ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Организация участка технического обслуживания автомобилей. Организация технического обслуживания и ремонта тракторов с разработкой разборочно-моечного участка

Организация работ по техническому обслуживанию легковых автомобилей строится в зависимости от их принадлежности к государственному или индивидуальному сектору. Для техобслуживания автомобилей государственного сектора в автотранспортных предприятиях разрабатывают планы-графики, охватывающие весь подвижной состав автопарка. План-график составляют на месяц, за основу берут периодичность, соответствующую определенным условиям эксплуатации, с учетом фактического суточного пробега.

Организация работ по техобслуживанию автомобилей может быть бригадной или агрегатно-участковой.

Бригадная форма организации техобслуживания предусматривает создание специализированных бригад для проведения работ по всем агрегатам и узлам автомобиля в пределах данного вида техобслуживания и ремонта. При агрегатно-участковой форме организуют отдельные производственные участки, предназначенные для выполнения всех работ по техобслуживанию и ремонту определенных агрегатов и узлов автомобиля, закрепленных за данным участком.

Техобслуживание легковых автомобилей индивидуального сектора проводится на станциях технического обслуживания автомобилей (СТОА). Автомобили, поступившие на СТОА, подвергаются обязательной мойке, а затем поступают на участок приемки для определения их технического состояния. Принятые автомобили направляют в зону технического обслуживания, а затем в зону выдачи. Перед выдачей автомобиля владельцу проводится проверка объема и качества работ, которую выполняют работники отделов технического контроля, непосредственно не связанные с процессами обслуживания и ремонта.

Работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей распределяют между производственными участками в соответствии с технологической схемой выполнения работ. На станциях техобслуживания СТОА в зависимости от их специализации и объемов выполняемых работ применяют два метода организации техобслуживания: на универсальных и специализированных постах.

Метод техобслуживания на универсальных постах состоит в выполнении всех работ данного вида обслуживания (кроме уборочно-моечных) на одном посту группой исполнителей всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов. В том и другом случае каждый специалист выполняет свою часть работы в определенной технологической последовательности. При техобслуживании на универсальных постах возможно выполнение неодинакового объема работ, что характерно для СТОА, обслуживающих автомобили разных марок, когда требуется различное время для выполнения работ.

К недостаткам обслуживания на универсальных постах следует отнести сравнительно низкую производительность и необходимость многократного дублирования одноименного оборудования. Достоинством этого метода является более четкая ответственность за качество выполняемых работ и возможность совмещения работ техобслуживания с текущим ремонтом по необходимости.

При техобслуживании на специализированных постах объем работ данного вида технического обслуживания распределяется по нескольким постам. Посты и рабочие на них, а также оборудование постов специализируются с учетом однородности операций или рациональной их совместимости.

Техобслуживание на специализированных постах может быть поточным и операционно-постовым. При поточном методе специализированные посты расположены прямоточно по направлению движения автомобилей или в поперечном направлении, чаще последовательно по прямой. Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту.

Совокупность постов составляет поточную линию обслуживания. При таком способе организации технического обслуживания сокращаются потери во времени на перемещение (автомобилей и рабочих) и более экономно используются производственные площади. Для перемещения автомобилей с поста на пост в этом случае используются конвейеры.

Известным недостатком любой поточной линии обслуживания является невозможность изменения перечня объема работ на каком-либо из постов. Во избежание этого, а также чтобы обеспечить перемещение обслуживаемых автомобилей с поста на пост в установленном для поточной линии такте, предусматривают резервных «скользящих» рабочих для дополнительно возникающих операций. Часто функции «скользящих» рабочих возлагаются на бригадиров.

Для обеспечения выполнения установленного перечня (объема) работ по техобслуживанию на данном посту при нормативных затратах рабочего времени и расчетной продолжительности простоя автомобиля используют технологические карты, которые могут быть операционно-технологическими и постовыми.

Операционно-технологические карты - это перечень операций обслуживания, составленный в технологической последовательности, по агрегатам, узлам и системам автомобиля (двигатель, сцепление, коробка передач, системы питания, смазочная и т. д.).

Постовые технологические карты включают перечень работ на каждое рабочее место, выполняемых на данном месте.

На основании операционно-технологической карты составляется технологическая карта на рабочее место. Она содержит перечень операций в их технологической последовательности, выполняемых данным рабочим (исполнителем), инструментов, оборудования, описание места выполнения (сверху, снизу, сбоку), количество одноименных мест обслуживания, норму времени и технические условия.

Для обеспечения удобного доступа к автомобилю сверху, сбоку и снизу при проведении техобслуживания используются смотровые канавы, подъемники, эстакады и др. Наибольшее распространение на станциях технического обслуживания получили осмотровые канавы и электромеханические подъемники различных типов.

При проведении технического обслуживания автомобилей в автотранспортных предприятиях и на станциях технического обслуживания широко применяется диагностирование технического состояния автомобилей.

