ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Н. А

На низших ступенях культурного развития человеческого общества, при первобытно-родовом строе, процесс накопления химических знаний происходил весьма медленно. Условия жизни людей, объединявшихся в малочисленные общины, или большие семьи, и добывавших средства к существованию путем использования готовых продуктов, которые давала природа, не благоприятствовали развитию производительных сил.

Потребности первобытных людей были примитивны. Прочных и постоянных связей между отдельными общинами, особенно если они территориально были отдалены друг от друга, не существовало. Поэтому передача практических знаний и опыта требовала длительного времени. Понадобилось много веков, чтобы первобытные люди в жестокой борьбе за существование овладели некоторыми отрывочными и случайными химическими знаниями. Наблюдая окружающую природу, наши предки познакомились с отдельными веществами, некоторыми их свойствами, научились использовать эти вещества для удовлетворения своих потребностей. Так, в далекие доисторические времена, человек познакомился с поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами.

Потребность в одежде научила первобытных людей примитивным способам выделки шкур зверей. Сырые, необработанные шкуры не могли служить сколько-нибудь пригодной одеждой. Они легко ломались, были жестки, а при соприкосновении с водой быстро загнивали. Обрабатывая шкуры каменными скребками, человек удалял с обратной стороны шкуры мездру, затем шкуру подвергали длительному вымачиванию в воде, а в дальнейшем - дублению в настое корня некоторых растений, затем ее сушили и, наконец, жировали. В результате всех этих операции она становилась мягкой, эластичной и прочной. Чтобы освоить подобные простейшие способы обработки различных природных материалов в первобытном обществе, потребовалось много столетий.

Огромным достижением первобытного человека было изобретение способов добычи огня и его использования для обогрева жилищ и для приготовления и консервирования пищи, а в дальнейшем и для некоторых технических целей. Изобретение способов добычи огня и его использования, как полагают археологи, произошло около 50 000–100 000 лет назад и ознаменовало собой новую эру в культурном развитии человечества.

«…Добывание огня трением, - писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге», - впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (1).

Овладение огнем привело к значительному расширению химико-практических знаний в первобытном обществе, к ознакомлению доисторического человека с некоторыми процессами, происходящими при нагревании различных веществ.

Однако понадобилось много тысячелетий для того, чтобы человек научился сознательно применять нагревание природных материалов, чтобы получать необходимые ему продукты. Так, наблюдение за изменениями свойств глины при ее прокаливании привело к изобретению глиняной посуды. Гончарные изделия зарегистрированы в археологических находках эпохи палеолита. Значительно позднее был изобретен гончарный круг и введены в практику специальные печи для обжига глиняной посуды и керамических изделий.

Уже на ранних этапах первобытно-родового строя были известны некоторые земляные краски, в частности окрашенные глины, содержащие окислы железа (охра, умбра), а также сажа и другие красящие вещества, при помощи которых первобытные художники изображали на стенах пещер фигуры животных, сцены охоты, боев и т. п. (например, Испания, Франция, Алтай). С древнейших времен минеральные краски, а также окрашенные растительные соки применялись для окраски предметов быта и для татуировки.

Несомненно, что первобытный человек весьма рано познакомился и с некоторыми металлами, прежде всего с теми из них, которые встречаются в природе в свободном состоянии. Однако в ранние периоды первобытно-родового строя металлы применялись очень редко, главным образом для украшений, наряду с красиво окрашенными камнями, раковинами и т. п. Впрочем, археологические находки свидетельствуют о том, что в эпоху неолита металл применялся для изготовления орудий труда и оружия. При этом металлические топоры и молоты делались наподобие каменных. Металл играл, таким образом, роль разновидности камня. Но несомненно, что первобытные люди в эпоху неолита наблюдали и особые свойства металлов, в частности плавкость. Человек легко мог (конечно, случайно) получить металлы, нагревая на костре некоторые руды и минералы (свинцовый блеск, касситерит, бирюзу, малахит и т. д.) Для человека каменного века костер был своеобразной химической лабораторией.

Человеку с глубокой древности были известны железо, золото, медь, свинец. Знакомство с серебром, оловом и ртутью относится к более поздним периодам.

Интересно познакомиться с некоторыми представлениями первобытных людей о металлах. Как показывают дошедшие до нас названия металлов на языках древних народов, свойства металлов объяснялись их «небесным» происхождением.

Так, у большинства народов Средней и Ближней Азии, у древних греков и египтян железо считалось «небесным» металлом. Древнеегипетское название железа би-ни-пет (коптское бенипе) в буквальном переводе означает «небесная руда», или «небесный металл». В Древней Месопотамии (Ур) железо называлось ан-бар («небесное железо») (2). Древнегреческое название железа сидерос, также кавказское зидо, происходит от древнейшего слова, уцелевшего в латинском языке, sidereus, означающего «звездный» (от sidus - «звезда»). Древнеармянское название железа еркат - означает «капнувший с неба» («упавший с неба»). Все эти названия свидетельствуют о том, что древние народы впервые познакомились с железом метеоритного происхождения в далекие доисторические времена. На это же указывают анализы древнейших железных предметов, обнаруженных археологами при раскопках в Египте (3). У некоторых народов древности были распространены мифы о том, что демоны, или падшие ангелы, научили людей изготовлять мечи, щиты и панцири, показали им металлы и способ их обработки (4).

Связь с космическими явлениями можно констатировать и в некоторых других названиях металлов, дошедших до наших дней из глубокой древности. Так, древнеславянское золото явно связано с названием Солнца (латинское Sol). Латинское название золота Аurum происходит от слова aurora, означающего «утренняя заря», а в мифологии - «дочь Солнца».

Подобное же происхождение названий металлов можно проследить и на других примерах. Так, древнегреческое название серебра аргирос и латинское argentum стоят в связи с древнегреческим аргес, означающим «блестящий», «сверкающий», «ясный», «серебристо-белый», причем у Гомера это слово применяется для обозначения цвета молнии. Славянское слово сребро, или сьрбро, можно сопоставить с названием «серп», знаком которого с древнейших времен обозначали луну (лунный серп). В древнеегипетской и алхимической литературе обозначение серебра знаком лунного серпа было обычным, а серебро часто называлось «луною». Санскритское название серебра хирания созвучно с древнегреческим уранос - «небо».

Впрочем, подобное происхождение названий металлов можно констатировать далеко не у всех народов и не для всех металлов. Некоторые известные в древности металлы получили названия по функциональному признаку. Древнеславянское железо, например, имеет корень лез (рез), что указывает на применение в древности железа для изготовления режущих орудий (5). Подобно этому на латинском языке употреблялось название стали acies, буквально означающее «лезвие», «острие». Это название в точности соответствует древнегреческому стомома, применявшемуся в том же смысле (6).

