ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Вездеход Витязь – российский транспортер амфибия покоривший мир. Витязь

ДТ-10 Витязь - двухзвенный гусеничный вездеход, предназначенный для транспортировки в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересечённая лесистая местность) при температуре окружающей среды от плюс 40 до минус 50 °C.

Вездеход Витязь относится к сочленённым гусеничным снегоболотоходам, сочетающим большую грузоподъёмность и грузовместимость с высокими показателями проходимости и манёвренности в особо тяжёлых дорожно-климатических условиях.

Интересна компоновка двузвенных вездеходов «Витязь». Она выполнена по прицепной схеме соединения звеньев. Вездеходы имеют два сварных герметичных корпуса-звена. На первом звене располагаются: кабина экипажа на 4-7 человек, оборудованная автономными системами обогрева и вентиляции; моторно-трансмиссионное отделение; кузов с тентом. Второе звено может быть выполнено в виде кузова с тентом или кузова-платформы для монтажа технологического и иного оборудования. Вариантное исполнение вездеходов предусматривает установку вместо кузовов грузовой платформы на оба звена.

Вездеходы семейства «Витязь» оснащаются четырехтактными V-образными многотопливными быстроходными дизелями жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя. Пуск двигателей осуществляется электростартером от аккумуляторных батарей напряжением 24 В, или пневмопуском сжатым воздухом из баллонов. Комбинированная система подогрева, с принудительной термосифонной циркуляцией жидкости и масла, позволяет производить запуск двигателя при температуре окружающей среды до –50°С. В вариантном исполнении снегоболотоходы оснащают дизельными двигателями с турбонаддувом ЯМЗ серии 840 или «Cummins».

Технические характеристики :

Масса в снаряженном состоянии, т 28

Грузоподъемность, т 30
Количество мест в кабине 5
Максимальная длина перевозимого груза, м 6
Мощность двигателя, л.с.710
Максимальная скорость движения по суше, км/час 37
Максимальная скорость на плаву, км/час 4
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,3
Запас хода по топливу, км 500
Преодолеваемые препятствия (с полной нагрузкой):
максимальный угол подъема или спуска на сухом грунте 30
максимальный угол крена 15

Отличительной особенностью конструкции вездехода является управляемое с места механика-водителя складывание звеньев в продольной и в вертикальной плоскостях. Складывание звеньев производится при помощи расположенных на поворотно-сцепном устройстве двух дополнительных гидроцилиндров управления. Гидроцилиндры могут работать в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины, в режиме амортизаторов, обеспечивая высокую плавность хода, а также, в качестве блокирующего устройства при преодолении рвов. Все это позволяет значительно повысить проходимость вездеходов, особенно при преодолении препятствий, в том числе, рвов шириной до 4-х метров и вертикальных стенок до 1,5 метров

На вездеходах применена гидромеханическая трансмиссия с одноступенчатым гидродинамическим трансформатором, обеспечивающим плавное изменение передаваемого крутящего момента в зависимости от сопротивления движения. Четырехскоростная коробка передач с блокируемым дифференциалом позволяет выбрать оптимальный режим движения транспортера в любых дорожных условиях. Для эффективной передачи мощности на каждом звене расположено по два планетарных бортовых и по одному коническому редуктору с блокируемым дифференциалом. Ленточные тормоза плавающего типа, с пневматическим приводом, а также дублирующий механический привод управления тормозами первого звена, обеспечивают надежную работу тормозной системы вездехода. Соединение агрегатов трансмиссии между собой осуществляется карданными валами с промежуточными опорами и зубчатыми муфтами. В вариантном исполнении транспортеры «Витязь» оснащают шестискоростной автоматической гидромеханической трансмиссией фирмы «Allison».

Конструкция поворотно-сцепного устройства позволяет независимо поворачиваться звеньям машины в горизонтальной, вертикальной и продольно-вертикальной плоскостях. Отличительной особенностью конструкции являются расположенные на поворотно-сцепном устройстве гидроцилиндры вертикального и горизонтального складывания, управляемые с места механика-водителя. Гидроцилиндры горизонтального складывания работают в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины. Гидроцилиндры вертикального складывания являются: амортизаторами - обеспечивают высокую плавность хода при движении; устройством принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости - позволяют преодолевать вертикальные стенки высотой до 1,5 метров. Возможность принудительного блокирования гидроцилиндров вертикального складывания позволяет переезжать рвы шириной до 4 метров. Обеспечивая взаимный поворот звеньев в продольно-вертикальной плоскости, ПСУ позволяет гусеницам транспортера иметь максимальное сцепление с грунтом.