Диагностирование - это технология определения технического состояния автомобиля (агрегата, узла) без его разборки и выдача заключения о необходимости профилактики или ремонта. Диагностированию в первую очередь подвергают сборочные единицы, влияющие на безопасность движения, а также наиболее ответственные и дорогостоящие в производстве и ремонте. Диагностирование выполняют на специализированных линиях или универсальных постах. Кроме того, частично его можно органически включать в поточную линию технического обслуживания и контролировать состояние сборочной единицы в процессе выполнения работ.

Для диагностирования технического состояния агрегатов и узлов автомобиля широко применяют различные стенды и приборы, с помощью которых можно оценить техническое состояние автомобиля перед проведением операций технического обслуживания и проконтролировать качество выполненных работ.

Вопросы темы : 1. В чем сущность планово-предупредительной системы ТО легковых автомобилей? 2. Каков порядок передвижения автомобилей по станции технического обслуживания? 3. Каковы задачи диагностирования автомобиля?

За последние годы на автотранспорте получила распространение новая форма организации производства и труда - агрегатно-участковый метод организации технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей.

При этом методе в автохозяйстве организуют производственные участки, на которые возлагаются все работы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. При этом каждый производственный участок выполняет работы по одному или нескольким агрегатам и механизмам автомобиля во всех видах воздействия (ТО-1, ТО-2 и TP). Так, например, рабочие производственного участка, выполняющие работы по двигателю, производят их на постах технического обслуживания (ТО-1 и ТО-2), на постах текущего ремонта и отделении ремонта двигателей агрегатного цеха.

Производственные участки, специализирующиеся на обслуживании и ремонте определенных агрегатов, механизмов и систем автомобиля, считаются основными, а специализирующиеся по видам работ (жестяницким, сварочным, медницким, кузнечным, слесарно-механическим и др.), обслуживающие основные участки, - вспомогательными.

Для крупных и средних автохозяйств организуют восемь производственных участков с соответствующим распределением работ между ними.

№ производственного участка Наименование и виды работ
1 Техническое обслуживание и ремонт двигателей
2 Техническое обслуживание и ремонт сцеплений, коробок передач, ручного тормоза, карданной передачи, редуктора, самосвального механизма
3 Техническое обслуживание и ремонт переднего моста, рулевого управления, заднего моста, тормозной системы, подвески автомобиля
4 Техническое обслуживание и ремонт систем электрооборудования и питания
5 Техническое обслуживание и ремонт рамы, кузова, кабины, оперения и облицовки. Медницкие, жестяницкие, сварочные, кузнечные, термические и кузовные работы
6 Техническое обслуживание и ремонт шин
7 Слесарно-механические работы
8 Моечно-уборочные работы

При незначительном среднесуточном пробеге и малом количестве автомобилей в автохозяйстве, определяющих малый объем работ производственных участков и недоиспользование на них рабочих, количество производственных участков за счет их объединения может быть сокращено до четырех.

В этом случае объединяются I и II участки, III и VI и V и VII. Моечно-уборочные работы в самостоятельный производственный участок не выделяются. Данный вид обслуживания выполняется водителями.

Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей.

При выполнении технического обслуживания на поточных линиях его организуют в самостоятельный участок (например, ЕО и ТО-1) или закрепляют за соответствующими производственными участками специализированные посты линии или рабочие места, если возможна их полная загрузка.

При данной организации производства технического обслуживания и ремонта повышается ответственность исполнителей, а значит, и качество работы и надежность автомобилей.

Рис. Схема управления производством при агрегатно-участковом методе технического обслуживания и ремонта

Управление производством технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в автохозяйствах при агрегатно-участковом методе осуществляется по схеме.

В соответствии с данной схемой главный инженер осуществляет общее руководство производством. Начальник производства организует производство и эффективный его учет. На него возлагаются мероприятия, направленные на повышение качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава, снижение простоев автомобилей в текущих ремонтах, снижение стоимости технического обслуживания и ремонта и др.

Диспетчер производства осуществляет оперативное руководство всеми работами на постах технического обслуживания и ремонта автомобилей и отвечает за своевременную подготовку автомобиля к выпуску.

Механик контрольного пункта контролирует техническое состояние автомобилей как по возвращении с линии, так и при выпуске после технического обслуживания или ремонта. Начальник отдела главного механика (мастер, бригадир) обеспечивает ремонт оборудования, зданий и сооружений.

Производственный участок возглавляет и руководит им бригадир, мастер или начальник (в зависимости от назначения и объема работы участка). Руководитель организует работу участка, закрепляет рабочих по видам технического обслуживания и ремонта, перемещает рабочих с одного вида работ на другой, обеспечивает их неснижаемым фондом запасных частей, материалов и агрегатов и проводит мероприятия по повышению качества технического обслуживания и ремонта.

Техно-экономические показатели работы предприятий во многом зависят от состояния и работоспособности оборудования, организации его эксплуатации и ухода за ним, своевременного и качественного ремонта.