· Технология основных форм деятельности, обеспечивающих поддержание жизни ().

· Знание повадок животных и избирательность в выборе плодов.;

· Природоведческие знания (свойства камня, их изменения с нагревом, виды древесины,ориентация по звездам ).

· Медицинские знания (простейшие приемы залечивания ран, хирургические операции, лечение простудных заболеваний, кровопускание, промывание кишечника, остановка кровотечения, использование бальзамов, мазей, обработка укусов, прижигание огнем, психотерапевтические действия).

· Элементарная система счета , измерение расстояний с помощью частей тела (ноготь, локоть, рука, полет стрелы и т.д.).

· Элементарная система измерения времени с помощью сопоставления положения звезд, разделение времен года, знание явлений природы.

· Передача информации

Каждый предмет творческой деятельности первобытного человека имел не только прикладное значение, но и нес в себе целыйряд функций.

1. Идеологическая функция
В создании орудий труда, сложных, богато орнаментированных, отсутствовало авторство - т.е. на лицо явное выражение коллективного начала. Поэтому почти все предметы этого периода похожи друг на друга, где бы они не были найдены.

2. Общеобразовательная функция
Функция проявилась в "материальном" закреплении знаний о предмете, его свойствах, передаче этихзнаний молодому поколению (знания о божествах, о просьбах помощи и т.д.).

3. Коммуникативно-мемориальная функция
Предметы и орудия труда, рисунки, маски и т.д. - средства коммуникации людей.
Эти предметы вовлечены: в трудовой процесс и в ритуальные действия.

4. Социальная функция
В обществе всегда есть расслоение на старших и младших, сильных и слабых, мужчин и женщин, детей и стариков, вождей и членов племени. Печать этого социального расслоения лежит на предметах труда и искусства. Каждый предмет, орудие может нести в себе черты той группы, которую он представляет.

5. Познавательная функция
Новый произведенный предмет, нацарапанный рисунок на ноже, сцена охоты, не воспринимались абстрактно - они были очевидны и реальны. Нарисованное животное ассоциировалось с реальным существом, и люди, никогда не видевшие его раньше, встретив, могли однозначно идентифицировать его.

6. Магико-религиозная функция
Функция проявляется в получении власти над предметом, над процессом, над стихией, через овладение его образом. (Символ отпечатка руки - символ присутствия, обладания и т.д.) Первобытная магия - "наука" палеолитического человечества. Усвоение знаний шло через магические обряды.

7. Эстетическая функция
Окружающая природа, растительный и животный мир сам по себе, "пассивно" воспитывает и формирует эстетические чувства. Гармония присуща природе, и копируя природу, создавая ее искусственно, человек невольно воспринимает ее эстетику.

К основным ступеням материального и технического прогресса древнего общества можно отнести:

  • появление, накопление и специализация простых орудий труда ;
  • использование и получение огня ;
  • создание сложных, составных орудий труда ;
  • изобретение лука и стрел ;
  • разделение труда на охоту, рыболовство, скотоводство, земледелие ;
  • изготовление изделий из глины и обжиг на солнце и огне;
  • зарождение первых ремесел: плотничье дело, гончарное, корзино-плетеночное ;
  • выплавка металла и сплавов сначала меди затем бронзы и железа ;
  • производство из них орудий труда; создание колеса и повозок ;
  • использование мускульной силы животных для перемещения;
  • создание речных и морских простых транспортных средств (плотов, лодок), а затем судов.

Доцивилизационное развитие
(Выводы и обобщение)

Первобытная культура в целом, была синкретична все было органично включено в различные формы жизнедеятельности: миф, ритуал, танец, хозяйственная деятельность . С самого начала человеческой истории, помимо (вне, до и т.д.) науки, возникают концепции мира в высшей степени символические и являвшиеся результатом отвлеченного мышления, в языке описываемые в мифопоэтической форме. Человеческое общество в первобытных представлениях выступает как сложное сочетание элементов с космологической телеологией. Для первобытного сознания все космологизовано , поскольку все входит в составКосмоса , который образует высшую ценность внутри мифопоэтического универсума . Люди не выделяли себя изокружающей их природы. Кормовая территория, растения, животные исамо племя -это единое целое. Природе приписывались человеческие свойства, вплоть до кровно-родственной организации и дуалистического разделения на две взаимобрачные половины. К концу палеолита представления о природе не ограничивались обширным кругом точных эмпирических знаний. Было достигнуто, по-видимому, нечто большее: сформировались идея Вселенной как единого целого, семиричная "модель мира" с тремя вертикальными и четырьмя горизонтальными делениями, выделялись четыре стихии, сходные с "первоэлементами" древнегреческих космологических концепций (вода, земля, воздух, огонь). Таким образом у людей, живших в каменном веке, были свои собственные представления о Вселенной ; жизнь на земле, явления природы в их глазах - акт проявления божественной силы ; жизнь человека для них находилась в тесной связи с состоянием солнца и планет.

В период, продолжавшийся с X по III тыс. до н.э. произошли коренные изменения в материальной и духовной жизни людей, что позволило выделить этот этап и назвать - неолитическая революция. Неолитическая революция характеризуется переходом от охоты к скотоводству , от собирательства к земледелию , освоению новых технологических операций, при формировании новых социальных отношений в обществе. Постепенновозникают ремесла и появляются люди, специально ими занимающиеся. Суммируя основные достижения в доцивилизационный период можно утверждать, что люди обладали: технологией основных форм деятельности, обеспечивающих поддержание жизни (охота, собирательство, скотоводство, земледелие, рыболовство ); знанием повадок животных и избирательностью в выбореплодов ; природоведческими знаниями (свойства камня, их изменения с нагревом, виды древесины, ориентация по звездам );медицинскими знаниями (простейшие приемы залечивания ран, хирургические операции, лечение простудных заболеваний, кровопускание, промывание кишечника, остановка кровотечения, использование бальзамов, мазей, обработка укусов, прижигание огнем, психотерапевтические действия);элементарной системой счета , измерением расстояний с помощью частей тела (ноготь, локоть, рука, полет стрелы и т.д.); элементарной системой измерения времени с помощью сопоставления положения звезд, разделение времен года, знанием явлений природы; передачей информации на расстояния (дымом, световыми и звуковыми сигналами).

зрения последующего развития науки после того, как становится очевидным их научное и практическое значение.

