ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Скоростной режим определяется тяговыми силами. Тягово-скоростные свойства автомобиля

Технические характеристики Hundai Solaris, Лада Гранта, KIA Rio, КамАЗ 65117.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

Эксплуатационные свойства автомобиля это группа свойств, определяющих возможность его эффективного использования, а также степень его приспособленности к эксплуатации в качестве транспортного средства.
Они включают следующие групповые свойства, обеспечивающие движение:

  • информативность
  • тягово-скоростные
  • тормозные
  • топливную экономичность
  • проходимость
  • маневренность
  • устойчивость
  • надежность и безопасность

Эти свойства закладываются и формируются на этапе конструирования и изготовления автомобиля. Водитель может, исходя из этих свойств, подобрать себе тот автомобиль, который более всего удовлетворяет его запросам и нуждам.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ

Информативность автомобиля - это его свойство обеспечивать необходимой информацией водителя и других участников движения. В любых условиях объем и качество воспринимаемой информации имеют решающее значение для безопасного управления автомобилей. Информация об особенностях транспортного средства, характере поведения и намерениях его водителя во многом предопределяет безопасность в действиях других участников движения и уверенность в реализации их намерений. В условиях недостаточной видимости, особенно ночью, информативность в сравнении с другими эксплуатационными свойствами автомобиля оказывает главное влияние на безопасность движения.

Различают внутреннюю, внешнюю и дополнительную информативность автомобиля.

Свойства автомобиля, обеспечивающие возможность воспринимать водителем информацию, необходимую для управления автомобилем в любой момент времени, называются внутренней информативностью . Она зависит от конструкции и обустройства кабины водителя. Важнейшими для внутренней информативности являются обзорность, панель приборов, система внутренней звуковой сигнализации, рукоятки и кнопки управления автомобилем.

Обзорность должна позволять водителю своевременно и без помех воспринимать фактически всю необходимую информацию о любых изменениях дорожной обстановки. Она зависит, прежде всего, от размера окон и стеклоочистителей; ширины и расположения стоек кабины; конструкции омывателей, системы обдува и обогрева стекол; расположения, размеров и конструкции зеркал заднего вида. Обзорность также зависит от удобства сиденья.

Панель приборов должна располагаться в кабине таким образом, чтобы водитель для наблюдения за ними и восприятия их показаний расходовал минимальное время, не отвлекаясь от наблюдения за дорогой. Расположение и конструкция рукояток, кнопок и клавишей управления должны позволять легко их находить, особенно ночью, и обеспечивать водителя посредством тактильных и кинетостатических ощущений обратной связью, необходимой для контроля точности управляющих действий. Наибольшая точность сигналов обратной связи требуется от рулевого колеса, педалей тормоза и газа, а также рычага переключения передач.



Конструкция и обустройство кабины должны отвечать требованиям не только внутренней информативности, но и эргономичности рабочего места водителя - свойства, характеризующего приспособленность кабины психофизиологическим и антропологическим особенностям человека. Эргономичность рабочего места зависит, прежде всего, от удобства сидения, расположения и конструкции органов управления, а также от отдельных физико-химических параметров среды в кабине.

Неудобные поза водителя и расположение органов управления, равно как и чрезмерный шум, тряска и вибрация, чрезмерно высокая или низкая температура, плохая вентиляция воздуха ухудшают условия для водителя, снижают его работоспособность, точность восприятия и управляющих действий.

Внешняя информативность - свойство, от которого зависит возможность других участников движения получать информацию от автомобиля, необходимую для правильного взаимодействия с ним в любое время. Она определяется размерами, формой и окраской кузова, характеристиками и расположением световозвращателей, системы внешней световой сигнализации, а также звуковым сигналом.

Информативность транспортных средств с небольшими габаритами зависит от их контрастности относительно дорожного покрытия. Автомобили, окрашенные в черный, серый, зеленый, синий цвета, в 2 раза чаще попадают в ДТП, чем окрашенные в светлый и яркий цвет, из-за трудности их различения. Наиболее опасными такие автомобили становятся в условиях недостаточной видимости и ночью.

ТЯГОВО-СКОРОСТНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

Тягово-скоростные свойства автомобиля - эти свойства определяют динамику разгона автомобиля, возможность развивать им максимальную скорость, и характеризуются временем (в сек.), необходимым для разгона автомобиля до скорости 100 км/ч, мощностью двигателя и максимальной скоростью, которую может развить автомобиль.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И

ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНО ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА

Кафедра « Трактора и автомобили»

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

По дисциплине: Основы теории и расчета трактора и автомобиля.

На тему: Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность

автомобиля.

Студента 5 курса 45 группы

Снопкова А.А.

Руководитель КП

Минск 2002.
Введение.

1.Тягово-скоростные свойства автомобиля.

Тягово-скоростными свойствами автомобиля называют совокупность свойств определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона и торможения автомобиля при его работе на тяговом режиме работы в различных дорожных условиях.

Показатели тагово-скоростных свойств автомобиля (максимальная скорость, ускорение при разгоне или замедлении при торможении, сила тяги на крюке, эффективная мощность двигателя, подъем, преодолеваемый в различных дорожных условиях, динамический фактор, скоростная характеристика) определяются проектировочным тяговым расчетом. Он предполагает определение конструктивных параметров, которые могут обеспечить оптимальные условия движения, а также установление предельных дорожных условий движения для каждого типа автомобиля.

Тягово-скоростные свойства и показатели определяются при тяговом расчете автомобиля. В качестве объекта расчета выступает грузовой автомобиль малой грузоподъемности.

1.1. Определение мощности двигателя автомобиля.

В основу расчета кладется номинальная грузоподъемность автомобиля

в кг (масса установленной полезной нагрузки + масса водителя и пассажиров в кабине) или автопоезда , она равняется из задания – 1000 кг.

Мощность двигателя

, необходимая для движения полностью груженого автомобиля со скоростью в заданных дорожных условиях, характеризующих приведенным сопротивлением дороги , определяют из зависимости: , где собственная масса автомобиля, 1000 кг; сопротивление воздуха(в Н) – 1163,7 при движении с максимальной скоростью = 25 м/с; -- КПД трансмиссии = 0,93. Номинальная грузоподъемность указана в задании; = 0,04 с учетом работы автомобиля в сельском хозяйстве (коэффициент дорожного сопротивления). (0,04*(1000*1352)*9,8+1163,7)*25/1000*0,93=56,29 кВт.