Важная роль в организации технического обслуживания и ремонта оборудования отводится внедрению на предприятиях системы планового технического обслуживания и ремонта оборудования (ПТОР).

Назначение системы ПТОР заключается в обеспечении планирования и реализации технического обслуживания и ремонта в определенные сроки в необходимой последовательности и объеме работ.

Система планового технического обслуживания и ремонта оборудования представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий по ведению документации технического обслуживания и ремонта; обеспечению персоналом, поддерживающим оборудование в исправном состоянии и обеспечивающим качественные показатели машин и аппаратов, установленных нормативной документацией.

В систему ПТОР входят несколько видов обслуживания и ремонта, которые отличаются друг от друга содержанием работ и использованием технических средств.

Система ПТОР предусматривает: систематическое наблюдение и периодический осмотр, позволяющие своевременно выявлять и устранять неисправности оборудования; ведение технического обслуживания оборудования во время его эксплуатации в установленных режимах; планирование и проведение технического обслуживания и ремонтов; применение прогрессивных методов ремонта с использованием средств механизации и передовых приемов восстановления деталей и узлов.

Ответственность за общую организацию и проведение мероприятий ПТОР возлагается на главного инженера и главного механика (энергетика) предприятия.

Система ПТОР включает в себя два вида работ: межремонтное техническое обслуживание и проведение в установленные сроки плановых ремонтных работ.

Техническое обслуживание оборудования . Техническое обслуживание (ТО) - это комплекс операций по поддержанию исправности и работоспособности оборудования при использовании по назначению и хранении; выполняется в процессе работы оборудования, в дни проведения дезинфекции эксплуатационным персоналом и дежурным персоналом ремонтной службы.

Техническое обслуживание в процессе использования оборудования по назначению выполняется в соответствии с инструкцией по эксплуатации (инструкцией по техническому обслуживанию), разработанной предприятием. Стоимость технического обслуживания относится за счет эксплуатационных расходов.

Состояние и работоспособность оборудования регистрируются ежесменно в журнале приемки и сдачи оборудования по сменам. Правильность ведения журнала контролируется механиком завода (цеха) 1 раз в сутки с обязательным письменным подтверждением контроля.

Регламентированное техническое обслуживание осуществляется в плановом порядке в соответствии с годовым графиком. В комплекс работ по регламентированному техническому обслуживанию входят: контроль за техническим состоянием оборудования; осмотр; устранение обнаруженных дефектов; регулировка; замена отдельных составляющих частей оборудования; чистка, смазка.

Результаты осмотра оборудования, выполняемого при регламентированном техническом обслуживании, отмечаются в журнале. Данные журнала являются исходным материалом для установления объемов работ, выполняемых при очередном плановом ремонте.

Для контроля за состоянием оборудования на предприятии не реже 1 раза в квартал (по отдельным видам оборудования - ежемесячно) проводятся осмотры оборудования инженерно-техническим персоналом службы главного механика и энергетика.

Виды ремонта . Система ПТОР предусматривает следующие виды ремонта: текущий (Т 1 ; Т 2) и капитальный (К).

Текущие ремонты оборудования осуществляются как в ремонтный период, так и в период эксплуатации оборудования для обеспечения восстановления его работоспособности; состоят в восстановлении или замене отдельных деталей и сборочных единиц.

В зависимости от характера и объема работ текущие ремонты подразделяются на первый текущий (Т 1) и второй текущий (Т 2).

Капитальный ремонт осуществляется с целью полного восстановления или близкого к полному ресурсов оборудования с заменой или без замены его частей.

Стоимость текущих и капитальных ремонтов относится за счет средств фонда ремонта, создаваемого на предприятиях по нормативам затрат на ремонт.

Характер и объем работ, выполняемых при капитальном и текущих ремонтах, устанавливаются в соответствии с ведомостью дефектов и уточняются в процессе разборки и ремонта оборудования. Работы, направленные на повышение технических и технологических параметров, относятся, в зависимости от объемов, к модернизации или реконструкции. Планируются они на момент проведения капитального ремонта и финансируются за счет капитальных вложений с увеличением балансовой стоимости основных фондов. Ответственность за их проведение возлагается на главного инженера предприятия.

Формы организации ремонта . В спиртовой отрасли приняты внутризаводские и межзаводские формы организации ремонтного производства.

При внутризаводской форме предусматривается централизованное проведение ремонтов оборудования силами ремонтно-механического цеха (электроцеха) предприятия.

В ремонтный период для достижения высокой производительности труда, повышения ответственности исполнителей за ремонт конкретного оборудования в состав ремонтной бригады включаются рабочие, обслуживающие данное оборудование. При этом для бригад следует подбирать однотипное оборудование, что позволит более рационально использовать квалификацию рабочих, приспособления и инструмент. Распределение работы среди членов бригады осуществляет бригадир по согласованию с механиком завода (цеха). Объекты ремонта распределяются главным механиком по согласованию с главным инженером завода. Списки ремонтных бригад с закрепленными за ними объектами ремонта утверждаются приказом директора.