Для понимания процесса развития химии в нашу эпоху наибольшее значение имеет изучение истории новейших открытий и исследований. Поэтому знакомство с историей химии последнего столетия приобретает особо важное значение для будущих специалистов-химиков.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 14, с. 338.

» ГЛАВА 7.

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ДРЕВНОСТИ

ХИМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Процесс накопления химико-практических знаний начался в глубокой древности. Протекал он медленно. Условия жизни людей при первобытном родовом строе, добывавших средства к существованию путем использования природных продуктов, не благоприятствовали развитию производительных сил. Прошло несколько тысячелетий, прежде чем первобытные люди в жестокой борьбе за жизнь овладели некоторыми случайными химическими знаниями. В доисторические времена люди познакомились с поваренной солью, ее вкусовыми и консервирующими свойствами. Потребность в одежде научила наших далеких предков примитивными методами обрабатывать шкуры животных.

Овладение огнем произошло приблизительно 100 тысяч лет назад и ознаменовало новую эру в истории культуры. Для человека каменного века костер стал и своеобразной химической лабораторией. На огне он испытывал различные камни и минералы, обжигал глиняную посуду. Здесь же были получены и первые образцы металлов из руд - свинец, олово и медь.

На ранних стадиях первобытного строя металлы, особенно встречающиеся в самородном состоянии, применялись для украшений. А в эпоху неолита металлы уже применялись для изготовления орудий труда и оружия. В ряде регионов люди были знакомы и с некоторыми свойствами металлов, например плавкостью.

Названия некоторых металлов на языках древних народов связаны с космическими явлениями. Золото, например, называлось солнечным металлом или просто солнцем. Название Aurum происходит от латинского «аврора» - утренняя заря. Древние египтяне, армяне и другие народы знали о метеоритном железе, называли его «упавшим с неба» и «капнувшим с неба». В эпоху первобытного общества были известны и некоторые минеральные краски (охра, умбра и др.), применявшиеся для окраски различных предметов быта, тканей, для пещерной живописи и татуировки.

" ^ Первоначальные достижения человека в области практической химии были очень скромны, но на их основе происходило развитие химических знаний в последующие эпохи.

РЕМЕСЛЕННАЯ ХИМИЯ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В рабовладельческом обществе, основанном на эксплуатации труда огромного количества рабов, зародилась специализация производственных процессов, появились ремесленники - профессионалы в различных областях химической техники. Значительные достижения были сделаны в области металлургии. За несколько тысячелетий до н. э. в древних районах Месопотамии, Закавказья, Малой Азии и Египта добывали, очищали и обрабатывали золото. Были хорошо известны приемы добычи из руд меди, олова, свинца, а позднее серебра и ртути. Особый интерес вызывает широкое распространение в древнем мире медных («медный век»), а в дальнейшем бронзовых («бронзовый век») изделий. Предположение о том, что все эти предметы произведены из самородной меди, не выдерживает критики, если иметь в виду сравнительную редкость самородной меди в природе. Несомненно, что большие количества меди получали в древности не только из окисных руд, но и из сернистых. По-видимому, сернистые руды перед выплавкой меди подвергались окислительному обжигу, как это описано в позднейших сочинениях (например, у Теофила-пресвитера в X в.). Изделия из чистой меди производили в Месопотамии, Малой Азии, в Египте в IV-III тысячелетиях до н. э. К середине III тысячелетия до н. э. относится начало «бронзового века».

Железо в эту эпоху было известно только метеоритное. Железо из металлических руд тогда не получали, несмотря на то что для этого вовсе не требовались высокие температуры. Только в XII в. до н. э. в Малой Азии, на юге Армении, в Египте и Месопотамии появились изделия из «земного» железа и начался «железный век». Археологические данные указывают, что наиболее вероятной родиной металлургических производств следует считать южные районы современной Армении, Анатолии и Малую Азию.[Дальнейшим важным шагом явилось развитие производств керамики, стекла, минеральных и растительных красителей, вяжущих строительных материалов, фармацевтических и косметических.средств и т. д.(

АНТИЧНЫЕ НАТУРФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ

Развитие ремесленной химической техники в странах древнего мира и связанные с этим некоторые практические сведения о веществах и их превращениях вызвали к жизни первоначальные представления о природе различных веществ и начал, их составляющих.

Возникновение этих представлений относится к VII-V вв. до н. э., когда жили и основали свои философские учения Конфуций и Лао-Цзи в Китае, Будда в Индии, Зароастр в Персии, Фалес и другие философы в Греции. Знаменательно, что в основе учений всех эти

Наука сформировалась всего 300 лет назад. Имеет ли смысл удаляться при изучении химии во времена "Седой старины"? Может быть, достаточно рассмотреть, как развивалась химия в 18-20 вв. Ведь именно взгляды этого периода вошли в химические учения или были отвергнуты. При таком подходе мы не сможем с вами понять, почему и на какой основе выделились основные науки. Мы с вами не поймем, почему столь трудно пробивала себе дорогу атомистическая теория и многие другие взгляды, которые высказывались еще первыми натурофилософами. Чем дальше мы проникаем вглубь истории и рассматриваем те зачатки химических знаний, которые возникали на заре развития человечества, тем лучше мы будем понимать наше настоящее.

Химические знания у первобытных людей.

Обычно в курсах общей методологии в самом начале рассматриваются виды познания. И первым видом познания, который выделяют методологи, является обыденное познание, благодаря которому человек приобретает жизненный опыт и отрабатывают технологические приемы.
Именно с этих позиций мы с вами и должны рассматривать вклад первобытных в химические знания. Наблюдения за явлениями природы, созерцание природы было первым опытом, который обобщался, и человек овладевал определенными навыками и знаниями.
Как отмечают многие историки науки, первой лабораторией человека был костер. Овладев огнем  100 тыс. лет назад, человек стал испытывать действие огня на камни, минералы, керамику, руды.
Очевидно, таким образом, он мог плавить металлы из которых делал различные украшения. Названия металлов связывались с космическими явлениями. Так название золота Aurum - «аврора» - утренняя заря. Древние египтяне, армяне и другие народы знали о метеоритном железе. В эпоху первобытного общества были известны и некоторые минеральные краски (охра, умбра).
Все эти неполные, фрагментарные знания мы имеем благодаря успехам химии 20 века. В 1960 г. американскому физико-химику Уилларду Франку Либби была присуждена Нобелевская премия: «За введение метода использования углерода-14 для определения возраста в археологии, геологии, геофизике и других областях науки». Сам этот метод, метод радиоуглеродного датирования (по изотопу 14С) был им предложен в 1947 г. Тем самым сама химия позволила нам познавать ее далекое прошлое.