Четыре широких активных резинометаллических гусеничных обвода со стальными поперечинами обеспечивают низкое удельное давление на грунт и высокую проходимость. Независимая высокоэнергоемкая торсионная подвеска оригинальных опорных катков с губчатым наполнителем (гусматик) создает мягкость движения транспортера. Применение специальных полиуретановых покрытий в конструкции ведущих и направляющих колес, резиновых элементов ходовой части демпфируют рывки и удары, обеспечивает плавность хода при движении машины, увеличивая ресурс ходовой части и трансмиссии в целом. Конструкция ведущих колес предотвращает обледенение узлов ходовой части при отрицательных температурах. Оптимальный шаг расположения поперечин способствует эффективной самоочистке от грязи, снега и льда элементов ходовой части транспортера. Наиболее эффективны ДТ-10 в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях, возникающих во время стихийных бедствий, когда требуется в условиях бездорожья, наводнений, снежных заносов, обвалов и массовых разрушений быстро эвакуировать из зоны бедствия людей, доставить в зону бедствия спасателей с их оборудованием, врачей и продовольствие.

Гусеничный транспортер ДТ-10П «Витязь»

Транспортный 10-ти тонный 2-х звенчатый сочлененный вездеход «Витязь» предназначается для работ в тяжелых условиях Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера. Он специально разработан выполнять свою работу на грунте с низкой несущей способностью. Рабочие температуры – (-50)- (+40) градусов. Первые вездеходы разработаны в 70-х годах прошлого века, и с 1977 года используются в гражданских сферах жизнедеятельности. ДТ-10 «Витязь» по классу относят к многоцелевым быстроходным сочлененным транспортерам, которые сочетают в себе хорошую грузоподъемность, высокую проходимость и большую скорость в тяжелых условиях передвижения.

Сам вездеход выполнен как два сочлененных герметичных сварных корпуса (звена). Передний корпус (первое звено):

Кабина, вместительностью до 7 человека экипажа;
- автономная система обогрева;
- автономная система вентиляции;
- МТО;
- кузовное отделение, покрытое тентом;
Второй корпус (второе звено):
- кузов, покрытый тентом или платформа для установки-крепления различного оборудования.

ДТ-10П «Витязь» выполняется в нескольких вариантах, есть возможность использовать грузовые платформы вместо кузовов. Двигатель вездехода – 4-х тактный многотопливный дизель с жидкостным охлаждением. Для запуска двигателя используют электрический стартер, запитанный от аккумуляторов 24В и пневмопуск от баллонов со сжатым воздухом. Принудительная термосифонная циркуляция масла и охлаждающей жидкости с комбинированной системой подогрева дают возможность запускать двигатель при -50 градусах. В некоторых вариантах на ДТ-10П «Витязь» устанавливают дизеля 840 «ЯМЗ» или двигатели «Cummins». Транспортер использует гидромеханическую трансмиссию и гидродинамический одноступенчатый трансформатор. Коробка передач - 4-х скоростная с дифференциалом блокируемого исполнения. Тормоза – ленточные плавающего типа с пневмоприводом и дублирующим приводом тормозов механического типа для первого звена. Поворотно-сцепное устройство обеспечивает машине преодоление вертикальных полутораметровых препятствий, переезжать ямы шириной до 4-х метров и обеспечивает надежное сцепление гусениц с грунтом.
Конструкторы предлагают использовать машину ДТ-10 «Витязь» для аварийных, спасательных и экстренных работ в разнообразных условиях климата и транспортировки.

ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ В-46-5 (В-46-6)

Технические характеристики ДвигателЬ
Мощность двигателя, кВт (л.с.)574 (780)
Частота вращения, с-1 (об/мин)33,3 (2000)
Запас по крутящему моменту, %18Удельный расход топлива , г/кВт*ч (г/л.с.*ч)245 (180)
Удельная мощность, кВт/кг0,59 (0,80)
Диаметр цилиндра, мм150,0
Ход поршня, мм:
- в цилиндре с главным шатуном-180,0 -
в цилиндре с прицепным шатуном-186,7
Рабочий объем, л38,88
Минимальная температура надежного пуска, град. С5
Допустимые условия эксплуатации двигателя:
- температуры окружающего воздуха, град. С-40... +50
- относительная влажность воздуха при 20С, % до 98
- высота над уровнем моря, мдо 3000
Масса, кг 980
Четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный, быстроходный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива и наддувом от центробежного нагнетателя.
Порядок чередования вспышек - равномерный, через 60 град. поворота коленчатого вала.