Собственная масса автомобиля связана в его номинальной грузоподъемностью зависимостью:

1000/0,74=1352 кг. -- коэффициент грузоподъемности автомобиля – 0,74.

У автомобиля особо малой грузоподъемности =0,7…0,75.

Коэффициент грузоподъемности автомобиля существенно влияет на динамические и экономические показатели автомобиля: чем он больше, тем лучше эти показатели.

Сопротивление воздуха зависит от плотности воздуха, коэффициент

обтекаемости обводов и днища (коэффициент парусности), площади лобовой поверхности F (в ) автомобиля и скоростного режима движения. Определяется зависимостью: , 0.45*1.293*3.2*625= 1163.7 Н. =1,293 кг/ -- плотность воздуха при температуре 15…25 С.

Коэффициент обтекаемости у автомобиля

=0,45…0,60. Принимаю = 0,45.

Площадь лобовой поверхности может быть подсчитана по формуле:

Где: В – колея задних колес, принимаю её = 1,6м, величина Н = 2м. Величины В и Н уточняют при последующих расчетах при определении размеров платформы.

= максимальная скорость движения по дороге с улучьшеным покрытием при полной подаче топлива, по заданию она равна 25 м/с. автомобиля развивает, как правило, на прямой передаче, то , 0,95…0,97 – 0,95 КПД двигателя на холостом ходу; =0,97…0,98 – 0,975.

КПД главной передачи.

0,95*0,975=0,93.

1.2. Выбор колесной формулы автомобиля и геометрических параметров колес.

Количество и размеры колес (диаметр колеса

и масса, передаваемая на ось колеса) определяются исходя из грузоподъемности автомобиля.

При полностью груженом автомобиле 65…75% от общей массы машины приходиться на заднюю ось и 25…35% -- на переднюю. Следовательно, коэффициент нагрузки передних и задних ведущих колес составляют соответственно 0.25…0.35 и –0.65…0.75.

; 0,65*1000*(1+1/0,45)=1528,7 кг.

на переднюю:

. 0,35*1000*(1+1/0,45)=823,0 кг.

Принимаю следующие значения: на задней оси –1528,7 кг, на одно колесо задней оси – 764,2 кг; на передней оси – 823,0 кг, на колесо передней оси – 411,5кг.

Исходя из нагрузки

и давления в шинах, по таблице 2 выбираются размеры шин, в м (ширина профиля шины и диаметр посадочного обода ). Тогда расчетный радиус ведущих колес (в м); .

Расчетные данные: наименование шины -- ; её размеры –215-380 (8,40-15) ; расчетный радиус.

Совокупность свойств, определяющих возможные по характеристикам двигателя и сцеплению ведущих колес с дорожным покрытием диапазоны изменения скоростей движения автомобиля и его максимальные ускорения разгона.

Анализ расчетных показателей тягово-скоростных свойств колесной машины позволяет определять предельные дорожные условия, в которых еще возможно движение автомобиля, а также оценивать возможность буксировки в конкретных дорожных условиях прицепа заданной массы. Решение обратной задачи - задачи синтеза - дает возможность определить конструктивные параметры автомобиля, которые позволят:

  • · обеспечить заданные скорости движения и ускорения разгона в конкретных дорожных условиях;
  • · преодолеть заданные подъемы и буксировку прицепа заданной массы.

В зависимости от соотношения деформаций колеса и опорной поверхности различают четыре вида взаимодействия колеса с дорогой:

  • 1) качение жесткого колеса по жесткой (практически недеформируемой) поверхности (рис. 1.1, а);
  • 2) качение эластичного колеса по недеформируемой поверхности (рис. 1.1, б);
  • 3) качение жесткого колеса по деформируемой (податливой) поверхности (рис. 1.1, в);
  • 4) качение эластичного колеса по деформируемой поверхности (рис. 1.1, г).

Рис. 1.1.

Первый из рассматриваемых случаев относится к варианту качения стального колеса трамвая или поезда по рельсовому пути и в теории автомобиля обычно не используется. Три остальных случая характеризуют взаимодействие колеса автомобиля с различными дорожными поверхностями. При этом наиболее типичным является второй случай, соответствующий движению колеса с эластичной шиной по дороге с твердым покрытием (асфальт, асфальтобетон, брусчатка). В реальной эксплуатации встречается также третий случай, когда автомобиль движется по свежевыпавшему снегу и деформации шины значительно меньше деформаций снежного покрытия, а также четвертый случай, когда автомобиль (колесный трактор) движется по податливым грунтовым дорогам.

На рис.1.2 показаны основные геометрические параметры автомобильного колеса и шины. Здесь - диаметр наибольшего окружного сечения беговой дорожки шины ненагруженного колеса;

Посадочный диаметр обода; - ширина профиля шины;

Высота профиля шины; - коэффициент высоты профиля шины.

Очень важным, с точки зрения теоретических расчетов, является правильный выбор радиуса качения автомобильного колеса.

Рис. 1.2

В теории качения эластичного колеса по твердой (недеформируемой) поверхности оперируют четырьмя основными радиусами.

Свободный радиус - радиус наибольшего окружного сечения беговой дорожки шины ненагруженного колеса (т.е. при отсутствии его контакта с поверхностью дороги).

Статический радиус - расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного вертикальной силой, до опорной поверхности (рис. 1.3)

где - коэффициент вертикальной деформации шины;

Для радиальных шин легковых автомобилей;

Для шин грузовых автомобилей и автобусов, а также для диагональных шин легковых автомобилей.

Коэффициент зависит от величины вертикальной нагрузки на шину и от давления воздуха в шине, при этом с увеличением нагрузки уменьшается, а с увеличением давления - увеличивается.

Динамический радиус - расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности (рис. 1.4). На величину, точно также, как на, влияют вертикальная нагрузка на колесо и давление воздуха в шине. Кроме того, динамический радиус несколько увеличивается с ростом угловой скорости вращения колеса и уменьшается с ростом передаваемого колесом крутящего момента. Противоположное влияние и на изменение обусловило то, что для дорог с твердым покрытием часто принимают.

