗ, производимыми на Ульяновском моторном заводе. Свое начало Ульяновский моторный завод берет с далекого 1944 года, и лишь в 1969 г. предприятием был выпущен первый двигатель марки УМЗ. До шестьдесят девятого года завод занимался производством малолитражных двигателей УМЗ-451 и их комплектующих.

С момента выпуска первого мотора они верой и правдой служат на грузовых автомобилях, авто с повышенной проходимостью, на небольших автобусах. В 1997 году главным потребителем моторов стал АвтоГАЗ, который укомплектовывал агрегатами УМЗ большинство моделей линейки «ГАЗель».

Конструкционные особенности двигателя

На данный момент имеется широкий ассортимент ДВС модельного ряда УМЗ, установка которых осуществляется на разные модели автомобилей «Соболь», УАЗ, «ГАЗель». Устанавливаемые двигатели имеют ряд общих черт, но могут отличаться некоторыми деталями и принципами работы: ✔ Карбюраторные и инжекторные. ✔ Четырехцилиндровые с рядным расположением. ✔ Мощностью 89-120 л. с. ✔ Экологические стандарты «Евро-0», «Евро-3», «Евро-4». Все двигатели легкие, малогабаритные и надежные. Их отличает доступная стоимость. Одной из особенностей двигателя можно назвать оригинальную конструкцию блока цилиндров, отлитого из алюминия, с впрессованными гильзами из серого чугуна. Коленчатые валы моторов всех модификаций при изготовлении проходят закалку коренных и шатунных шеек токами высокой частоты. Самоподжимной резиновый сальник уплотняет заднюю часть коленвала.

Модификации УМЗ 421

Моторы УМЗ имеют две линейки силовых агрегатов, разработанные для оснащения различных автомобилей. Автомобили семейства «ГАЗель» комплектуются следующими моделями: УМЗ-4215; УМЗ-4216; УМЗ-42161; УМЗ-42164 «Евро-4»; УМЗ-421647 «Евро-4»; УМЗ-42167. Основная часть двигателей выходит в свет в нескольких вариациях, которые отличаются своей комплектацией, мощностными и экономичными показателями. На данный момент прекратилось производство агрегатов, работающих на бензине с октановым числом 80.

Все двигатели разработаны под 92 и 95 бензин, а также с возможностью работы на газу. Данный обзор посвящается силовой установке УМЗ-4216, будут подробно изложены его характеристики и свойства. Плюсы К достоинствам мотора по праву относят максимальный крутящий момент на пониженных оборотах, отличные технические характеристики, а также легкость в обслуживании узлов и агрегатов. Двигатель 4216 стал первым отечественным мотором, который имеет гарантийный срок при монтаже на него газового оборудования. Модернизация Агрегат оснащен микропроцессорной системой управления работой впрыска топливной смеси и системы зажигания. Детонационный и кислородный датчики двигателя 4216 напрямую влияют на работу комплексной электронно-контролирующей системы и агрегата в целом. Для изменения экономических характеристик и повышения конкурентоспособности в силовую установку были внесены следующие конструктивные дополнения: ➤ Для повышения эксплуатационных показателей была увеличена степень сжатия в цилиндрах. ➤ Чтобы уменьшить расход масла, модернизировали систему отвода картерных газов. ➤ Надежность мотора обеспечена за счет применения усовершенствованных деталей и материалов. В то же время агрегат не изменился в плане габаритных параметров и стандартных характеристик (объем рабочий – 2,89 л, ход поршней, размер цилиндров). Впервые двигатель ГАЗ-4216 стал укомплектовываться деталями импортного производства, что только повысило качество работы и долговечность в эксплуатации. На силовой агрегат установили свечи запала и топливные форсунки производства фирмы "Сименс", а также датчик положения дросселя немецкого производства "Бош".

Основные неисправности УМЗ 421

Ранее наиболее частой поломкой двигателя было повреждение впускного коллектора. Как утверждали разработчики, на двигатель 4216 устанавливался коллектор, изготовленный из непрочного материала. Но уже в 2010 году этот недостаток был исправлен за счет применения более качественного материала. В системе охлаждения тоже был обнаружен изъян.

На средних оборотах двигателя и при движении автомобиля со скоростью 60 км/ч температура охлаждающей жидкости была в норме, но стоило только снизить скорость или попасть в дорожную пробку, как двигатель 4216 стремительно набирал температуру, вплоть до закипания охлаждающей жидкости. Причина крылась в электромагнитной муфте, которая включала вентилятор принудительного охлаждения.