Степень уравновешенности - полная динамическая уравновешенность
Система смазки - комбинированная, применяемое масло МТ-16П.
Система охлаждения - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией и эжекционным обдувом радиатора.
Система подогрева - комбинированная с принудительной и термосифонной циркуляцией жидкости и подогревом масла в баке отработавшими газами подогревателя ПЖД-600.

БОЧКА МЕДА В АДРЕС "ВИТЯЗЯ"...

На Заводе транспортного машиностроения в башкирском городе Ишимбай выпускаются машины, создание которых смело можно назвать революцией в вездеходостроении.

Чтобы преодолевать препятствия, сравнимые со своей высотой (и любые другие), вездеход должен все время сохранять максимальное сцепление с "дорогой". То есть в идеале - как бы "обволакивать" преграду, "обкатывать" ее. Это можно реализовать двумя способами: либо, как в МЛБ, использовать колесно-шагающий привод, в котором колеса или гусеничные тележки установлены на концах опорных рычагов - "ног", либо сделать гибкой раму вездехода. Первый вариант пока не пригоден для тяжелых машин. Второй сегодня реализован в сочлененных конструкциях, лучшей из которых среди серийно выпускаемых машин обладают отечественные двухзвенные транспортеры семейства "Витязь".

Схема двухзвенного плавающего транспортера ""Витязь"".
Цифрами обозначены: 1 - 4-местная кабина экипажа; 2 - моторный отсек; 3 - двигатель; 4 - гидромеханическая коробка передач; 5 - карданный вал; 6 - бортовой редуктор; 7 - поворотно-сцепное устройство; 8 - опорный каток; 9 - топливный бак; 10 - грузовая платформа; 11 - тент;

Правильнее сказать, что двухзвенные "Витязи" состоят из трех основных частей: двух гусеничных модулей и трехстепенного поворотно-сцепного устройства. Именно оно, реализуя так называемый кинематический (в отличие от традиционного для гусеничных машин бортового) способ поворота, и придает сочлененному транспортеру свойства пресмыкающегося. Такой вездеход способен не только поворачивать, но и кренить один модуль относительно другого, преодолевая каменистые осыпи и завалы; задирать либо опускать нос и корму, влезая из положения "на плаву" на неудобный берег или на сходни десантного корабля (последнее во всем мире могут ТОЛЬКО плавающие "Витязи"); наконец, форсировать 4-метровые рвы или трещины, как сверхдлинная 15-метровая машина (говорят, в Антарктиде проходили и 8-метровые расщелины).

В результате двухзвенные транспортеры, серийно выпускаемые с 1982 г на построенном специально для этого заводе успешно заменяют... вертолеты! "Витязи" применяются пограничниками, геологами, нефте- и газодобытчи- ками и членами антарктических экспедиций. Сегодня именно ишимбайские снегоходы - основа транспортной инфраструктуры не только наших, но также южноафриканских и индийских станций в Антарктиде.

"Витязи" выпускаются в двух вариантах исполнения (не плавающий с большой платформой и плавающий), трехтипоразмеров - грузоподъемностью 10, 20 и 30 т (соответственно, обозначения - ДТ-10, ДТ-20 и ДТ-ЗО, для амфибий добавляется буква "П""). На всех машинах ставится дизель мощностью 710 л.с., все имеют одинаковый поперечный габарит. По опыту 10 лет эксплуатации появилась модификация "Вездесущий" - плавающий, с дизелем увеличенной мощности, с измененными обводами носовой части, сходнями для погрузки колесной техники и... бронированием. В середине 90-х в НИИ-21 испытывался ДТ-4П "Ледоруб", несущий, соответственно маркировке, 4 т груза; в серию он готовится на Рубцовском машиностроительном заводе.