Радиус качения (кинематический радиус) - отношение продольной скорости колеса к его угловой скорости вращения:


Радиус качения сильно зависит от величины и направления передаваемого колесом крутящего момента и сцепных свойств шины с дорожным покрытием. Если не превышает 60% значения, при котором наступает буксование колеса или его юз, то эту зависимость можно считать линейной. При этом в ведущем режиме зависимость имеет вид:

а в тормозном режиме (т.е. когда меняет направление)

где - радиус качения колеса в ведомом режиме (когда);

коэффициент тангенциальной эластичности шины.

Радиус качения колеса в ведомом режиме определяется экспериментально путем прокатывания нагруженного заданной вертикальной нагрузкой колеса на 5?10 полных оборотов (оборотов) и замера его пути качения. Так как, то

Рассмотрим характерные случаи:

1. Ведомый режим:

Ситуацию иллюстрирует рис. 1.5, а. В этом случае:

2. Режим полного буксования (рис. 1.5, б).

(максимальный момент колеса по сцеплению с дорогой);

3. Режим юза (рис. 1.5, в).


Рис. 1.5. Радиусы качения колеса: а - ведомый режим; б - режим буксования; в - режим юза

Рассмотренные случаи показывают, что диапазон возможных значений радиуса качения автомобильного колеса в реальных условиях изменяется от нуля до бесконечности, т.е. Это хорошо иллюстрирует график зависимости от (рис. 1.6). Видно, что в диапазоне значений от до происходит некоторое увеличение практически по линейному закону. Для большинства шин при работе в указанном диапазоне передаваемых колесом моментов. В зонах от до и от до зависимость сложная нелинейная, при этом в первой зоне по мере увеличения передаваемого колесом крутящего момента резко устремляется к нулю (полное буксование), а во второй зоне по мере возрастания тормозного (отрицательного) момента величина быстро уходит в бесконечность (режим чистого скольжения без вращения, т.е. так называемый юз).


Рис. 1.6

Характерное для всех стран постоянное стремление к повышению скоростей движения автомобилей и возрастающая плотность транспортных потоков приводят к увеличению напряженности процесса управления транспортным средством, что в свою очередь создает условия для ухудшения ситуации с безопасностью движения. Одним из мероприятий, способствующих частичному решению проблемы повышения безопасности движения, является автоматизация управления автомобилем. В числе наиболее доступных и эффективных способов автоматизации, обеспечивающих упрощение и облегчение управления автомобилем в городских условиях движения, когда ручное переключение передач у обычных механических трансмиссий приходится производить каждые 15?30 с, наиболее перспективным считается применение автоматических трансмиссий.

На легковых автомобилях и автобусах наибольшее распространение получили гидромеханические автоматические трансмиссии. Гидромеханическая автоматическая трансмиссия или гидромеханическая передача (ГМП) - это сочетание не требующего вмешательства в свою работу гидродинамического устройства и механической коробки передач с автоматизированным процессом переключения .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Техническая характеристика автомобиля

2. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя

3. Расчет тяговой диаграммы автомобиля

4. Расчет динамической характеристики автомобиля

5. Расчет ускорения автомобиля на передачах

6. Расчет времени и пути разгона автомобиля на передачах

7. Расчет остановочного пути автомобиля на передачах

8. Расчет путевого расхода топлива автомобилем

Заключение

Список литературы

Введение

Жизнь современного человека трудно представить себе без автомобиля. Автомобиль используется и в производстве, и в быту, и в спорте.

Эффективность использования автотранспортных средств в различных условиях эксплуатации определяется комплексом их потенциальных эксплуатационных свойств - тягово-скоростных, тормозных, проходимости, топливной экономичности, устойчивости и управляемости, комфортабельности плавности хода. На эти эксплуатационные свойства влияют основные параметры автомобиля и его узлов, прежде всего двигателя, трансмиссии и колес, а также характеристики дороги и условий движения.

Повышение производительности автомобиля и снижение себестоимости перевозок невозможно без изучения эксплуатационных свойств автомобиля, так как для решения этих задач следует увеличить его среднюю скорость движения и уменьшить расход топлива при одновременном сохранении безопасности движения и обеспечении максимальных удобств для водителя и пассажиров.

Показатели эксплуатационных свойств можно определить экспериментальным или расчетным методом. Для получения экспериментальных данных автомобиль испытывают на специальных стендах, или непосредственно на дороге в условиях, приближенных к эксплуатационным. Проведение испытаний сопряжено с затратой значительных средств и труда большого числа квалифицированных работников. Кроме того, воспроизвести при этом все условия эксплуатации очень сложно. Поэтому испытания автомобиля сочетают с теоретическим анализом эксплуатационных свойств и расчетом их показателей.

Тягово-скоростными свойствами автомобиля называют совокупность свойств определяющих возможные по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона и торможения автомобиля при его работе на тяговом режиме работы в различных дорожных условиях.

В данном курсовом проекте следует выполнить необходимые расчеты на основании конкретных технических данных, построить графики и по ним анализировать тягово-скоростные и топливно-экономические свойства автомобиля ВАЗ-21099. По результатам расчетов требуется построить внешнюю скоростную, тяговую и динамическую характеристики, определить ускорения автомобиля на передачах, изучить зависимости скорости автомобиля от пути и скорости автомобиля от времени при разгоне, произвести расчет остановочного пути автомобиля, исследовать зависимость расхода топлива от скорости. В результате можно сделать вывод о тягово-скоростных и топливно-экономических свойствах автомобиля ВАЗ-21099.

1 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ

1 Марка и тип автомобиля: ВАЗ-21099

Марка автомобиля составляется из букв и цифрового индекса. Буквы представляют собой сокращенное название завода- изготовителя, а цифры: первая - класс автомобиля по рабочему объему цилиндров двигателя, вторая - условное обозначение вида, третья и четвертая - порядковый номер модели в классе, пятая - номер модификации. Таким образом, ВАЗ-21099 - легковой автомобиль, выпускаемый Волжским автомобильным заводом, малого класса, 9 модели, 9 модификации.