При межзаводской форме организации ремонтных работ предусматривается:

проведение агрегатного ремонта сложного, крупногабаритного и уникального оборудования в целом и отдельных узлов на специализированных ремонтных заводах, в цехах и на пусконаладочных предприятиях;

централизованное обеспечение предприятий запасными деталями и сборочными единицами отраслевого назначения, а также унифицированными деталями и сборочными единицами, поступающими от машиностроительных заводов, выпускающих соответствующие виды оборудования, и от специализированных заводов по производству запасных частей.

Формы организации ремонта на предприятиях спиртовой отрасли применяются в зависимости от условий организации ремонтных служб.

На предприятиях применяются следующие методы ремонта:

обезличенный, при котором не сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру оборудования. По организации выполнения этот метод ремонта может быть агрегатным (неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными) и детальным (заменяются или восстанавливаются отдельные детали, вышедшие из строя);

необезличенный метод ремонта, при котором сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному экземпляру оборудования.

Выбор метода осуществляется исходя из условий наибольшего производственного и экономического эффекта.

Планирование и выполнение ремонтов . Все виды ремонтных работ подлежат планированию. Выполнение плана ремонта является обязательным для предприятий так же, как и выполнение плана выпуска основной продукции.

План ремонта оборудования, контролируемого Госгортехнадзором, составляется отдельно от плана ремонта технологического, энергетического и общезаводского оборудования, не должен быть с ним увязан.

Годовой план ремонта является составной частью техпромфинпланов. Объем и номенклатура ремонтных работ должны обеспечивать бесперебойную и эффективную работу парка технологического, энергетического и общезаводского оборудования. Трудоемкость и стоимость работ сопоставляются с соответствующими показателями техпромфинплана и предусматривают загрузку рабочих и оборудования ремонтной и привлекаемых к ремонту служб. Ремонт начинается после окончания производственного периода.

Перенос срока остановки оборудования на ремонт производится в исключительных случаях с разрешения главного инженера предприятия, а для оборудования, подведомственного Госгортехнадзору, согласовывается с региональными органами Госгортехнадзора.

Годовой план ремонта составляется службой главного механика (энергетика) с учетом данных о наличии оборудования и перечня работ (форма 5); дела оборудования; журналов приемки и сдачи оборудования по сменам, результатов его осмотра при плановом техническом обслуживании; ведомости дефектов; отчетов о ранее выполненных ремонтах; нормативов периодичности и продолжительности текущих и капитальных ремонтов (формы 3, 4); заявок производственных цехов; длительности остановки предприятия на ремонт.

На основании годового плана ремонта оборудования определяют общий объем ремонтных работ по предприятию в целом.

Каждое предприятие обязано составить годовой и месячный графики плановых ремонтов.

Годовой график плановых ремонтов по предприятию составляется службой главного механика (энергетика) и утверждается главным инженером.

Месячные графики составляются службой главного механика на основе годового с уточнением даты остановок на ремонт и их продолжительности. В месячный график при необходимости включаются ремонты, не предусмотренные годовым.

Месячный график утверждается главным инженером предприятия и является основным документом, регламентирующим проведение ремонтов оборудования и планирование работы производства в данном месяце.

На каждую единицу оборудования, подлежащую капитальному или текущему ремонту с периодичностью один год и более, службой главного механика составляется смета затрат на ремонт.

Расчет сметы производится по статьям расхода: основная заработная плата рабочих; премии; материалы, полуфабрикаты, готовые изделия (покупные и собственного производства); цеховые расходы; общезаводские расходы.

Заработная плата и премии рассчитываются в соответствии с действующими на предприятиях нормативами по тарифной сетке и положением о премировании за качественное выполнение и сокращение сроков ремонта.

Расходы по статье "Материалы, полуфабрикаты, готовые изделия" определяются по объектным нормам расхода материала на ремонт данного вида оборудования или на основании имеющегося опыта организации ремонта оборудования на предприятии.

Цеховые и общезаводские расходы определяются в процентном отношении к основной заработной плате ремонтных рабочих в соответствии с техпромфинпланом предприятия.

Тарификация работ при ремонте оборудования проводится по тарифно-квалификационному справочнику, содержащему производственные характеристики всех типов работ с установленными для них тарифными разрядами.

За условную единицу принимается объем работ по капитальному ремонту с установленным нормативом трудозатрат (в чел.-ч) на единицу ремонтосложности (табл. 1).

Нормы запасных частей на ремонт и эксплуатацию . Номенклатура запасных частей устанавливается на основе анализа их расхода и исходя из сроков службы деталей и сборочных единиц.

В номенклатуру запасных частей входят:

детали и сборочные единицы, срок службы которых не превышает продолжительности межремонтного периода;

детали и сборочные единицы, расходуемые в большом количестве и срок службы которых превышает продолжительность межремонтного периода;

детали и сборочные единицы, трудоемкие в изготовлении, заказываемые сторонней организации и лимитирующие эксплуатацию оборудования;

детали и сборочные единицы к импортному оборудованию, независимо от срока службы;

покупные изделия (шарикоподшипники, манжеты, ремни, цепи).