Что же касается дальних экспедиций, то для ДТ-10П и ДТ-ЗОП созданы жилые блоки. В модели ДТ-10ПЖ переоборудовано второе звено, во внутреннем помещении которого размерами 5,8х2,5х2,5м могут жить 6-8 человек. Жилой блок ДТ-ЗОПЖ рассчитан на восьмерых и имеет габариты жилого помещения 6,33 х 2,77 х 2,5м. Таков же и автономный блок Ю-18ПЖ, который может прицепляться к обычному ДТ-ЗОП. Поворотно-сцепное устройство обеспечивает сочленению 2-го и 3-го звеньев те же возможности, что и у сочленения 1-го и 2-го, но привода на гусеницы прицепа нет, они вращаются свободно. Эта модификация создана уже прямо по заказу Российской антарктической экспедиции.

Показателем проходимости сочлененных машин можно считать путевую скорость. У каждого транспортного средства есть скорость максимальная, развиваемая в идеальных условиях и характеризующая, скорее, двигатель, чем машину в целом, а есть средняя путевая, получаемая делением длины маршрута на время его прохождения. Так вот, максимальная скорость "Витя- зей" по сравнению с "Харьковчанками" увеличилась всего на 6 км/ч (на 20%), зато путевая - в 2-3 раза!

И вот что интересно. Как правило, новая, тем более - принципиально новая машина рождается в жарких спорах, если не сказать схватках, разработчиков и заказчиков. И испытания двухзвенников заняли целых 15 лет. Но результат впечатляет: автор этих строк специально искал отрицательные отзывы о "Витязях" - ну не бывает же все так здорово... Не нашел.

Разумеется, нет предела совершенству, и ишимбайские двухзвенники неидеальны. Поворотно-сцепное устройство, при всех его блестящих возможностях, сложно и уязвимо. Механическая передача не позволяет наращивать число звеньев (напомню, уже 3-е пассивно). Здесь была бы более уместна гидравлическая или электрическая передача, но агрегаты с приемлемыми удельными характеристиками еще надо создать. Резинотканевые гусеницы хорошо работают до северных морозов в -50°, но при южных стужах в -70" начинаются проблемы. Эта же особенность конструкции затрудняет, мягко говоря, создание на базе "Витязей", например, пожарных или боевых установок. Но право же, всякая универсальность имеет пределы!

И ЛОЖКА ДЕГТЯ. К сожалению, эти революционные машины, полностью оправдывающие все свои названия ("вездеход", "Вездесущий"), выпускаются в малом количестве. Дело не в мощности завода, а в низкой кредитоспособности покупателей. В результате нет стимула для дальнейшего развития завода. И ни гражданам бездорожной России, ни застрявшим в снежном заносе бюргерам Мюнхена не поможет рассказ о том, что где-то у Южного полюса движется вездеход, для которого воистину нет преград... Кроме одной - денежной.

Наиболее подходящим транспортом для использования в суровых условиях климата Сибири и Крайнего Севера, а также в песках, лесах и бездорожье Дальнего Востока является двухзвенный вездеход “Витязь”. Большая грузоподъемность и грузовместимость машины прекрасно сочетается с высокими показателями маневренности и проходимости в дорожных и климатических условиях повышенной сложности. Кроме того, он отлично справляется с ролью амфибии.

Снегоболотоход производства ОАО МК “Витязь” создан по уникальной схеме, которая предусматривает прицепное соединение двух сварных герметичных корпусов, именуемых звеньями.

1. Первое звено представляет собой кабину для экипажа из 4-7 человек, оснащенную автономными системами вентиляции и обогрева, а также отсек для двигателя и трансмиссии.
2. Второй корпус-звено многофункционален – здесь может бить размещен кузов с тентом, кузов платформа для монтажа различного оборудования и др.

Кроме того, производитель предусмотрел возможность оборудования первого звена кузовом с тентом или же кузовом-платформой.

Роль силового агрегата вездехода отведена V-образному многотопливному дизельному двигателю с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, способному работать при температуре окружающей среды от + 40 °C до – 50 °C. Пуск двигателей возможен двумя способами – при помощи электростартера либо пневмопуском. Возможность запуска двигателя при температуре воздуха до -50 °C обеспечивается комбинированной системой подогрева, посредством принудительной циркуляции масла и жидкости. В качестве опции снегоболотоход может быть оснащен дизельным мотором ЯМЗ-840 или же “Cummins”.