2 Колесная формула: 42.

Автомобили, рассчитанные на движение по дорогам с усовершенствованным покрытием, имеют обычно два ведущих и два не ведущих колеса, а автомобили, рассчитанные в основном на эксплуатацию в тяжелых дорожных условиях, имеют все ведущие колеса. Эти различия отражаются в колесной формуле автомобиля, которая включает общее число колес и число ведущих.

3 Число мест: 5 мест.

Для легковых автомобилей и автобусов указывают общее количество мест, включая место водителя. Легковым считается пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя. Пассажирским является автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности.

4 Собственная масса автомобиля: 915 кг (в том числе на переднюю и заднюю оси, соответственно, 555 и 360 кг).

Собственная масса автомобиля - масса автомобиля в снаряженном состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля (не заправленный и не снаряженный), массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колес), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования.

5 Полная масса автомобиля: 1340 кг (в том числе на переднюю и заднюю оси, соответственно, 675 и 665 кг).

Полная масса - сумма собственной массы автомобиля и массы груза или пассажиров, перевозимых автомобилем.

6 Габаритные размеры (длина, ширина, высота): 400615501402 мм.

7 Максимальная скорость автомобиля - 156 км/ч.

8 Контрольный расход топлива: 5,9 л/100 км при скорости 90 км/ч.

9 Тип двигателя: ВАЗ-21083, карбюраторный, 4-тактный, 4-цилиндровый.

10 Рабочий объем цилиндров: 1,5 л.

11 Максимальная мощность двигателя: 51,5 кВт.

12 Частота вращения вала, соответствующая максимальной мощности: 5600 об/мин.

13 Максимальный крутящий момент двигателя: 106,4 Нм.

14 Частота вращения вала, соответствующая максимальному крутящему моменту: 3400 об/мин.

15 Тип коробки передач: 5-ступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода, передаточные числа - 3,636; 1,96; 1,357; 0,941; 0,784; З.Х. - 3,53.

16 Раздаточная коробка (если есть) - нет.

17 Тип главной передачи: цилиндрическая, косозубая, передаточное число - 3,94.

18 Шины и маркировка: радиальные низкопрофильные, размер 175/70R13.

2. РАСЧЕТ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Окружная сила на ведущих колесах, движущая автомобиль, возникает в результате того, что к ведущим колесам подводится через трансмиссию крутящий момент от двигателя.

Влияние двигателя на тягово-скоростные свойства автомобиля определяются его скоростной характеристикой, которая представляет собой зависимость мощности и момента на валу двигателя от частоты его вращения. Если эта характеристика снята при максимальной подаче топлива в цилиндр, то она называется внешней, если при неполной подаче - частичной.

Для расчета внешней скоростной характеристики двигателя необходимо взять технические характеристики значения ключевых точек.

1 Максимальная мощность двигателя: , кВт.

Частота вращения вала, соответствующая максимальной мощности: , об/мин.

2 Максимальный крутящий момент двигателя: , кНм.

Частота вращения вала, соответствующая максимальному крутящему моменту: , об/мин.

Промежуточные значения определяются из уравнения полинома:

где - текущее значение мощности двигателя, кВт;

Максимальная мощность двигателя, кВт;

Текущее значение частоты вращения коленчатого вала, рад/с;

Частота вращения коленчатого вала в расчетном режиме, соответствующая максимальному значению мощности, рад/с;

Коэффициенты полинома.

Коэффициенты полинома рассчитываются по следующим формулам:

где - коэффициент приспособляемости по моменту;

Коэффициент приспособляемости по частоте вращения.

Коэффициенты приспособляемости

где - момент, соответствующий максимальной мощности;

Перевод частоты об/мин в рад/с

Для проверки правильности коэффициентов полинома должно выполняться равенство: .

Значение величины крутящего момента

Рассчитанные значения мощности отличаются от фактических, передаваемых в трансмиссию за счет потерь мощности двигателя на привод вспомогательного оборудования. Поэтому фактические значения мощности и момента определяются по формулам:

где - коэффициент, учитывающий потери мощности на привод вспомогательного оборудования; для легковых автомобилей

0,95..0,98. Принимаем =0,98

Расчет внешней скоростной характеристики двигателя автомобиля ВАЗ-21099.

Значения в ключевых точках берем из краткой технической характеристики:

1 Максимальная мощность двигателя =51,5 кВт.

Частота вращения вала, соответствующая максимальной мощности, =5600 об/мин.

2 Максимальный крутящий момент двигателя =106,4 Нм.

Частота вращения вала, соответствующая максимальному крутящему моменту, =3400 об/мин.

Произведем перевод частот в рад/с:

Тогда крутящий момент при максимальной мощности

Определим коэффициенты приспособляемости по моменту и по частоте вращения:

Приведем расчет коэффициентов полинома:

Проверка: 0,710 + 1,644 - 1,354= 1

Следовательно, расчеты коэффициентов произведены правильно.

Произведем расчеты мощности и крутящего момента для холостого хода. Минимальная частота вращения, при которой двигатель работает устойчиво с полной нагрузкой, равна для карбюраторного двигателя =60 рад/с:

Дальнейшие расчеты заносим в таблицу 2.1, по данным которой строим графики изменения внешней скоростной характеристики:

Таблица 2.1 - Расчет значений внешней скоростной характеристики

Параметр

Вывод: в результате проведенных расчетов была определена внешняя скоростная характеристика автомобиля ВАЗ-21099 построены ее графики, правильность которых удовлетворяет следующим условиям:

1) кривая изменения мощности проходит через точку с координатами (51,5; 586,13);

2) кривая изменения момента двигателя проходит через точку с координатами (0,1064; 355,87);

3) экстремум функции моментов находится в точке с координатами (0,1064; 355,87).

Графики изменения внешней скоростной характеристики приведены в приложении А.

3. РАСЧЕТ ТЯГОВОЙ ДИАГРАММЫ АВТОМОБИЛЯ

Тяговой диаграммой называется зависимость окружной силы на ведущих колесах от скорости движения автомобиля.

Основной движущей силой автомобиля является окружная сила, приложенная к его ведущим колесам. Эта сила возникает в результате работы двигателя и вызвана взаимодействием ведущих колес и дороги.