Технические характеристики УМЗ 4216

Двигатель работает на бензине марки АИ с числом октана 92 и 95. Четырех цилиндровый, с рядным размещением цилиндром, восьмиклапанный. Цилиндры имеют следующий рабочий порядок – 1243. Диаметр его составляет сто миллиметров, а перемещение поршня – 92 миллиметра. Объем двигателя равен 2,89 литра, он развивает мощность 123 «лошадки» при четырех тысячах оборотов. Степень сжатия мотора – 8,8. Максимальный крутящий момент составляет 235,7 при 2000-2500 оборотах за минуту. «ГАЗель» с двигателем УМЗ-4216 может развивать максимальную скорость 140 километров в час, что для такого класса авто является неплохим показателем. Расход топлива зависит от загруженности автомобиля, манеры вождения и дорожных условий, но в целом выглядит так: при скорости 90 километров в час – 10,4 литра. При движении на скорости 120 км/ч – 14,9 л. Система питания Состоит из устройства подачи топлива и различных топливопроводов, форсунок, топливных и воздушного фильтров, патрубков подвода воздуха и ресивера, регулятора холостого хода. Управление подачей топлива осуществляется с помощью разнообразных датчиков: температурный элемент нагнетаемого воздуха, датчики положения коленчатого и распределительных валов, деталь абсолютного давления, положения заслонки дросселя. Система управления подачи также оснащена кислородным индикатором. Последний установлен в выхлопной системе перед нейтрализатором. Двигатель 4216 (инжектор) для большей надежности и долговечности должен работать только на качественном бензине с учетом регулярной замены топливных фильтров и периодической диагностикой топливной аппаратуры. Автомобилисты говорят, что при грамотной эксплуатации суммарный ресурс силового агрегата может достигать 500 тысяч километров. Такой особенностью отличаются и инжекторные установки Заволжского моторного завода (имеются в виду двигатели ЗМЗ 405 и 406).

Газораспределительный механизм УМЗ 4216

В 2010 году на Ульяновском заводе бензиновый мотор претерпел процесс модернизации газораспределительного механизма. В целом это коснулось изменения профиля кулачка распредвала, что способствовало увеличению хода клапана на один миллиметр. Эти нововведения были необходимы для улучшения устойчивой работы агрегата на холостом ходу, а также для достижения норм и требований стандарта «Евро-3». Пружины клапанов при этом не претерпели изменений, и это привело к тому, что действующее усилие на пружины пересекло норму, и теперь было равно 180 кгс. При установке обычного комплекта штанг на новый двигатель до достижения состояния прогретого двигателя прослушивались стуки гидрокомпенсаторов. Для того чтобы предотвратить данную проблему, следует изменить усилие пружин путем демонтажа внутренних пружин клапанов.

Преимущества штанг с гидрокомпенсаторами

Двигатель УМЗ-4216 с гидрокомпенсаторами не требует дополнительного обслуживания по причине отсутствия возникновения зазоров клапанов на протяжении всего периода эксплуатации. За счет этого заметно снижается уровень шума. Высокие обороты двигателя теперь не несут критический характер, так как в конструкции гидрокомпенсаторов заложен фактор стабилизации появления критических нагрузок. Степень износа сопрягающихся поверхностей деталей механизма существенно снижается. Вследствие оптимизации газораспределительных фаз вредные примеси отработанных газов стабильно низкие весь период эксплуатации. Вентиляция картера Мотор снабжается системой вентиляции полости картера закрытого типа. Часть газов, проходящих через компрессионные кольца, отводится во впускной коллектор комбинированным способом. Работа системы осуществляется за счет разности давлений между картером и впускным трактом. В момент, когда двигатель 4216 работает в режиме повышенных нагрузок, газы отводятся через специальную большую ветвь. По малой ветви отвод газов происходит в момент работы установки на холостом ходу и при минимальных нагрузках. В передней крышке блока толкателей установлен регулятор тяги системы вентиляции, который выполняет функцию отделения микрочастиц масла от газов и служит для предотвращения попадания в картер пыли в момент повышения тяги в системе впуска. Масло Система смазки двигателя – комбинированного типа (разбрызгиванием и под воздействием давления). Масло, которое всасывает масляный насос из поддона, проходит через масляные каналы в корпус масляного фильтра. Затем оно поступает в полость второй перемычки блока, а оттуда – в магистраль. На коренные шейки коленвала и распредвала масло поступает из масляной магистрали.