Базовые технические характеристики вездеходов “Витязь”

  • снаряженная масса – 28 т;
  • грузоподъемность – до30 т;
  • максимально возможная длина перевозимого груза – 6 м;
  • количество мест для экипажа – 4-7 чел.;
  • мощность двигателя – 710 л. с.;
  • запас хода без дозаправки – 500 км;
  • максимальная скорость по суше – 37 км/ч;
  • максимальная скорость по воде – 4 км/ч;

Использование четырехступенчатой КПП с гидродинамическим трансформатором обеспечивает плавное изменение крутящего момента, с учетом сопротивления движению. А блокируемый дифференциал позволяет выбрать наиболее подходящий режим движения, в зависимости от дорожных условий. Тормозная система транспортера является практически безотказной, ввиду применения ленточных тормозов плавающего типа с пневмоприводом, а также дублирующих механических тормозов первого звена. При необходимости, производитель устанавливает на вездеход шестиступенчатую коробку автомат.

Одной из главных особенностей транспортера “Витязь” является дистанционно управляемое складывание звеньев в двух плоскостях, которое осуществляется посредством применения дополнительных гидравлических цилиндров. Кстати говоря, данные пневмоцилиндры с принудительной блокировкой используются также, в качестве вспомогательных поворотных механизмов, что значительно увеличивает маневренность машины. Таким образом, вездеход с легкостью может преодолевать рвы шириной до 4 метров и 1,5-метровые стенки.

Благодаря использованию четырех резинометаллических гусеничных обводов, удельное давление на грунт существенно уменьшатся и соответственно, увеличивается проходимость снегоболотохода. Независимая торсионная подвеска мягких опорных катков обеспечивает более мягкое движение машины. Для смягчения ударов и рывков в различных элементах ходовой части используется резина и полиуретан, что в большой степени увеличивает ресурс механизмов.

Ввиду своей высокой проходимости и многофункциональности, вездеходы “Витязь” большой популярностью пользуются при проведении различных спасательных операций в экстремальных условиях, ставших следствием стихийных бедствий. В условиях снежных заносов, наводнений, завалов, бездорожья транспортеры применяются для эвакуации пострадавших и доставки спасателей, продовольствия, медикаментов и оборудования.

Модельный ряд вездеходов Витязь

Конструкторы МК » Витязь» на базе легендарного вездехода ДТ-10, изначально разработанного для армейского использования, на сегодняшний день существенно расширили модельный ряд на базе сочленного гусенечного снегоболотохода. Линейка моделей насчитывает более 30 модификаций. Это и транспортные вездеходы как например ДТ-7П, и топливозаправщик ДТ-30Ц, и даже передвижной жилой комплекс ДТ-30ПЖ. Особенно хочется заострить внимание на плавающем вездеходе ДТ-2П, грузоподъемностью до 2 тонн, имеющем в основе уникальное сочленении от взрослого собрата — вездехода Витязь.

Видео сочлененного вездехода Витязь.

ДТ-30 Витязь - это один из наиболее мощных вездеходов, который способен в экстремальных условиях решать поставленные задачи. Ему не страшны непроходимые болота, водные преграды, снег и песок. В любой из перечисленных стихий он себя чувствует отлично и в тяжелейших условиях способен везти до 30 тонн веса.

Вездеход ДТ-30 (П-плавает) предназначен для работы в сложных климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока на грунтах с низкой несущей способностью (болото, снежная целина, бездорожье, пересеченная лесистая местность) при температуре окружающей среды от плюс 40 до минус 50°С. ДТ-30 П относится к уникальному типу быстроходных транспортных машин - сочлененным гусеничным машинам, сочетающим большую грузоподъемность и грузовместимость с высокими показателями проходимости и маневренности в особо тяжелых дорожно-климатических условиях.

В течение двух десятилетий с высокой эффективностью сотни вездеходов ДТ-30 П используется в различных регионах России для перевозки всевозможных грузов, под монтаж различного технологического оборудования, в том числе жилых блоков, кранов, экскаваторов, цистерн, противопожарного оборудования и т.п. Наиболее эффективно ДТ-30 П используются в составе аварийно-спасательных групп при поисковых и аварийно-спасательных работах в экстремальных условиях, возникающих во время стихийных бедствий, когда требуется в условиях бездорожья, наводнений, снежных заносов, обвалов и массовых разрушений быстро эвакуировать из зоны бедствия людей, доставить в зону бедствия спасателей с их оборудованием, врачей и продовольствие.

Компоновка двухзвенных гусеничных транспортеров выполнена по прицепной схеме соединения звеньев.