Каждой частоте вращения коленчатого вала соответствует строго определенное значение момента (по внешней скоростной характеристике). По найденным значениям момента определяют, а по соответствующей частоте вращения вала - .

Для установившегося режима окружная сила на ведущих колесах

где - фактическое значение момента, кНм;

Передаточное число трансмиссии;

Радиус качения колеса, м;

КПД трансмиссии, значение определено в задании.

Установившимся называется такой режим, при котором будут отсутствовать потери мощности, обусловленные ухудшением наполнения цилиндра свежим зарядом и тепловой инерцией двигателя.

Значение передаточного числа трансмиссии и окружной силы рассчитывается для каждой передачи:

где - передаточное число коробки передач;

Передаточное число раздаточной коробки;

Передаточное число главной передачи.

Радиус качения колеса

где - максимальная скорость автомобиля из технической характеристики, м\с;

UТ - передаточное число пятой передачи;

wp - частота вращения вала, соответствующая максимальной мощности, рад\с;

Скорость движения автомобиля

где - скорость автомобиля, м/с;

w - частота вращения коленчатого вала, рад/с.

Значение величины, ограничивающей окружную силу на ведущих колесах по условиям сцепления колеса с дорогой, определяется по формуле

где - коэффициент сцепления колеса с дорогой;

Вертикальная составляющая под ведущими колесами, кН;

Вес автомобиля, приходящийся на ведущие колеса, кН;

Масса автомобиля, приходящаяся на ведущие колеса, т;

Ускорение свободного падения, м/с.

Рассчитаем параметры тяговой диаграммы автомобиля ВАЗ-21099. Передаточное число трансмиссии при включении первой передачи

Радиус качения колеса

Тогда значение окружной силы

Скорость движения автомобиля

м/с=3,438 км/ч

Все последующие расчеты целесообразно свести в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 - Расчет параметров тяговой диаграммы

По полученным значениям строится зависимость окружной силы на ведущих колесах (FK) от скорости движения автомобиля FK=f(va) (тяговая диаграмма), на которую наносится ограничивающая линия по условиям сцепления колеса с дорогой. Количество кривых тяговой характеристики равно числу передач в его коробке.

Определим значение величины, ограничивающей окружную силу на ведущих колесах по условию сцепления колеса с дорогой, по формуле (3.5)

Вывод: линия ограничения окружной силы по условиям сцепления пересекает одну из зависимостей (для I передачи), следовательно, максимальное значение окружной силы будет ограничено по условиям сцепления значением кН.

Тяговая диаграмма автомобиля ВАЗ-21099 приведена в приложении Б.

4. РАСЧЕТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ

Динамической характеристикой автомобиля называется зависимость динамического фактора от скорости. Динамическим фактором называется отношение свободной силы, направленной на преодоление сил сопротивления дороги, к весу автомобиля:

где - окружная сила на ведущих колесах автомобиля, кН;

Сила сопротивления воздуха, кН;

Вес автомобиля, кН.

При расчете силы сопротивления воздуха учитываются лобовое и добавочное сопротивления воздуха.

Сила сопротивления воздуха

где - суммарный коэффициент, учитывающий коэффициент лобового

сопротивления, и коэффициент дополнительного сопротивления,

который для легковых автомобилей принимается в пределах =0,15…0,3 Нс/м;

Скорость движения автомобиля;

Площадь лобового сопротивления (проекция автомобиля на плоскость,

перпендикулярную направлению движения).

Площадь лобового сопротивления

где - коэффициент заполнения площади (для легковых автомобилей равен 0,89-0,9);

Габаритная высота автомобиля, м;

Габаритная ширина автомобиля, м.

Ограничение динамического фактора по условиям сцепления колеса с поверхностью дороги

где - ограничивающая окружной силы, кН.

Так как ограничение наблюдается при начале движения автомобиля, т.е. на малых скоростях, то величиной сопротивления воздуха можно пренебречь.

По результатам расчетов строится график динамической характеристики для всех передач и наносится линия ограничения динамического фактора, а также линия суммарного дорожного сопротивления.

На динамической характеристике отмечаются ключевые точки, по которым происходит сравнение автомобилей различных масс.

Расчет динамической характеристики автомобиля ВАЗ-21099.

Определим площадь лобового сопротивления

Подставим числовые значения для первой точки:

Все последующие расчеты сводятся в таблицу 5.1.

Рассчитаем ограничение динамического фактора по условиям сцепления колеса с поверхностью дороги:

Вывод: из построенного графика (приложение В) видно, что линия ограничения динамического фактора пересекает зависимость динамической характеристики на первой передаче, что означает, что условия сцепления влияют на динамическую характеристику автомобиля ВАЗ-21099 и при заданных условиях автомобиль не сможет развить максимального значения динамического фактора. На динамической характеристике отмечаются ключевые точки, по которым происходит сравнение автомобилей разных масс:

1) максимальное значение динамического фактора на высшей передаче Dv(max) и соответствующая ему скорость vк - критическая скорость: (0,081; 12,223);

2) значение динамического фактора при максимальной скорости движения автомобиля (0,021; 39,100);

3) максимальное значение динамического фактора на первой передаче и соответствующая ему скорость: (0,423; 3,000)

Максимальная скорость движения определяется сопротивлением дороги и в данных дорожных условиях автомобиль не может достичь максимального значения скорости по технической характеристике.

5. РАСЧЕТ УСКОРЕНИЙ АВТОМОБИЛЯ НА ПЕРЕДАЧАХ

Ускорение автомобиля на передачах

автомобиль тяговый ускорение передача

где - ускорение свободного падения, м/с;

Коэффициент, учитывающий разгон вращающихся масс;

Динамический фактор;

Коэффициент сопротивлению качению;

Уклон дороги.

Коэффициент, учитывающий разгон вращающихся масс

где - эмпирические коэффициенты, принимаются в пределах

0,03…0,05; =0,04…0,06;

Передаточное число коробки передач.

Для расчетов принимаем =0,04, =0,05, тогда

Для первой передачи;

Для второй передачи;

Для третьей передачи;

Для четвертой передачи;

Для пятой передачи.