Зарождение ремесленной химии.

Практическая и ремесленная химия зародилась в эпоху рабовладения во всех странах Средней и Ближней Азии, Северной Африке и на берегах Средиземного моря. Какие же основные ремесла мы встречаем в это время?
Можно выделить 3 вида ремесленной химической техники:
1. Высокотемпературные процессы - керамика, стекловарерие, металлургия;
2. Фармацевтика и парфюмерия;
3. Получение красок и техника окрашивания.
Итак, рассмотрим каждое направление подробнее.

Высокотемпературные процессы (металлургия, керамика, стекловарение).

В металлургии быстро расширялись сведения о металлах и способах их выплавки из руд.
Стекловарение было освоено довольно давно. Существует легенда, что стекло было открыто случайно моряками-финикийцами, потерпевшими бедствие и высадившимися на одном острове, где развели костер и обложили его кусками соды. Когда костер потух, моряки обнаружили бусинки. Но легенда есть легенда, хотя она и бывает порой основана на реальных фактах. Археологические же раскопки говорят о том, что в Древнем Египте бусинки их стекла относятся к 2500 г. до н.э. Крупные изделия из стекла в это время производить не могли, поэтому изделия крупные (ваза) изготовлялись из спеченного материала.
В середине 2 тысячелетия до н.э. в Древнем Египте начало развиваться настоящее производство стекла для декоративного и поделочного материала. Содержание калия в стекле низкое, что свидетельствует о том, что кремнезем плавили с содой. За счет большого содержания соды удалось снизить температуру плавки, однако, качественные характеристики ухудшались. Окраска, естественно, зависела от добавок.
В Месопотамии развитое стеклянное производство уже появилось в 17 веке да н.э.
В Восточной Палестине в раскопках, относящихся к 3 тыс. до н.э. были обнаружены печи для выплавки стекла. Выдувание стекла, по-видимому, изобретено на пороге новой эры, а более ранние изделия из стекла были литыми.
Изготовление керамики - это самое древнее из ремесленных производств. Кроме посуды изготовлялись плитки для внешней отделки зданий. Этот вид ремесла был развит в Китае, Египте, Междуречье и т.д.

Фармация и парфюмерия

Ряд рецептов фармацевтических средств так называемый «Папирус Эберса» (16 в. до н.э.) Они хотя и не содержат чисто химических процедур, но свидетельствуют о том, что в арсенале ремесленников были такие приемы: вываривание, настаивание, выжимание, сбраживание, сцеживание и т.д. По свидетельству историка Плиния в его время было известно много медикаментов. FeSO4 использовали как рвотное, растворы квасцов - для компрессов и полоскания горла. Были известны яды, которые использовались на охоте и во время войны. Парфюмерные и косметические средства получались выдавливанием, экстракцией и т.д., как правило, из растений.

Получение красок и технологии окрашивания.

Мы уже с вами отмечали, что в древности широко использовались минеральные краски для наскальной и стенной живописи, а в косметических целях краски растительного и животного происхождения. В Древнем Египте для наскальной и стенной живописи применялись земляные краски, а также искусственно полученные оксиды и другие соединения металлов. Чаще всего применяли охру, сурик, белила, саксу, растертый медный блеск, оксиды железа, меди и т.д. Витруний (1 в. н.э.) описал получение Древнеегипетской глазури: песок прокаливался в глиняном горшке вместе с содой и медными опилками.
Вообще применение окрашенных соединений меди для получения глазурей использовалось широко. Синяя глазурь, окрашенная медью, зафиксировано в изделиях, относящихся к 2800 г. до н.э. В более позднее время в составе стекол был обнаружен кобольт(500 г. до н.э.). С начала первого тысячелетия до н.э. египтяне стали применять свинцовую глазурь, которая давала желтые и зеленоватые цвета.
В Передней Азии и в Египте, наряду с минеральными красками, применяли и растительные природные красители. Технология получения красящего начала бала самая различная - это растворение в подщелоченной воде и маслах, это ферментация, это экстракция и т.д.
Иногда получение красителя было очень трудоемкой задачей. Так в Месопотамии был известен куркур еще во 2 тысячелетии до н.э.
Краска получалась из двустворчатого моллюска рода мурекс, который обитал на отмелях острова Кипр. Красящее вещество находится в маленькой железе в виде мешочка. Оно выдавливалось и наносилось на ткань. При высушивании на свету начинала меняться окраска ткани: зеленая - красная - пурпурно-красная. Если эту ткань простирать с мылом, то цвет становился ярко-малиновым. Для получения 1,5 г сухого красителя требовалось переработать 12 тыс. моллюсков.
Египтяне пурпуровую окраску получали путем нанесения красной краски на синюю, а зеленую они получали нанесением синей на желтую.
В качестве протрав брали алюминиевые квасцы, соли железа(FeSO4, (CH3COO)2Fe). Медные, свинцовые и оловянные протравы стали применять во второй половине 1 тыс. до н.э.
К западу от Нила, в Древнем Египте, в пустыне добывали алюминиевые квасцы. Теродом, которого по праву называют «отцом истории», пишет, что в 4 в до н.э. из Египта в Дельфы было направлено 1000 талантов (более 36 т) «вяжущей земли». Мы с вами впервые встретились с весовыми единицами. Вы обратили внимание, что мера веса совпадает по названию с достоинством денежных знаков. И это не случайно. Дело в том, что металлические монеты часто в государствах Малой, средней и Передней Азии служили мерой веса. При изучении древних гирь и монет было установлено, что самая древняя из известных нам систем весовых единиц имеет в своей основе вес одного хлебного зерна (грана); 60 зерен весят 1 шекель, 60 шекелей - 1 мину, 60 мин - 1 талант. Правда, мин в Древнем Вавилоне было, по крайней мере, 3: обычная, «серебряная» и «золотая». В современных мерах измерения продуктовая (обычная) мина составляла 491,2 г; «серебряная» - 545,7 г; а «золотая» - 409,3г. Эти меры веса послужили основой для весовых единиц в других странах. В 6 веке до н.э. греческий законодатель Солон (638-559 г.г. до н.э.) преобразовал систему весовых единиц. В частности вес 1 мина в Древней Греции составлял 450 г, а 60 мин или талант равнялся 27 кг.
Но вернемся к протравам и красителям. «Вяжущая земля» была известна очень давно. Во 2 тыс. до н.э. греки использовали квасцы для крашения. О применении квасцов для дубления кож и в медицине было известно еще во времена Навухудоносора (12 в до н.э.)
На пороге Новой эры ассортимент, природных красителей существенно расширился. Были обнаружены другие растения - источники красок. Появились новые технологии крашения: набивка тканей в Египте. Расширился и ассортимент минеральных красок: ярь-медянка [(CH3COO)2Cu], свинцовые белила [(CH3COO)2Pb, PbCl2]. Появились лаки типа олифы. Широко применялись китайская тушь и китайские лаки.
Итак, подведем итог этому периоду предистории химии. Оценивая его, известный химик и историк химии Пауль Вальден писал: «Эти эмпирики древности в высокой степени овладели искусством превращения веществ только путем систематических опытом и наблюдений, осмысленного «Апробирования» и «Обдумывания». Именно в этот период появились ремесленнические приемы, которые позднее вошли в практику химических лабораторий. Это и обжиг, и плавление, и кипячение, и фильтрование, и сушка, и кристаллизация, и перегонка, а также приемы цементирования. Метод опреснения морской воды путем перегонки тоже был известен в древности. Появились в практике ремесленников древности и первые качественные методы анализа.
Но только ли этот, выражаясь современным языком, эмпирический материал был получен в этот период истории? Эти работы были основой первых теоретических построений. Но одно не вызывает сомнения в настоящее время, что греческая натурофилософия, в которой и появились первые взгляды на строение вещества - основы химических взглядов более позднего периода, - зародились еще в мифологии древних народов. «Субстации» первых натурофилософов Древней Греции мы легко можем обнаружить в стихиях мифологии, которые имели субстанциональное значение уже внутри мифологического мышления. Мифологическое мышление, таким образом, предшествовало философическому и натурофилософскому, а первые строители философских систем прекрасно знали мифологию. Поэтому, не случайно все первоосновы древнегреческих философов мы находим в мифоэпических космогониях.
Многое еще предстоит сделать историкам науки и культорологам, чтобы мы с вами смогли переосмыслить этот пласт человеческой культуры. Ведь совершенно очевидно, что человеческий разум, который рационализировал миф, не вспыхнул однажды в головах первых философов. Сам этот разум, само теоретическое мышление формировалось как результат переосмысления этого мифа. Подтверждение этих слов мы находим у самих древнегреческих философов. Так, анализируя воззрения Фалеса, Аристотель отмечал: «… мыслители очень древние, жившие задолго до теперешнего поколения и впервые занявшиеся теологией, держались именно таких взглядов относительно природы: Океан и Тефиду они сделали источниками возникновения, и клятвою богов стала у них вода, а именно Стикс, как они его называли, ибо почтеннее всего - самое старое, а клятва - самое почтенное».
Мы подошли с вами к следующему разделу, который традиционно входил в курс «Истории химии», да и «Истории естествознания» вообще. Это раздел, посвященный натурофилософии Древнего мира.