Отличительной особенностью конструкции является управляемое с места механика-водителя складывание звеньев в продольной и в вертикальной плоскостях. Складывание звеньев производится при помощи расположенных на поворотно-сцепном устройстве двух дополнительных гидроцилиндров управления. Гидроцилиндры могут работать в качестве поворотного устройства, обеспечивая высокую маневренность машины, в режиме амортизаторов, обеспечивая высокую плавность хода, а также, в качестве блокирующего устройства при преодолении рвов.

Все это позволяет значительно повысить проходимость вездеходов, особенно при преодолении препятствий, в том числе, рвов шириной до 4-х метров и вертикальных стенок до 1,5 метров.

Транспортер можно приобрести с двигателем В-46-5СУ (производство завода ЧТЗ) ЯМЗ-8401.10 (Ярославского моторного завода) и с двигателем американской марки Cummins с английской трансмиссией Allison.

По запросу на e-mail: [email protected] Вы получите полный прайс лист на всесь модельный ряд снегоболотоходов "Витязь", а так же прайс-лист на Технологические комплексы на базе двухзвенных транспортеров ВИТЯЗЬ ДТ-10П-1, ДТ-30П-1.

В этой машине удивительно все: размеры, расход топлива, цена и возможности. Последние настолько высоки, что вездеход ДТ-30п или «Витязь» считается едва ли не самым проходимым сухопутным транспортом на планете.

Монстр в поле

Ухабистое поле, которые мы не спеша одолевали на пикапе Toyota Hilux и пару раз сели на защиту картера, «Витязь» пролетает с такой прытью, будто это ровная столешница. Хотя слово пролетает звучит изрядным преувеличением для агрегата с максимальной скоростью под 40 км/час, но поверьте, из кабины этого монстра даже 40 км/час не кажутся медленными.

Ухабы он обтекает с мягкостью ящерицы, но вот амплитуда колебаний кабины такова, что через некоторое время хочется выйти на свежий воздух. Ну еще бы: при собственной высоте три с лишним метра «Витязь» в лоб одолевает ступеньки в человеческий рост и переезжает рвы длиной с легковушку. Когда в лобовом стекле маячит то небо, то земля, остается надеяться на крепость вестибулярного аппарата.

Но является ли он самым проходимым на планете? Для каждых условий хорош свой тип вездехода, но по совокупности качеств «Витязь» если не самый проходимый, то один из.

Судите сами: суммарная ширина двух гусениц — как легковой автомобиль. Они почти смыкаются под корпусом машины, поэтому просвет в 40 см, по сути, не особенно нужен: чаще всего «Витязь» попросту обкатывает препятствия своими траками. Передняя часть машины скошена вровень с гусеницами, а перед атакой особенно сложных уклоном «Витязь» способен изгибаться, задирая верхнюю часть. А давление на поверхность меньше, чем у ног человека, что позволяет ездить по снегам и болотом, не слишком утопая.

Утопить его в принципе непросто, потому что «Витязь» прекрасно плавает. Нам, среднестатистическим водителям, сложно представить, как кусок металла массой 30 тонн может плавать, да еще с грузом, но посмотрите на фото: осадка порожнего «Витязя» на плаву доходит до середины кузова, а расположенные сверху воздухозаборники обеспечивают работу двигателя, даже если машина ушла под воду по верх стекол. Гребет «Витязь» гусеницами, но по заказу доступен винт, с которым скорость на воде возрастает с 5 до 15 км/час.

Прицеп с мотором

Опытные джиперы тут же заявят, что, мол, прицеп для внедорожника — что кандалы. Но второе звено «Витязя» никакой не прицеп, а единая часть машины, которая соединяется с основной через гидравлическую сцепку. Смысл такой конструкции прост: если сделать цельный вездеход такой длины (почти 16 метров), он станет неповоротливым. А так две половинки «Витязя» изгибаются в двух плоскостях, что позволяет ему поворачивать, обтекать холмы и выгибаться превентивно перед проездом сложных участков.

А еще он полноприводный. Все четыре гусеницы ведущие, а три дифференциала — блокируемые. Добавьте к этому 800-сильный дизель ЯМЗ-8401, момент которого усиливается гидромеханической трансмиссией: если что-то и остановит этот гусеничный поезд, то остальные вездеходы встанут еще раньше. Некоторые версии «Витязя» оснащаются мотором В-46 — потомком дизеля В-2 от танка Т-34, но в полтора раза более мощного.