Найдем ускорение для первой передачи:

Результаты остальных расчетов сводятся в таблицу 5.1.

По полученным данным строится график ускорения автомобиля ВАЗ-21099 на передачах (приложение Г).

Таблица 5.1 - Расчет значений динамического фактора и ускорений

Вывод: в данном пункте был произведен расчет ускорений автомобиля ВАЗ-21099 на передачах. Из расчетов видно, что ускорение автомобиля зависит от динамического фактора, сопротивления качению, разгона вращающихся масс, уклона местности и т. д., что значительно влияет на его величину. Максимального значения ускорения автомобиль достигает на первой передаче м/с при скорости =4,316 м/с.

6. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ И ПУТИ РАЗГОНА АВТОМОБИЛЯ НА ПЕРЕДАЧАХ

Считается, что разгон автомобиля начинается с минимальной устойчивой скорости, ограниченной минимальной устойчивой частотой вращения коленчатого вала. Также считается, что разгон осуществляется при полной подаче топлива, т.е. двигатель работает на внешней характеристике.

Для построения графиков времени и пути разгона автомобиля на передачах необходимо выполнить следующие расчеты.

Для первой передачи кривая ускорений разбивается на интервалы по скорости:

Для каждого интервала определяется среднее значение ускорения

Для каждого интервала время разгона

Общее время разгона на данной передаче

Путь определяется по формуле

Общий путь разгона на передаче

В том случае, если характеристики ускорений на соседних передачах пересекаются, то момент переключения с передачи на передачу осуществляют в точке пересечения характеристик.

Если же характеристики не пересекаются, переключение осуществляют при максимальной конечной скорости для текущей передачи.

Во время переключения передач с разрывом потока мощности автомобиль движется накатом. Время переключения передач зависит от квалификации водителя, конструкции коробки передач и типа двигателя.

Время движения автомобиля при нейтральном положении в коробке передач для автомобилей с карбюраторным двигателем находится в пределах 0,5-1,5 с, а с дизельным 0,8- 2,5 с.

В процессе переключения передач скорость автомобиля уменьшается. Снижение скорости движения, м/с, при переключении передач может быть подсчитано по формуле, выведенной из тягового баланса,

где - ускорение свободного падения;

Коэффициент, учитывающий разгон вращающихся масс (принимается =1,05);

Суммарный коэффициент сопротивления поступательному движению

Время переключения передач; =0,5 с.

Путь, пройденный за время переключения передач,

где - максимальная (конечная) скорость на переключаемой передаче, м/с;

Снижение скорости движения при переключении передач, м/с;

Время переключения передач, с;

Разгон автомобиля осуществляется до скорости. Равновесная максимальная скорость движения на высшей передаче находится из графика изменения динамического фактора, на котором в масштабе отмечается линия суммарного коэффициента сопротивления поступательному движению. Перпендикуляр, опущенный из точки пересечения этой линии с линией динамического фактора на ось абсцисс, указывает на равновесную максимальную скорость.

Пример расчета для первого участка первой передачи. Первый интервал по скорости равен

Среднее значение ускорения равно

Время разгона для первого интервала равно

Среднее скорость прохождения первого участка равна

Путь равен

Аналогичным образом определяется путь на каждом участке передачи. Суммарный путь, пройденный на первой передаче, равен

Снижение скорости движения при переключении передач может быть подсчитано по формуле:

Путь, пройденный за время переключения передач, равен

Разгон автомобиля осуществляется до скорости м/с= 112,608 км/ч. Все последующие расчеты времени и пути разгона автомобиля на передачах сводятся в таблицу 6.1.

Таблица 6.1 - Расчет времени и пути разгона автомобиля ВАЗ-21099 на передачах

По рассчитанным данным строятся графики зависимости скорости автомобиля от пути и от времени при разгоне (приложения Д, Е).

Вывод: при проведении расчетов определили общее время разгона автомобиля ВАЗ-21099, которое равно =29,860 с30 с, а также пройденный им путь за это время 614,909 м615 м.

7. РАСЧЕТ ОСТАНОВОЧНОГО ПУТИ АВТОМОБИЛЯ НА ПЕРЕДАЧАХ

Остановочным путем называется расстояние, пройденное автомобилем от момента обнаружения препятствия до полной остановки.

Расчет остановочного пути автомобиля определяется по формуле:

где - полный остановочный путь, м;

Начальная скорость торможения, м/с;

Время реакции водителя, 0,5…1,5 с;

Время запаздывания срабатывания тормозного привода; для гидравлической системы 0,05…0,1 с;

Время нарастания замедления; 0,4 с;

Коэффициент эффективности тормозов; при для легковых автомобилей =1,2; при =1.

Расчеты остановочного пути выполняются при разных коэффициентах сцепления колеса с дорогой: ; ; - принимается по заданию, =0,84.

Скорость принимается по заданию от минимального до максимального равновесного значения.

Пример определения остановочного пути автомобиля ВАЗ-21099.

Остановочный путь при и скорости =4,429м/с равен

Все последующие расчеты сведены в таблицу 7.1.

Таблица 7.1 - Расчет остановочного пути

По рассчитанным данным построены графики зависимости остановочного пути от скорости движения для различных условий сцепления колес с дорогой (приложение Ж).

Вывод: на основании полученных графиков можно сделать вывод, что с возрастанием скорости движения автомобиля и снижением коэффициента сцепления с дорогой остановочный путь автомобиля увеличивается.

8. РАСЧЕТ ПУТЕВОГО РАСХОДА ТОПЛИВА АВТОМОБИЛЕМ

Топливной экономичностью автомобиля называют совокупность свойств, определяющих расход топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации.

Топливная экономичность в основном зависит от конструкции автомобиля и условий его эксплуатации. Она определяется степенью совершенства рабочего процесса в двигателе, коэффициентом полезного действия и передаточным числом трансмиссии, соотношением между снаряженной и полной массой автомобиля, интенсивностью его движения, а также сопротивлением, оказываемым движению автомобиля окружающей средой.