Нормы расхода разрабатываются согласно номенклатуре запасных частей и рассчитываются исходя из количества деталей или сборочных единиц на единицу оборудования и срока их службы.

Номенклатура запасных частей для каждого вида оборудования составляется службой главного механика и вносится в дело оборудования.

Нормы хранения запасных частей . В течение года на складе предприятия хранятся запасные части, покупные изделия и материалы в количестве, обеспечивающем ремонт и эксплуатацию оборудования. По мере расходования их запас восстанавливается.

Нормы складского запаса определяются в соответствии с нормами годовой потребности в запасных частях по каждому виду оборудования. При определении норм запаса не допускается образование неоправданно больших запасов отдельных деталей.

Нормы запаса рассчитываются на основании анализа номенклатуры запасных частей с учетом усредненных сроков службы деталей на единицу оборудования, а также времени на возобновление запаса.

Количество запасных частей одного наименования, подлежащих хранению на складе предприятия, определяется по формуле

З = BОHК/C 3 ,

где В - количество однотипных запасный частей в единице оборудования; О - количество единиц однотипного оборудования; И - периодичность поступления деталей от изготовителя, мес (обычно 3, 6, 12 мес); К - коэффициент понижения, учитывающий однотипность деталей в группе оборудования; С 3 - срок службы запасной части, мес.

Значение К приведено ниже.


Пересмотр и корректировку номенклатуры и норм хранения запасных частей предприятие производит по предложениям службы главного механика не реже 1 раза в год, в первоначальный период создания парка запасных частей (в течение первых двух-трех лет) и не реже 1 раза в два года - в дальнейшем.

Ответственность за своевременное и полное обеспечение предприятия всеми необходимыми материалами и запасными частями возлагается на начальника службы материально-технического снабжения, а за обеспечение запасными частями, изготовляемыми в ремонтно-механических мастерских (РММ), - на главного механика предприятия.

Контроль за условиями хранения и состоянием парка запасных частей на предприятии осуществляет служба главного механика.

Организация текущего ремонта подвижного состава является одной из наиболее актуальных задач АТО. Простои автомобилей в ремонте и ожидании его очень высоки, вследствие чего до 25 % автомобильного парка ежедневно не выпускается на линию. Сни­жение качества ТР вследствие его слабой организации ведет к умень­шению межремонтных пробегов и, следовательно, к росту объема ТР. На рис. 6.2 представлена схема процесса ТР автомобилей.

Следовательно, важнейшей задачей организации ремонта явля­ется снижение времени простоя автомобилей в ТР и его ожидании.

Текущий ремонт автомобиля производится одним из двух ме­тодов: агрегатным или индивидуальным.

При агрегатном методе ремонт автомобилей производится пу­тем замены неисправных агрегатов исправными, ранее отремон­тированными или новыми из оборотного фонда. Неисправные аг­регаты после ремонта поступают в оборотный фонд. В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целе­сообразнее устранить непосредственно на автомобиле в межсмен­ное время (когда для производства ремонта достаточно межсмен­ного времени), замены обычно не производят.

Агрегатный метод позволяет сократить время простоя автомо­биля в ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, как правило, требует меньшего времени, чем демонтажно-монтажные работы, производимые без обезличивания агрегатов и узлов.

При агрегатном методе ремонта возможно, а часто и целесооб­разно ремонт агрегатов, механизмов, узлов и систем производить вне данной организации, в специализированных ремонтных орга­низациях.

При индивидуальном методе ремонта агрегаты не обезличива­ются. Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после восстановления ставят на тот же автомобиль. При этом время простоя автомобиля в ТР больше, чем при агрегатном методе. В этом случае ресурс агрегатов, узлов и деталей используется в большей мере, так как достигается лучшая соосность и подгонка в поса­дочных местах.

Организация производства в зонах ТР возможна на основе двух методов: универсальных и специализированных постов.

Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных спе­циальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации.

Метод специализированных постов предусматривает выполнение работ на нескольких, специализированных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и др.) постах.

Универсальный пост ТР обычно представляет собой смотровую канаву, оснащенную оборудованием, обеспечивающим вы­полнение любых работ ТР на автомобиле.

Каждый специализированный пост оснащается оборудовани­ем в соответствии с характером выполняемых на нем работ. Спе­циализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудо­вании, улучшить условия труда, использовать менее квалифици­рованных рабочих, повысить качество работ и производительность груда на 20...40%.


Рабочие места для замены и ТР двигателей грузовых автомоби­лей, как правило, организуют на изолированных стандартных осмотровых тупиковых канавах. Специализированные рабочие посты идя ТР двигателей могут быть двух типов: для снятия и установки двигателей и для ТР двигателей на автомобилях. Они различаются оснащением и числом одновременно работающих исполнителей.