Возникновение и развитие натурофилософских представлений о веществе.

В последних веках прошлой уходящей эры стали появляться первые философские учения. Это были учения Конфуция в Китае, Будды в Индии пи многие другие. Почему эти учения относятся к философским?
Прежде всего потому, что это были мировоззренческие системы, хотя некоторые из них опирались на интерпретацию мифов и включали мифологию, как составную часть учения. Что наиболее важно для нас, так это то, что в этих философских системах содержалось учение о началах всех вещей. Это были, в первую очередь, онтологические системы.
Наиболее полно учения о веществах и началах представлены у древних греческих философов. Традиционно разбор учений древнегреческих философов начинается с рассмотрения учения Фалеса из Милета (ок 620 -540 г.г. до н.э.).
Один из мудрецов античного мира, он по праву считается отцом древнегреческой науки. В старину про него писали, что он был «первым» философом, «первым» физиком, «первым» математиком и астрономом.
Он основал ионийскую школу философов природы. Он был активнейшим участником политической и экономической жизни своего полиса (города). Он был деятельным человеком, торговцем, который побывал и в Египте, и в Финикии, и в Вавилоне.
Бытует мнение, древнегреческие философы не занимались эмпирическими опытами. Первые опыты с янтарем по изучению электрических явлений провел Фалес. О взгляде Фалеса на первоматерию мы уже говорили. И источник этого взгляда нам указал Аристотель. «Вода» - первооснова всего сущего на земле. «Воздух» - это испарившаяся «вода», а после испарения воды остается «земля». Откуда? Из раствора! Ведь это морская вода, содержащая соли, как мы сейчас прекрасно знаем. И простое наблюдение никак не противоречит этим взглядам. Все есть в воде. Трудно оспорить этот взгляд, если учесть уровень знаний того времени.
Алаксимен из Милана (585 - 525 г.г. до н.э.) высказал другую идею. Первоначало всему - это «воздух», который, сгущаясь, переходит в «воду» и выпадает в виде дождя, а «вода» испаряясь, дает землю.
У Гераклита из Эфеса (540 - 475 г.г. до н.э.) первоначалом выступает огонь. И это понятно, если мы вспомним, что Гераклиту мы обязаны диалектической формой познания мира. Изменчивость мира, постоянное обновление лучше всего передает образ огня.
Естественно существовали учения, исходящие из двух начал, которые рождают все, как в случае человека (антропоморфизм).
Но для нас более интересны учения Аристотеля и Демокрита. Именно эти учения определили формирование научных взглядов в химии. Именно они являются источником борьбы различных теорий и различных взглядов на строение и состав химических веществ. Удивительно и то, что эти два учения появились почти в одно и то же время.
Итак, начнем с учения Аристотеля. Это учение идет непосредственно от Сократа через Платона и, конечно, оно объединяет и развивает учения других философских школ Древней Греции. Учение Аристотеля является, как бы продолжением и развитием учения Эмпедокла об элементах, которое восходит к космологии. В учении Эмпедокла космос образован 4 -элементарными стихиями (огонь, воздух, вода и земля). Эти стихии объединяются в разных пропорциях за счет двух «сил» - Любви и Вражды. Эти «силы» у Эмпедокла не внешние по отношению к его элементарным стихиям, а сами элементарные стихии наделены этими качествами. Но как же из этих элементов возникают сложные тела? Здесь обнаружилось противоречие в учении Эмпедокла, которое вскрыл Филонон (6 в. н.э.): «Самому же себе он противоречит, говоря, что элементы неизменны, и, что они не возникают друг из друга, но (все) остальное (возникает) из них; с другой же стороны, утверждая, что во время господства Любви все становится и образуется бескачественный Шар, в котором не сохраняются своеобразие ни огня, ни какого-либо из прочих (элементов), так как каждый из элементов теряет (здесь) свой собственный вид».
Иначе говоря, по-Эмпедоклу, целое - лишено качества, а входящие в это целое части им наделены. Обычный, метафизический подход, не позволяет нам разрешить этой проблемы. Чтобы понять учение Эмпедокла, необходимо вначале рассмотреть биоморфную концепцию, которая лежит в основе его учения. «Стихии» у Эмпедокла прекращают свое существование в целом (в космосе) в органическом целом, как соки, которыми питаются растения, приводя к росту его и развитию, и утрачивают в нем, в растении, свою индивидуальность. При этом Эмпедокл абстрагируется от структуры целого. У Эмпедокла нет различия между живой и неживой природой. Весь космос - это сочетание его «корней» - элементов. И эти элементы у Эмпедокла мыслятся как динамические противоположности: «все из четырех элементов; природа последних состоит из противоположностей: сухости и влажности, теплоты и холода …».
Чем же натурофилософия Аристотеля отличается от учения Эмпедокла? У Эмпедокла, как мы уже видели, нет никакого представления о возникновении элементов и не рассматриваются качественные изменения. Аристотель сосредоточил свое внимание именно на качественных изменениях.
Мы начали с вами разбор философских учений Древней Греции, которые оказали решающее значение на развитие теоретических учений в химии с Аристотеля по нескольким причинам. Во-первых, труды Аристотеля более известны. Во-вторых, атомистическое учение наиболее подробно рассмотрено именно Аристотелем и им же указаны слабые стороны его.
Аристотель был, наверное, первым мыслителем древности, который высоко оценил учение атомистов. Именно Аристотель первым отметил, что атомисты создали такое учение, которое вносило ясность в понимание различия между понятиями возникновения и понятием простого изменения вещи. Но в то же время Аристотель критиковал Демокрита за отрицание самостоятельного бытия качеств. Критический анализ взглядов своего учителя Платона и атомистов привел Аристотеля к заключению, что любой объект, отличающийся наличием определенных качеств, не может быть образован из мыслимых объектов, лишенных качества. В соответствии с учением Демокрита, все состоит из атомов и пустот. Изменения, которые мы наблюдаем в телах - это перемена состава, возникновение - это соединение атомов, а уничтожение - это разъединение атомов. Аристотель, критикуя эти взгляды, выступил как диалектик, утверждая, что разделение целого на части - это не только уничтожение старого, но и рождение нового, а соединение - это рождение, но и уничтожение. «Если вода разделена на мельчайшие частицы, то рождается сразу же воздух, в то время как, если частицы воды соединены, воздух рождается очень медленно».
Исходя из критического анализа предыдущих учений об элементах, Аристотель создает свою философскую систему. Строит он ее «сверху» «вниз», т.е. «от высшего к низшему», от «сложного к простому». Что понимает Аристотель под элементами? Под элементами Аристотель понимает «нечто», что возникает и уничтожается при каком-либо переходе. Эти элементы мы можем воспринять по «качествам». Следует отметить, что в учении различаются реальные и идеальные элементы.
Схематично воззрения Аристотеля можно представить так:

Эту схему можно расшифровать следующим образом: элемент - огонь имеет два качества: тепло и сухость и т.д. Это так называемое нормальное состояние элемента, но в экстремальном состоянии (реальном) равновесие сдвинуто в сторону тепла - это и есть реальный огонь. Лед - это вода, в которой за счет сдвига равновесия доминирует холод, а влажность практически отсутствует.
Исходя из приведенной нами схемы, можно проанализировать механизмы взаимопревращений элементов. Первый путь - это последовательное превращение:

Огонь (т - с)  воздух (т - в)

Осуществляется легко, так как необходима конверсия лишь 1-го качества в противоположное.
Труднее протекает превращение элементов, расположенных по диагонали, так как конверсии должны подвергаться 2 качества:

Огонь  вода
Воздух  земля

И, наконец, можно привести и третий механизм, когда два элемента переходят в третий путем элиминации 2-х качеств.

Огонь (т - с) + вода (х - в)  земля (с - х) + т + в

Следует отметить, что 4-элемента у Аристотеля не равнозначные: они разделены на 2 чистых (огонь и земля) и 2 смешанных (вода и воздух)
Еще одно немаловажное замечание по поводу аристотелевых элементов. Элементы Аристотеля - это предел совершенства, не существующий в природе. Вода в море, в реке, в капле дождя лишь отдаленно напоминает Аристотелев элемент «вода». Эти две «воды» никогда не тождественны.
Для нас, также, интересно, как Аристотель рассматривал происхождение конкретных веществ, например, металлов.
По Аристотелю земля под действием солнечного тепла дает два вида испарений:

Х + в = пар т + с = дым пар + земля = металл!!!

.
Основоположниками атомистики (античной) являются Левкипп и Демокрит. Несмотря на всю прогрессивность этого учения, оно оказало влияние на развитие естествознания лишь в Новое время, причем в заметно переработанном виде. Причин этого несколько. Основными являются следующие. Как мы уже показали выше, учение Аристотеля вобрало и критически переработало учение атомистов, указав на слабые стороны этого учения. С другой стороны, атомистическое учение вступало в противоречие с различными учениями, поэтому оно не могло успешно развиваться в эпоху средневековья.
Атомистическое учение Древнегреческих философов мы с вами рассмотрим более подробно позднее. А сейчас перейдем к другому, очень важному этапу развития химии, которое воспринимается многими историками науки и, особенно историками химии, весьма неоднозначно. Этот этап получил название периода алхимии.


Министерство образования РФ
Дальневосточный федеральный университет
Дальнереченский социально – экономический институт

Реферат

Химические знания и ремесла в древности

По дисциплине "Концепция современного естествознания"

Выполнил: студент группы № ДР 0610
Ильина Анна Андреевна
Проверил: преподаватель
Мойсеенко Антон

Дальнереченк 2012
Содержание:

Введение………………………………………………………… …………………….3

    Х и м и ч е с к и е э л е м е н т ы д р е в н о с т и … … … … … … … … … … … … … … ... .... . 4
    Т а й н ы « т р а н с м у т а ц и и » … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …. 6
    О т а л х и м и и к н а у ч н о й х и м и и … … … … … … … … … … … … … … … … … 11
    С п и с о к и с п о л ь з о в а н н о й л и т е р а т у р ы … … … … … … … … … … … … … … .14

Введение

С незапамятных времён человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всё чаще использовал их себе на благо. Человек заметил, что под действием огня одни вещества (и сам жизнь) исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожженная сырая глина приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Из руд научились выплавлять металлы, а сплавляя металлы- получать различные сплавы; так появилась металлургия.
Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, и, создавая, познавал. Науки рождались и развивались параллельно с ремёслами и производствами.
Превращения веществ под действием огня были первыми химическими реакциями, осуществлёнными человеком. По образному выражению советского историка Н. А. Фигуровского, костёр был своеобразной химической лабораторией.