При расчете топливной экономичности исходными данными являются нагрузочные характеристики двигателя, по которым ведется расчет путевого расхода топлива:

где - удельный расход топлива на номинальном режиме, г/кВтч;

Коэффициент использования мощности двигателя (И);

Коэффициент использования частоты вращения коленчатого вала двигателя (Е);

Мощность, подводимая в трансмиссию, кВт;

Плотность топлива, кг/м;

Скорость движения автомобиля, км/ч.

Удельный расход топлива на номинальном режиме для карбюраторных двигателей равен =260..300 г/кВтч. В работе принимаем =270 г/кВтч.

Величины и для карбюраторных двигателей определяются по эмпирическим формулам:

где И и Е - степень использования мощности и оборотов двигателя;

где - мощность, подводимая в трансмиссию, кВт;

Мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, кВт;

Текущая частота вращения коленчатого вала двигателя, рад/с;

Частота вращения коленчатого вала двигателя при номинальном режиме, рад/с;

где - мощность двигателя, затрачиваемая на преодоление сил сопротивления дороги, кВт;

Мощность двигателя, затрачиваемая на преодоление силы сопротивления воздуха, кВт;

Мощность потерь в трансмиссии и на привод вспомогательного оборудования автомобиля, кВт;

Плотность бензина согласно справочным данным принимаем 760 кг/м, значение коэффициента суммарного сопротивления дороги было рассчитано ранее и равно=0,021,

Пример расчета путевого расхода топлива для первой передачи. Мощность двигателя, затрачиваемая на преодоление сил сопротивления дороги равна

Мощность двигателя, затрачиваемая на преодоление силы сопротивления воздуха равна

Мощность потерь в трансмиссии и на привод вспомогательного оборудования автомобиля равна

Мощность, подводимая в трансмиссию равна

Путевой расход топлива равен

Все последующие расчеты сводятся в таблицу 8.1.

Таблица 8.1 - Расчет путевого расхода топлива

По рассчитанным данным строится график расхода топлива от скорости на передачах (приложение И).

Вывод: анализ графика показал, что при движении автомобиля на одной скорости на различных передачах путевой расход топлива уменьшатся от первой передачи к пятой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения курсового проекта для оценки тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля ВАЗ-21099 были рассчитаны и построены следующие характеристики:

· внешняя скоростная характеристика, которая отвечает следующим требованиям: кривая изменения мощности проходит через точку с координатами (51,5; 586,13); кривая изменения момента двигателя проходит через точку с координатами (0,1064; 355,87); экстремум функции моментов находится в точке с координатами (0,1064; 355,87);

· тяговая диаграмма автомобиля, на основании которой можно говорить о том, что условия сцепления колес с поверхностью дороги влияют на тяговую характеристику заданного автомобиля;

· динамическая характеристика автомобиля, из которой было определено максимальное значение динамического фактора на первой передаче =0,423 (=0,423, что показывает, что условия сцепления влияют на динамическую характеристику), а также максимальное значение скорости на пятой передаче =39,1 м/с;

· ускорение автомобиля на передачах. Было определено, что максимального значения ускорения автомобиль достигает на первой передаче, причем J=2,643 м/с при скорости =3,28 м/с;

· время и путь разгона автомобиля на передачах. Общее время разгона автомобиля составило примерно 30 с, а путь, пройденный автомобилем за это время, - 615 м;

· остановочный путь автомобиля, который зависит от скорости и коэффициента сцепления колеса с дорогой. С увеличением скорости и уменьшением коэффициента сцепления остановочный путь автомобиля возрастает. При скорости =39,1 м/с и =0,84 максимальный остановочный путь составил =160,836 м;

· путевой расход топлива автомобилем, который показал, что на одинаковых скоростях различных передач расход топлива уменьшается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лапский С. Л. Оценка тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля: пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине “Транспортные средства и их эксплуатационные качества”// БелГУТ. - Гомель, 2007 г.

2. Требования по оформлению отчетных документов самостоятельной работы студентов: учеб.метод.пособ Бойкачев М.А. и другие. - М-во образования Респ.Беларусь, Гомель, БелГУТ, 2009. - 62 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Техническая характеристика автомобиля ГАЗ-3307. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя и тяговой диаграммы автомобиля. Расчет ускорения на передачах, времени, остановочного пути и разгона. Расчет путевого расхода топлива автомобилем.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2012

    Подбор и построение внешней скоростной характеристики двигателя. Определение передаточного числа главной передачи. Построение графиков ускорения, времени и пути разгона. Расчет и построение динамической характеристики. Тормозные свойства автомобиля.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2017

    Построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя. Тяговый баланс автомобиля. Динамический фактор автомобиля, характеристика его ускорений, времени и пути разгона. Топливно-экономическая характеристика автомобиля, мощностной баланс.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Расчет полной и сцепной массы автомобиля. Определение мощности и построение скоростной характеристики двигателя. Расчет передаточного числа главной передачи автомобиля. Построение графика тягового баланса, ускорений, времени и пути разгона автомобиля.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2014

    Построение внешней скоростной характеристики двигателя, график силового баланса, тяговая и динамическая характеристики. Определение ускорения автомобиля, времени и пути его разгона, торможения и остановки. Топливная экономичность (путевой расход топлива).

    курсовая работа , добавлен 26.05.2015

    Конструкторский анализ и компоновка автомобиля. Определение мощности двигателя, построение его внешней скоростной характеристики. Нахождение тягово-скоростных характеристик автомобиля. Расчет показателей разгона. Проектирование базовой системы автомобиля.

    методичка , добавлен 15.09.2012

    Расчет сил тяги и сопротивления движению, тяговые характеристики, построение динамического паспорта автомобиля, графика разгона с переключением передач и максимальной скоростью движения. Тягово-скоростные свойства автомобиля. Скорость и затяжные подъёмы.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя. Тяговый баланс, динамический фактор, мощностной баланс топливно-экономическая характеристика автомобиля. Величины ускорений, времени и пути его разгона. Расчет карданной передачи.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2013

    Построение внешней скоростной характеристики двигателя автомобиля с использованием эмпирической формулы. Оценка показателей разгона автомобиля, графики ускорений, времени и пути разгона. График мощностного баланса, анализ тягово-скоростных свойств.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Построение динамического паспорта автомобиля. Определение параметров силовой передачи. Расчет внешней скоростной характеристики двигателя. Мощностной баланс автомобиля. Ускорение при разгоне. Время и путь разгона. Топливная экономичность двигателя.