Рабочий пост для ТР двигателей целесообразно размещать вблизи моторного (агрегатного) участка, рядом с участком комплек­тования, проверки и обкатки двигателей. Пост целесообразно оснастить диагностическим оборудованием для обеспечения конт­роля и регулировки после проведения работ ТР. Узлы и детали двигателя, снимаемые при текущем ремонте (головка блока, водяной насос, клапаны, пружины и т. д.), очищают и ремонтиру­ют в моторном (агрегатном) участке.

Рабочие посты, специализированные по ремонту других агре­гатов и систем, организуют аналогично универсальным постам, со специализацией оборудования. Специфика ТР газовой ап­паратуры требует создания специализированных постов и организации работы на них специальных ремонтных рабочих.

В числе специализированных постов создаются и оснащаются посты для производства ряда диагностических и регулировочных работ. Необходимость их организации вызвана применением при выполнении работ ТР специального диагностического оборудования. К таким постам, организуемым исходя из экономических соображений и повышения качества работ, относятся:

посты диагностики и регулировки тормозов автомобилей, обо­рудованные роликовыми тормозными стендами;

посты диагностики и регулирования углов установки колес автомобилей, оборудуемые оптическими стендами.

При организации технологических процессов на производственных участках учитывают следующие принципы:

1) специализация производственных участков производится по технологии работ (слесарные, кузнечные, сварочные, малярные и т.д.) и по группам агрегатов, узлов, деталей автомобиля (агрегатные, электротехнические, аккумуляторные и т.д.);

2) обеспечение коротких производственных связей между зоной ТР и каждым производственным участком (складами запас­ных частей, агрегатов и участками), которых стремятся добиться при организации производственных участков;

3) обеспечение технологической последовательности операций текущего ремонта автомобилей.

Организация работы в каждом производственном участке про­изводится в соответствии с технологической последовательнос­тью операций ТР. Принятая технологическая последовательность определяет выработку организационных и планировочных решений производственных участков по ТР автомобилей. Примеры решений далее представлены по участкам и отделениям.

Агрегатный участок производит ремонт большинства агрегатов автомобиля (двигателя и его узлов, сцепления коробки передач, карданной передачи, заднего и переднего мостов, рулевого управления и др.), причем в основном заменой неисправных деталей. Такое распределение позволяет специализировать рабочих на ремонте двигателей как наиболее сложном агрегате.

Технологический процесс ремонта включает: мойку агрегата; подразборку в соответствии с объемом ремонта; мойку снятых деталей и их дефектовку; сортировку деталей и их комплектовку после ремонта; сборку и испытание агрегата. Разборочно-сборочные работы в агрегатном участке, как правило, проводят на спе­циализированных стендах, обеспечивающих возможность подхо­да к ремонтируемому агрегату с разных сторон, а также поворот и наклон агрегата для удобства работы.

Электротехническое отделение. В электротехническом отделении проводят ремонт и контроль генераторов, стартеров, приборов зажигания, контрольно-измерительных приборов и другой аппа­ратуры. Разборка-сборка агрегатов электрооборудования проводится в основном на верстаках с применением универсального инстру­мента и специальных приспособлений. Ремонт деталей и узлов включает замену обмоток и изоляции, припайку проводов, сле­сарные работы.

Аккумуляторное отделение состоит из четырех зон: кислотной (по приготовлению электролита); зарядной; ремонтной (по ре­монту и проверке батарей); аппаратной (для размещения аппара­туры для заряда батарей). В зависимости от размеров АТП указан­ные зоны размещают: в отдельных четырех помещениях; в двух помещениях, объединяя первую со второй и третью с четвертой зоной; в одном помещении, организуя работы первой и третьей зон в шкафах с индивидуальной вытяжной вентиляцией.

Слесарно-механический участок. В нем проводят восстановление и изготовление относительно простых деталей и сборку узлов в основном для зоны ТР и агрегатного участка.

В слесарно-механическом участке обрабатывают детали под ре­монтные размеры, изготавливают крепежные и другие детали (бол­ты, шпильки, втулки и др.), подготавливают детали к сварке и обрабатывают после сварки и т.п. В общей трудоемкости ТР слесарно-механические работы составляют 4... 12 %.

Медницкое отделение. Медницкие работы составляют примерно 2 % объема работ по ТР и предназначены для восстановления герметичности деталей, изготовленных в основном из цветных материалов. В нем производится ремонт радиаторов, топливных трубок, бачков и восстановление других деталей пайкой.

Сварочно-жестяницкий участок. Сварочные работы предназна­чены для ликвидации трещин, разрывов, поломок, а также при­крепления кронштейнов, уголков и т. п. Применяют электродуговую и газовую сварку.

Карбюраторный участок. В крупных АТО работы по ремонту системы питания могут выполняться в карбюраторном участке. В мелких организациях эти работы могут объединяться с электромеханическими работами. Карбюраторный участок специализируется на проведении контроля, регулировки и ремонта карбюраторов, фильтров и т.д. При наличии в АТО автомо­билей, имеющих карбюраторные и дизельные двигатели, могут быть два территориально разделенных отделения.