Химические элементы древности

Некоторые металлы- золото, свинец, медь, железо- были известны людям ещё при первобытно- общинном строе. Вначале эти металлы шли на изготовление украшений, и только позднее, примерно в конце каменного века (4-5 тыс. лет до н. э.), из металлов стали делать орудия труда и оружие. Постепенно из различных ремёсел стали возникать производства. Так уже во времена рабовладельческого строя (4 тыс. лет до н. э. -Vв. н. э.) существовали металлургия, крашение, изготовлялась керамика и т. д. С развитием этих производств значительно обогатились знания о веществах, их свойствах и превращениях.
Уже за несколько тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте умели выплавлять и использовать золото, медь, серебро, олово, свинец и ртуть. В стране священного Нила развивалось производство керамики и глазурей, стекла и фаянса. Использовали древние египтяне и различные краски: минеральные (охра, сурик, белила) и органические (индиго, пурпур, ализарин). Недаром знаменитый французский химик Мю Бертло считал, что само название науки химия произошло от древнеегипетского слова хемы: так называли людей, населяющих “чёрные земли” (Египет), где были развиты ремёсла. Однако греческий алхимик Зосима(III-IVвв. н. э.) объяснил происхождения этого слова иначе: он считал химией искусство делать серебро и золото. Известны и другие толкования. До сих пор у учёных нет единого мнения на этот счёт.
Химические ремёсла были развиты в 4-2 тысячелетии до н. э. И в странах Междуречья на Ближнем Востоке (долины рек Тигра и Евфрата). В те времена народы, населявшие Междуречье, знали металлы (из свинца, например, отливали статуэтки, культовые фигурки), широко использовали минеральные и органические красители, умели изготовлять глазури, фаянс и т. д.

Учёные-философы Древней Греции (VII-Vвв. до н. э.) пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях(от стехейя- основа), или элементах(от латинского elementum-первооснова, первоначало), как их стали называть позже.
Фалес Милетский считал, что мир - это единое целое, а всё , что происходит в природе, есть результат уплотнения или разряжения единой первоматерии, единого первоночала - воды. Анаксимен Милетский признавал первичной материей воздух, при охлаждении и сгущении которого образуется вода, а из неё затем при последующем уплотнении и охлаждении возникает земля. Философ Ксенофан учил, что первичными началами являются вода и земля; материя не уничтожается и не возникает, мир существует вечно.
В 544-483 гг. до н. э. В городе Эфесе жил знаменитый философ Гераклит, который считал, что все «телам» природы присуще вечное движение. Естественно, что первоматерией при этом он признавал самое подвижное изменчивое начало - огонь. Мир, по мнению Гераклита, не создан ни богами, ни людьми, «был, есть и будет вечно живым огнём», который закономерно воспламеняется и так же закономерно угасает.
Другой древнегреческий философ, Эмпедокл, наблюдая горение дерева, отмечал, что сначала образуется дым (воздух затем пламя (огонь) и в конце концов остаётся зола (земля). Если около пламени будет находится холодная поверхность, то на ней осаждаются пары воды. Таким образом, горение есть разложение горящего вещества на четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. На основании такого вывода Эмпедокл первый создал учение о четырёх началах («корнях») природы: «Сначала выслушай, что четыре корн всего), существующего – Огонь, и Вода, и Земля, и безграничная высь Эфира. . . Из них всё, что было, и всё то, что будет». Эти «начала» вечны и неизменны.
Тайны «трансмутации»