Тягово-скоростные свойства имеют важное значение при экс­плуатации автомобиля, так как от них во многом зависят его средняя скорость движения и производительность. При благоприятных тягово-скоростных свойствах возрастает средняя скорость, уменьшаются затраты времени на перевозку грузов и пассажиров, а также повышается производительность автомобиля.

3.1. Показатели тягово-скоростных свойств

Основными показателями, позволяющими оценить тягово-скоростные свойства автомобиля, являются:

Максимальная скорость , км/ч;

Минимальная устойчивая скорость (на высшей передаче)
, км/ч;

Время разгона (с места) до максимальной скорости t р, с;

Путь разгона (с места) до максимальной скорости S р, м;

Максимальные и средние ускорения при разгоне (на каждой передаче) j max и j ср, м/с 2 ;

Максимальный преодолеваемый подъем на низшей передаче и при постоянной скорости i m ах, %;

Длина динамически преодолеваемого подъема (с разгона) S j ,м;

Максимальная сила тяги на крюке (на низшей передаче) Р с , Н.

В
качестве обобщенного оценочного показателя тягово-скорост­ных свойств автомобиля можно использовать среднюю скорость непрерывного движенияср , км/ч. Она зависит от условий движе­ния и определяется с учетом всех его режимов, каждый из кото­рых характеризуется соответ-ствующими показателями тягово-ско­ростных свойств автомобиля.

3.2. Силы, действующие на автомобиль при движении

При движении на автомобиль действует целый ряд сил, кото­рые называются внешними. К ним относятся (рис. 3.1) сила тяже­сти G , силы взаимодействия между колесами автомобиля и доро­гой (реакции дороги) R Х1 , R х2 , R z 1 , R z 2 и сила взаимодействия ав­томобиля с воздухом (реакция воздушной среды) Р в.

Рис. 3.1. Силы, действующие на автомобиль с прицепом при движении: а - на горизонтальной дороге; б - на подъеме; в - на спуске

Одни из указанных сил действуют в направлении движения и являются движущими, другие - против движения и относятся к силам сопротивления движению. Так, сила R Х2 на тяговом режи­ме, когда к ведущим колесам подводятся мощность и крутящий момент, направлена в сторону движения, а силы R Х1 и Р в - про­тив движения. Сила Р п - составляющая силы тяжести - может быть направлена как в сторону движения, так и против в зависи­мости от условий движения автомобиля - на подъеме или на спуске (под уклон).

Основной движущей силой автомобиля является касательная реакция дороги R Х2 на ведущих колесах. Она возникает в результа­те подвода мощности и крутящего момента от двигателя через трансмиссию к ведущим колесам.

3.3. Мощность и момент, подводимые к ведущим колесам автомобиля

В условиях эксплуатации автомобиль может двигаться на раз­личных режимах. К этим режимам относятся установившееся движение (равномерное), разгон (ускоренное), торможение(замедленное)

и
накат (по инерции). При этом в условиях города про­должительность движения составляет приблизительно 20 % для ус­тановившегося режима, 40 % - для разгона и 40 % - для тормо­жения и наката.

При всех режимах движения, кроме наката и торможения с отсоединенным двигателем, к ведущим колесам подводятся мощ­ность и крутящий момент. Для определения этих величин рассмот­рим схему,

Рис. 3.2. Схема для определения мощ­ ности и крутящего момента, подво­ димых от двигателя к ведущим ко­ лесам автомобиля:

Д - двигатель; М - маховик; Т - транс­ миссия; К - ведущие колеса

представленную на рис. 3.2. Здесь N e - эффективная мощность двигателя; N тр - мощность, подводимая к трансмис­сии;N кол - мощность, подводимая к ведущим колесам; J м - мо­мент инерции маховика (под этой величиной условно понимают момент инерции всех вращающихся частей двигателя и трансмис­сии: маховика, деталей сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи и др.).

При разгоне автомобиля определенная доля мощности, пере­даваемой от двигателя к трансмиссии, затрачивается на раскру­чивание вращающихся частей двигателя и трансмиссии. Эти зат­раты мощности

(3.1)

где А - кинетическая энергия вращающихся частей.

Учтем, что выражение для кинетической энергии имеет вид

Тогда затраты мощности

(3.2)

Исходя из уравнений (3.1) и (3.2) мощность, подводимую к трансмиссии, можно представить в виде

Часть этой мощности теряется на преодоление различных со­противлений (трения) в трансмиссии. Указанные потери мощности оцениваются коэффициентом полезного действия трансмис­сии тр.

С учетом потерь мощности в трансмиссии подводимая к веду­щим колесам мощность

(3.4)

Угловая скорость коленчатого вала двигателя

(3.5)

где ω к -угловая скорость ведущих колес; u т -передаточное число трансмиссии

Передаточное число трансмиссии

Где u k - передаточное число коробки передач; u д - передаточное число дополнительной коробки передач (раздаточная коробка, делитель, демультипликатор); и Г - передаточное число главной передачи.

В результате подстановки e из соотношения (3.5) в формулу (3.4) мощность, подводимая к ведущим колесам:

(3.6)

При постоянной угловой скорости коленчатого вала второй член в правой части выражения (3.6) равен нулю. В этом случае мощ­ность, подводимая к ведущим колесам, называется тяговой. Ее величина

(3.7)

С учетом соотношения (3.7) формула (3.6) преобразуется к виду

(3.8)

Для определения крутящего момента М к , подводимого от двигателя к ведущим колесам, представим мощности N кол и N T , в выражении (3.8) в виде произведений соответствующих моментов на угловые скорости. В результате такого преобразования получим

(3.9)

Подставим в формулу (3.9) выражение (3.5) для угловой скорости коленчатого вала и, разделив обе части равенства на к получим

(3.10)

При установившемся движении автомобиля второй член в пра­вой части формулы (3.10) равен нулю. Момент, подводимый к ведущим колесам, в этом случае называется тяговым. Его величина


(3.11)

С учетом соотношения (3.11) момент, подводимый к ведущим колесам:

(3.12)