Шиномонтажный и шиноремонтный участки. В них проводят демонтаж шин с колес, правку дисков и запорных колец, окраску дисков, контроль и мелкий ремонт шин, вулканиза­цию камер, монтаж и балансировку колес.

Участок по ремонту газовой аппаратуры. Для ремонта газовой аппаратуры автомобиля создается специализированный участок. В нем проводятся контроль, регулировка и ремонт редукторов вы­сокого и низкого давления, газовых и бензиновых клапанов, филь­тров и другой газовой аппаратуры.

Обойный участок. В нем осуществляется ремонт и изготовление подушек, спинок, сидений и внутренней обивки кузовов, зимних чехлов на радиаторы и капоты двигателей, а также чехлов сиде­ний и тентов.

Столярно-кузовной участок. В нем производится ремонт и изго­товление кузовов грузовых автомобилей, деревянных частей ка­бины, оковки крюков и других деталей. Часто про­водят и арматурные работы (ремонт стеклоподъемников, дверных ручек, петель, замков и др.).

Кузнечный участок. В кузнечном участке проводят ремонт и из­готовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клеп­ка, ковка деталей) и ремонт рессор. Основная доля работ связана с ремонтом рессор - заменой сломанных листов, рихтовкой (восстановлением первоначальной формы) листов, имеющих понижен­ную упругость. Собранные рессоры испытывают нагрузкой. Кроме того, в кузнечном участке изготавливают различного вида стре­мянки, хмуты, кронштейны.

Малярный участок. Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, поэтому в малярный участок автомобили поступают после выполнения всех видов работ.

При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске. Ок­раска и сушка автомобилей производятся в специальных камерах.

Для выполнения отдельных видов или группы работ ТО и ТР подвижного состава с учетом их проти­вопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать от­дельное помещение для выполнения следующих групп работ ТО и ТР подвижно­го состава:

а) моечных, уборочных и других работ комплекса ЕО, кроме заправки авто­мобилей топливом;

б) постовых работ ТО-1, ТО-2, общего диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР;

в) постовых работ углубленного диагностирования;

г) агрегатных, слесарно-механических, электротехнических и радиоремонт­ных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологи­ческого оборудования, приспособлений и производственного инвентаря;

д) испытания двигателей;

е) ремонта приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей;

ж) ремонта аккумуляторных батарей;

з) шиномонтажных и вулканизационных работ;

к) кузнечно-рессорных, медницко-радиаторных, сварочных, жестяницких и арматурных работ;

л) деревообрабатывающих и обойных работ;

м) окрасочных работ.

Одним из методов организации производства технического обслуживания и ремонта в настоящее время наиболее прогрессивным в особенности для малых предприятий, является агрегатно-участковый метод.

Сущность агрегатно-участкового метода организации производства состоит в том, что все работы по техническому обслуживанию подвижного состава агрегатного участка распределяются между производственными участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы.

Основные организационные принципы этого метода:

  • - каждый из производственных участков выполняет все работы по техническому обслуживанию одного или нескольких агрегатов по всем автомобилям агрегатного участка;
  • - работы, закреплённые за основными производственными участками, выполняются на постах технического обслуживания;
  • - обмен информации между отделом управления и бригадами технического обслуживания номер один и номер два и участком по ремонту заднего моста осуществляется посредством двусторонней диспетчерской связи, средствами автоматики и телемеханики.

Агрегатно-участковый метод организации производства технического обслуживания предусматривает тщательный учёт всех элементов производственного процесса, а также расхода запасных частей и материалов.

Выбор метода организации технологического процесса на агрегатном участке.

Схема технологического процесса на агрегатном участке и объекте проектирования бригады, выполняющие техническое обслуживание агрегатов, комплектуются из рабочих необходимых специальностей. При такой организации работ обеспечивается технологическая однородность каждого участка, облегчается маневрирование внутри него людей, инструмента, оборудования, упрощаются руководство и учёт количества выполненных тех или иных видов работ.

Схема технологического процесса на агрегатного участка представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема технологического процесса на агрегатном участке

Альтернативным считается второй метод- осуществление работ непосредственно в самом участке. Комплекс работ агрегатного участка включает в себя ряд мероприятий по определению технического состояния валов, шеек, торцов, плоскостей и заключение о износе или отклонении от формы. Эти работы выполняются, в том числе, и при помощи индикатора часового типа.

Например, при диагностировании зазора в рулевом механизме червяк - глобоидальный ролик индикатор контролирует ход сошки при отсоединенной рулевой тяге.

Приспособление для крепления индикатора часового типа должно отвечать ряду требований: три степени свободы индикатора и максимальная жесткость системы СПИД (станок- приспособление- инструмент- деталь).