Шатунные шейки смазываются за счет поступления масла по каналам от коренных подшипников. По такому принципу происходит смазка деталей газораспределительного механизма. Объем заливаемого масла в картер двигателя составляет 5,8 литра. Охлаждающая система Система охлаждения закрытая, водяная. Состоит из водяного насоса (помпа), термостата, водяной рубашки в блоке цилиндров и головке, охлаждающего радиатора, бачка-расширителя, вентилятора принудительного охлаждения, соединительных патрубков и радиатора отопителя салона. Двигатель «ГАЗель» 4216 в зависимости от модификации может иметь отличительные особенности по способу подключения расширительного бачка и радиатора отопителя. Мотор, по сути, очередная реинкарнация древнего ГАЗ 21, с основательно увеличенным объёмом и мощностью. Увеличенные степень сжатия и диаметр цилиндров, потребовали усилить жёсткость алюминиевого блока цилиндров (БЦ). С этой целью из его конструкции убрали сменные "мокрые" гильзы. Теперь чугунные цилиндры залиты алюминием на стадии отливки корпуса БЦ. Такая конструкция стала гораздо жёстче, однако при ремонте мотора, теперь нужно растачивать цилиндры до ремонтного размера. Эта операция затрудняется торчащими из БЦ шпильками крепления "головки", из-за которых у большинства самых распространённых хонинговально-расточных станков, не хватает вертикального хода шпинделя. Проблема с этими шпильками усугубляется тем, что они с завода закручены на резьбовой герметик, который даже после нагрева не ослабляет свою мёртвую хватку, и чрезмерное приложение силы к шпильке может привести к её поломке, или выкручивании шпильки вместе с алюминием резьбы блока. В приводе распределительного вала, всё та же пластиковая шестерня, которая так же, как и на прародителе часто обламывается вокруг стальной втулки. Всё тот же осевой люфт распред. вала, особо ни на что не влияющий на старых моторах, зачастую не даёт нормально работать датчику положения распред. вала, т.к. его отметчик закреплён на шестерне РВ и при увеличения зазора между ним и датчиком, сигнал с последнего пропадает. Ульяновцы упростили конструкцию, исключив втулки, в которых вращался РВ и теперь его шейки работают по алюминию блока цилиндров. При изготовлении пастелей коленчатого вала (КВ), применяются какие то дикие допуски. Подушка первой коренной шейки, на которой стоят упорные кольца, ограничивающие осевой люфт КВ, сами могут смещаться в пределах отверстий под шпильки крепления на 0,5 мм. вперёд и на столько же назад. Это надо учитывать при сборке мотора, т.к. если крышка будет смещена в какую либо сторону, упорные кольца перекашивает, и при затяжке болта шкива КВ, последний намертво зажимает. В головке блока цилиндров изменены камеры сгорания, каналы впускных клапанов и наконец то удлинена резьба под современные свечи с длинной резьбовой частью. У коромысел клапанов, теперь другие регулировочные болты, шестигранником вверх. При очень не точном изготовлении клапанной крышки, регулировочные болты коромысел зачастую достают до крышки и издают стук, похожий на шатунный, который легко идентифицировать при помощи автостетоскопа. Достаточно отпустить болты крепления клапанной крышки и сместить ее в пределах отверстий под болты влево, что бы избавиться от стука. В данное время стоимость двигателя будет варьироваться в зависимости от года выпуска и от его модификации. К примеру, первая комплектация с наличием генератора и стартера, со сцеплением диафрагменного типа, с плоскими опорными кронштейнами под обновленную раму будет стоить порядка 130 тысяч рублей. Если приобретать с рук 4216 двигатель, цена существенно снизится (в зависимости от пробега авто). Итак, мы выяснили, какие имеет технические характеристики агрегат Ульяновского завода УМЗ-4216.

Параметр Значение
Вид двигателя Бензиновый
Количество цилиндров Четыре, располагаются в виде ряда
Рабочий объем двигателя составляет, л 2.89
Порядок действия цилиндров двигателя 1-2-4-3
Максимум мощности, кВт 90.5
Полная мощность, кВт 78.7
Система, выпускающая газы настроена ли Да
Маx крутящий момент, Нм/об.мин 235
Полный крутящий момент, Нм/об.мин 221
Количество вращений,
которое соответствует маx крутящему моменту (в минуту)
2200-2500 оборотов
Минимум частоты вращения, необходимый для холостого хода 800 оборотов
Максимальный расход масла на угар,
в процентном соотношении от общих трат горючего
0.002
Подача топлива осуществляется В виде распределенного впрыска горючего
Используемое топливо (основное) Бензин неэтилированный
автомобильный «Регуляр-92»
Используемое топливо (дублирующее) Премиум-95 и «Премиум Евро-95»
Система смазки является комбинированной
Объем маслосистемы
(не учитывается объем маслорадиатора), л
5.8
Тип системы вентиляции для картера закрытая система,
имеет регулятор разрежения в самом картере
Тип системы охлаждения жидкостная система, закрытая,
осуществляется принудительная циркуляция охлаждающей жидкости
В качестве охлаждающей жидкости рекомендовано использовать Тосол А-65М или А-40М; ОЖ-40; ОЖ-65.
Объем системы охлаждения
(не учитывается объем радиатора охлаждения),
которую имеет двигатель газели, л
3.5
Незаправленный двигатель УМЗ 4216 имеет массу, кг 172
Тип электрооборудования Однопроводное оборудование постоянного тока.
Отрицательные выводы потребителей и
источников питания соединяются корпусом.
Номинальное напряжение, В 12
Двигатель устанавливается на Соболь и Газель-Бизнес