Чтобы попасть в кабину, нужно взобраться по лестнице примерно на уровень второго этажа, и тем любопытнее найти здесь не танковый склеп, а вполне комфортабельный салон, больше напоминающий интерьер грузовиков. Основная разница — в невероятной ширине машины, потому что в ряд садятся четыре человека, а на деле может и шесть. Еще несколько мест есть на втором ряду.

За «баранкой»

Управление вездеходом на удивление несложное: жми педали да рули. Выбор в пользу руля объясняется просто: машина поворачивает не за счет торможения одного ряда гусениц, а благодаря излому сцепки. Руль позволяет плавно контролировать степень этого излома, и управление в целом напоминает автомобильное. Но с поправкой на габариты, потому что маневренность «Витязя» — хуже, чем у фуры.

Коробка передач гидромеханическая, то есть педалей лишь две (газ и тормоз), а вместо рычага коробки — несерьезного вида селектор под рулем. Но выбор передач целиком за водителем: селектором он указывает, какую ступень из четырех возможных активировать, остальное сделает гидравлика.

«Витязи» — недешевые игрушки, если сказать мягко. Вообще за новый ДТ-30п простят около 40 млн рублей, подержанные экземпляры продаются по ценам от 10 млн рублей. Дорого? Ну еще бы. По меркам частников его цена, сложность и сопутствующие расходы где-то за гранью понимания.

Например, расход топлива по бездорожью достигает 300 л/100 км. На это работает и масса машины, и сложная трансмиссия, и гусеничный движитель. Колесные автомобили на шинах низкого давления как правило экономичней и быстрее, но, когда дело доходит до перевозки тяжестей по слабонесущим грунтам, альтернатив гусеничному ходу нет.

Зачем все это?

Для чего вообще нужны такие исполины? «Витязи» разрабатывались в разгар холодной войны, и основной задачей была перевозка баллистических ракет по тяжелому бездорожью. Идея была такой: забросить ракету в настолько глухую тундру, где искать не будет никто.

Невероятные возможности «Витязя» будоражили фантазию разработчиков, поэтому появилось множество проектов гражданского и военного назначения, включая мобильные крепости с вооружением для борьбы с танками и авиацией.

Но большая часть грандиозных проектов так и остались на кульманах. Армия приняла «Витязь» прохладно, поскольку он был все-таки грузовиком, а не бронемашиной.

Несколько раз его существование оказывалось под угрозой, но «Витязи» спас нефтегазовый сектор России и геологоразведка: на севере такие машины используются для доставки грузов и в качестве шасси для спецоборудования: краны, экскаваторы, платформы, пожарные машины.

В последние годы интерес в «Витязю» проявили и военные: связано с это с освоением Арктики. Низкое давление на поверхность (0,3 атмосферы) позволяют вездеходу двигаться с грузом по льду, хотя во время испытаний на маршруте Тикси-полуостров Котельный одна из машин провалилась под лед. Но, главное, не утонула: члены экспедиции спасли и вездеход, и бочки с топливом, которые он вез.

Производство машин серии ДТ с 1982 года идет на заводе в Ишимбае, и, если кому-то «тридцатка» кажется избыточной во все смыслах, завод предлагает альтернативы грузоподъемностью 5, 7 и 10 тонн. Все они построены по единой схеме сочлененного гусеничного вездехода, но остаются самостоятельными разработками.

Но королем бездорожья все-таки является «Витязь», хотя бы потому, что прямых аналогов ему попросту нет. А колесные внедорожники после знакомства с ним и вовсе кажутся пузотерами.

Кто в широтах Крайнего Севера, непроходимой тайги, Камчатки и Антарктиды не бывал, тот, пожалуй, и вездехода Витязь не видал! История создания этого плавающего тягача, с уникальнейшим поворотно-цепным устройством, разрабатывающимся в СССР в течение двух лет и являющимся истинно российским ноу-хау, достаточна интересна.

История создания

Своими корнями она уходит в далекое прошлое, когда войска второго Белорусского фронта, на подступах к Берлину, форсировали реку Одер.

В конце Великой Отечественной войны союзник СССР, США, имел на вооружении плавающие бронетранспортеры, а советские войска преодолевали водные преграды дедовскими методами, используя обычные плащ-палатки, заполненные опилками, понтоны, бревна и доски.