Агрегаты трансмиссии (за исключением ДВС) с точки зрения теории машин и механизмов относятся к преобразующим крутящий момент - силовым (КП, карданный вал, главная передача) или кинематическим (рулевое управление).

В основным выходным параметрам таких агрегатов относится коэффициент полезного действия (КПД). Его можно охарактеризовать следующими диагностическими параметрами и признаками:

усилие или момент сопротивления при прокручивании входного вала при свободном выходном валу;

свободный выбег в две стороны на ровной асфальтобетонной дороге с установленной скорости без торможения;

число оборотов роликового стенда до полной остановки с установленной скорости без торможения;

потери на трение в агрегате трансформирующиеся в тепловые, оцениваемые по температурному режиму.

Структурные параметры, характеризующие техническое состояния это зазоры, степень износа поверхностей, твердость поверхности, состояние крепежных элементов и т.д. Они характеризуются следующими диагностическими параметрами и признаками:

суммарный угловой люфт в агрегате (большим достоинством этого простого параметра является его безразборное определение в сравнении с контролем линейных зазоров, требующим доступа к шестерням, шлицам и т.д.);

вибро-акустические признаки, определенные качественно (сила и характер стуков и шумов);

вибро-акустические параметры, измеренные инструментально (частота, амплитуда стуков и шумов);

продукты износа деталей по "методу металл в масле";

для агрегатов, имеющих электронное управление (автоматические коробки передач, системы противобуксования) добавочно имеются коды самодиагностики в основном характеризующие состояние цепей датчиков.

Для рулевого управления основными диагностическими параметрами являются:

суммарный угловой люфт измеренный по одному из методов:

по величине поворота рулевого колеса при приложенном усилии (обычно зависит от класса ДТС и составляет 7,4-12,8 Н);

по величине поворота рулевого колеса до начала поворота колес, установленных на поворотной площадке;

люфты (их отсутствие) в шаровых опорах рулевой трапеции;

зазоры (их отсутствие) в креплении картера рулевого механизма к раме или к кузову;

люфты в рулевом механизме:

в рабочей паре;

в подшипниках.

При наличии гидроусиления дополнительно:

прогиб ремня привода;

уровень масла;

давление, развиваемое насосом;

давление, развиваемое в правой и левой полости в крайних положениях рулевого колеса;

усилие сопротивления и т.д.

Обзор диагностической аппаратуры

Люфтомер - прибор контроля суммарного люфта рулевого управления автомобилей. Измеряет угол поворота рулевого колеса до момента трогания управляемых колес согласно ГОСТ 25478-91. Механический, градусная шкала.

Метод измерения заключается в определении угла поворота рулевого колеса при заданном усилии (0,75; 1,0; 1,25) кгс в зависимости от массы автомобиля. Электронный, цифровые показания.

  • -Измерение суммарного люфта рулевого управления в диапазоне 0-120 град. при нормированных усилиях 7,35 Н; 9,8 Н; 12,3 Н
  • -Расчет среднего значения люфта по результатам отдельных измерений
  • -Память результатов и сохранение последнего после отключения питания
  • -Сохранение результатов и расчет среднего значения
  • -Хранение конечного результата после отключения питания
  • -Автоматическая передача результатов в компьютер по RS-232
  • -Основная погрешность 2,5 %
  • -Автономное питание от собственного аккумулятора
  • -Габаритные размеры 414х145х127 мм
  • -Масса 3 кг

Агрегаты и узлы поступающие из зоны технического ремонта на агрегатный участок.

Агрегатный участок предназначен для:

операций мойки агрегатов и узлов,

разборки,

дефектации деталей с последующей отправкой на утилизацию,

комплектации узлов и их сборки,

регулировки,

Участок может быть совмещен с моторным.

Технический процесс организован следующим образом. На электропогрузчике, тельфере либо ручной тележке агрегаты в сборе поступает на участок, где отправляются на мойку. После установки на стенд для сборки-разборки их разбирают, узлы разбирают на верстаках. Производят измерения, дефектуют детали.

Детали не подлежащие ремонту утилизируют, ремонтопригодные отправляют на слесарно-механический, сварочный и другие участки, годные на комплектацию. Отремонтированные детали, годные, поступившие со склада комплектуют и собирают агрегаты по техническим условиям на сборку.

Для сборки и разборки агрегатов применяются средства механизации, такие как ручной инструмент (гайковерты, дрели), пневматические и гидравлические прессы, съемники и оправки. Это оборудование повышает производительность и устраняет повреждения деталей при разборке-сборке.

Для соблюдения технических условий имеется измерительный и контрольный инструмент. Это динамометрические ключи для контроля момента затяжки, штангенциркули, микрометры, индикаторы и щупы для контроля линейных размеров, центра для проверки биения и дисбаланса.

Агрегатный участок характеризуется рядом вредных и опасных факторов, таких как механические травмы при использовании инструмента, падение тяжелых деталей, электротравмы. Важным условие является достаточная освещенность участка в целом и отдельных мест.

Для проектирования предпочтительнее второй метод.