В 321 г. До н. э. в дельте Нила был заложен новый город - Александрия, названный так в честь завоевателя Александра Макендонского. Имея выгодное географическое положение, город стал одним из крупнейших торговых и ремесленных центров. Там была основана первая в истории академия- специальное учреждение, где занимались различными исследованиями и обучали известным в то время наукам.
До завоевание Египта жрецы, знавшие химические операции (получение сплавов, амальгамирование, имитация драгоценных металлов, выделение красок и т. д.), держали их в глубочайшей тайне и передавали только избранным ученикам, а сами операции проводили в храмах, сопровождая их пышными мистическими церемониями. После покорения этой страны многие тайны жрецов стали известны древнегреческим учёным, которые считали, что имитация драгоценных металлов есть настоящее «превращение» одних веществ в другие, соответствующее законам природы. Словом, в эллинистическом Египте произошло соединение представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов - то, что впоследствии было названо алхимией.
Около 640 г. н. э. Египет захватили арабы, а уже в начале VIIIв. их власть установилась на огромной территории – от Гибралтара до Индии. Научно-практические знания и культура, усвоенные арабами в покорённых странах (и особенно в Египте), к XIIв. достигли Европы. В этом большую роль сыграла торговля между государствами арабского Востока и европейскими странами. Химические знания, пришедшие в Европу от арабов, стали называть арабским словом «алхимия».
Греческий алхимик Зосима – автор многих научных сочинений, в том числе и алхимических («Имут», где говорится о происхождении алхимии;» О хорошем качестве и составе вод», где описывается получение живительной воды). Его считают одним из основателей алхимии.
Среди арабских алхимиков одним из виднейших был принц Калида ибн Казид (ок. 660-704), проведший большую часть жизни в Египте. Он приказал перевести на арабский язык все известные алхимические сочинения.
Но истинным «царём науки» арабы называли великого учёного Джабира ибн Гайяна (ок. 721-815), известного в Европе под именем Гебер. Знакомый с учениями древних, он стал последователем Аристотеля, взгляды которого на элементы-качества были переосмыслены арабами.
Гайян считал, что металлы состоят из двух основных частей (элементов) : серы, являющейся носителем горючести и изменчивости, и ртути – «души» металлов, носителя металличности (блеска, твёрдости, плавкости), а основными химическими процессами являются горение и плавление. Самыми благородными металлами являются золото и серебро, в состав которых входят сера и ртуть в наичистейшим виде и в самой оптимальной пропорции. Разнообразие последних зависит от количественного соотношения серы и ртути и от примесей. Но в природе этот процесс соединения идёт очень медленно, и, чтобы ускорить его, надо добавить «медикамент» (особый препарат), тогда превращение займёт около 40 дней; если же использовать «элексир», то весь процесс получения золота займёт всего 1 час!
Изучал Гайян и свойства, а также способы приготовления многих солей: купоросов, квасцов, селитры и др. ; знал получение кислот: азотной, серной, уксусной; при проведении опытов прибегал к перегонке, обжигу, возгонке, кристаллизации. Он считал, что практика и опыты для алхимиков имеют первоступенную важность, без них успех невозможен. Труды Гайяна («Книга семидесяти», «Книга ядов», «сумма совершенств», «Книга о печах») изучалось много веков.
Учеником прославленного Гебера считал себя крупнейщий арабский алхимик Абу Бакр Мухаммед ибн Закарийа ар-Рази (865-925), автор «Книги тайн» и «Книги тайны тайн». Он первый провёл классификацию известных в то время веществ, разделив их на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные.
Ар-Рази признавал трансмутацию неблагородных металлов в благородные, признавал элементы металлов – серу и ртуть, но, не ограничиваясь этим, ввёл дополнительный третий – элемент «соляной природы», являющийся носителем твёрдости и растворимости. Это учение о трёх элементах (сера, ртуть, соль) широко распространилось среди европейских алхимиков.
Как и Гайян, ар-Рази считал, что целью алхимии должно быть познание свойств веществ, освоение всевозможных операций над ними, изготовление различных аппаратов для осуществления этих операций. В этой практической, а не отвлеченно-мистической направленности как раз и выразилась специфика учения арабских алхимиков.
Идея превращения неблагородных металлов в благородные нашла много приверженцев в Западной Европе. И вот за толстыми стенами, в сырых подвалах, в уединённых кельях пытаются ускорить процесс «совершенствования» металлов. Неблагородные металлы расплавляют, смешивают друг с другом, окрашивают, закапывают в землю, но тщетно! Почему же не получается золото?
Возможно, этот процесс сверхъестественный? Над металлами произносятся заклинания; на полу, на стенах изображаются магические формулы. . . и опять неудача.
А может быть, вся суть заключается в пятом элементе –«квинта эссенции», получившем множество различных возвышенных и таинственных имён? Только он один мог превратить любой металл в золото, дать человеку вечную жизнь и молодость. Теперь усилия алхимиков сосредотачиваются на получении философского камня. Были созданы сотни зашифрованных рецептов, большинство из которых до сих пор не удалось разгадать, не говоря уже об экспериментальной проверке.
Альберт Великий полагал, что трансмутация металлов заключается в происходит вида и плотности. Изменение же свойств металлов происходит под действием мышьяка (окрашивает металлы в жёлтый цвет) и воды (сжимаясь и уплотняясь, она увеличивает плотность металлов). Описывая проведение алхимических операций, он приводит ряд правил, которым надо следовать в работе: хранить молчание, скрываться от глаз людских, соблюдать время и т. д.
В XVIв. особой популярностью пользовались сочинения Василия Валентина («могущественный царь»): «О тайной философии», «О великом камне древних мудрецов», «Триумфальная колесница антимония». Правда, все попытки установить подлинное имя автора не удались; видимо, под этим псевдонимом писал неизвестный алхимик, возможно, не один.
Признавая трансмутацию металлов и начала алхимиков, Василий Валентин особо подчеркивал, что алхимические элементы металлов не имеют ничего общего с реальными элементами того же названия:
Но не все средневековые учёные принимали основные теоретические положения алхимиков. И одним из таких учёных был Авиценна. Этим латинским именем называли знаменитого арабского философа и врача абу Али ал- Хусейна ибн Сину (980-1037), таджика по национальности, родившегося недалеко от Бухары. Он создал около 300 трудов, и некоторые из них («Медицинский канон», «Книга исцеления», «Книга знаний») пользуются известностью и в настоящие время. Им описана почти тысяча различных веществ, среди которых были металлы, Авиценна считал серу и ртуть, но отрицал возможность превращения одного металла в другой, поскольку полагал, что для этого нет путей.
Не верил в трансмутацию и алхимические начала величайший итальянский учёный и художник Леонардо да Винчи (1452-1519), поставивший своей целью «постичь происхождение многочисленных созданий природы». Он опирался на эксперимент, который он считал посредником «между искусной природой и родом человеческим» и который «должно производить многократно, чтобы какое-нибудь случайное обстоятельство не повлияло бы на его результаты».
В поисках условий для осуществления таинственной трансмутации алхимики разработали такие важные методы очистки веществ, как фильтрация, возгонка, дистилляция, кристаллизация. Для проведения экспериментов они создали специальные аппараты- водяную баню, перегонный куб, печи для нагревания колб; ими были открыты серная, соляная и азотная кислоты, многие соли, этиловый спирт, изучены многие реакции (взаимодействие металлов с серой, обжиг, окисление и т. д.).
Но чтобы превратить алхимические учение в положения научной химии, необходимо было «очистить» его от мистических наслоений, поставить на подлинную экспериментальную основу, детально исследовать состав веществ. Начало этому сложному и длительному процессу положили иатрохимики(от иатрос– врач) и представители технической химии.
Развитие иатрохимии, металлургии, красильного дела, изготовление глазурей и т. д. , усовершенствование химической аппаратуры – всё это способствовало тому, что эксперимент постепенно становится основным критерием истинности теоретических положений. Практика же, в свою очередь, не могла развиваться без теоретических представлений, которые должны были не только объяснить, но и предсказывать свойства веществ и условия проведения химических процессов.

От алхимии к научной химии.

Новому пониманию предмета химического познания способствовало возрождение античного атомизма. Здесь важную роль сыграли труды французского мыслителя П. Гассенди. Он не только воскресил атомистическую теорию, но, по словам Дж. Бернала, превратил её «в учение, куда вошло всё то новое в физике, что было найдено в эпоху Возрождения». Для обнаружения частиц, не видимых простым глазом, Гассенди использовалэнгиоскоп(микроскоп); из этого он делал вывдо, что если можно обнаружить столь мелкие частицы, то могут существовать и совсем мельчайшие, которые удастся увидеть впоследствии.
Он считал, что Бог создал определённое исло атомов, отличаю-щихся друг от друга формой, величиной и весом. всё в мире состоит из них. Как из кирпича, брёвен и досок можно построить огромное число разнообразных зданий, так и из нескольких десятков видов ато-мов природа создаёт великое множество тел. Соединяясь, атомы дают более крупные образования – «молекулы». Последние в свою очередь, объединяясь друг с другом, становятся более крупными и «доступными для ощущения». Тем самым Гассенди первым ввёл в химию понятие молекула(от латинского moles– с уменьшительным суффиксом cula).
и т.д.................