Среди бойцов, переправлявшихся через Одер в районе Франкфурта, был молодой солдат Константин Осколков. Ему врезалось в память, как все оружие: пулеметы, минометы и ящики со снарядами солдаты, находившиеся по грудь в воде, выносили на себе.

Количества погибших бойцов той переправы через реку, неизвестно никому. Спустя годы, Константин Осколков, окончив технический ВУЗ по автомобильному строению, приступил к созданию большегрузного вездехода для транспортировки ракетных установок, как того хотел товарищ Сталин.

Первые трудности в производстве

За рубежом впервые о машине заговорили 16 июня 1971 года, когда директору ЦРУ в специальном донесении сообщили, что в Советском Союзе прошли испытания большегрузного транспортера-болотохода, способного преодолевать труднопроходимые районы тундры, снежные пустыни Крайнего Севера и Антарктиды.

Этим Страна Советов доказала Соединенным Штатам, что способна защитить все самые отдаленные рубежи. Дальнейшая судьба производства в нашей стране уникального вездехода была сопряжена с огромными трудностями.

Если посмотреть видео про вездеход Витязь (чтобы просмотреть видео, дочитайте статью до конца), то сразу можно прийти к выводу, что аналогов данной мощной гусеничной машины или, как ее называют в народе «исполинской змеи», нет во всем мире.

Двухзвенный Вездеход Витязь, в нашем 21 веке, пытаются воспроизвести корейцы, финны и представители других стран. Но у них пока ничего не получается, так как наш отечественный вездеход имеет грузоподъемность в 30 тонн и способен преодолевать вертикальные препятствия в полтора метра.

Он был слишком сильно засекречен и тайна вездехода, его технические характеристики не известна никому, кроме его конструкторов.

Гусеничный вездеход Витязь планировалось выпускать для нужд министерства обороны СССР. В городе Ишимбай, который находится Башкирии, для производства этой машины за четыре года был построен завод. Но в 1981 году, когда были выпущены первые машины, оборонная промышленность от Витязей отказалась, так как основной упор в те годы делался на танки.

Если смотреть на вездеход Витязь, ни у кого не возникнет сомнений, что это незаменимая машина при освоении новых земель на крайнем севере, в непроходимых лесах и болотах тайги, в степях Казахстана и на бескрайних снежных полях Антарктиды, где обычные тракторы не пройдут.

Оказавшись не востребованным в военных целях, плавающие вездеходы стали широко использоваться в народном хозяйстве. 1986 год стал для производителей гусеничной машины решающим. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил всему миру о сокращении производства вооружения в СССР.

Неимоверными усилиями завод, производивший двухзвенные вездеходы, удалось отстоять, но выпуск их был значительно сокращен.

Практическое применение машины

Из видео видно, как вездеход Витязь на севере в условиях вечной мерзлоты, среди бескрайних пустынь с многометровой толщей снега с легкостью преодолевает огромные пространства, доставляя необходимые грузы и оборудование строителям и зимовщикам.

Благодаря уникальной конструкции плоскозвенчатых металлических гусениц, оказывающих минимальное давление на грунт, Витязь был и остается сегодня единственным и уникальнейшим вездеходом.

В 1995 году, во время боевых действий в Чечне, при распутице на дорогах, по которым не могла пройти боевая и обеспечивающая техника, из ленинградского военного округа по воздуху срочно перебрасываются вездеходы Витязь, которые подвозят боеприпасы.

Военные с восторгом констатируют неопровержимый факт: широкая гусеница вездехода оказывает минимальное давление на грунт, тем самым исключается срабатывание взрывателей противотанковых мин.

Витязь гусеничный вездеход, он же амфибия, он же болотоход, использовался при преодолении страшных последствий цунами 2004 года в южном полушарии земного шара, доставляя спасателей, врачей, лекарства, чистую питьевую воду и предметы первой необходимости населению пострадавшего региона.

Машина, напоминающая исполинскую змею при форсировании водных преград в Сибири и в других отдаленных уголках бескрайней России, не оставит зрителя спокойным и равнодушным.

Там, где не пройдут японские, немецкие, корейские или французские внедорожники, спокойно проползет русская гусеница: вездеход Витязь, равного которому лучшие заокеанские умы еще не придумали.

В наше время такую гусеничную технику можно приобрести. Сейчас на рынке представлены основные модели ВИТЯЗЬ ДТ-10П-1, ДТ-30П-1 технические характеристики которых представлены ниже.