Основной грузовик основного противника
Сергей Шумаков
На страницах нашего портала мы уже рассказывали и советском военном грузовике , и о труженике фронтовых дорог американском . Однако без внимания остался основной грузовик основного противника, и это не замедлили заметить наши читатели, которые с тех пор так и просят нас рассказать об основном грузовике Вермахта. Выполняя эти многочисленные просьбы, мы сегодня и расскажем об автомобиле Opel Blitz .
А рассказ об этом автомобиле мы начнем с одной интересной и поучительной истории. В 1944 году, во время операции «Багратион», отступающий от советских войск немецкий батальон остановился в одном белорусском селе. В батальоне к тому времени оставалось 16 исправных автомобилей. И вот ночью, когда немцы расположились в селе на ночлег, местные пацаны спёрли у каждого из автомобилей заводные ручки. На рассвете гул наступающих «» разбудил немцев. Те кинулись к машинам, чтобы немедля броситься наутёк, но завести не смогли. Через полчаса русские танки окружили село с трех сторон, и немцам пришлось отходить в пешем порядке. Шестнадцать единиц техники достались наступавшим советским войскам. Такое могло произойти лишь потому, что автомобиль Opel Blitz не был оснащен электростартером и имел зажигание от магнето.
Значение грузового автомобиля в войну
трудно переоценить. Танки и бронетранспортёры без них беспомощны. Это
показали уже первые дни войны. Мало кто знает, что войска Юго-Западного
фронта уже 23 июля 1941 года перешли в контрнаступление, которое успешно
продолжалось до 28-30 числа. И немцы побежали. Более того, 8-й мехкорпус,
соединившись с 15-м в районе Дубно, и наши танкисты взяли в окружение
11-ю и 16-ю немецкие танковые дивизии. Однако в самый разгар операции у
наших танков закончилось и горючее, и снаряды, из-за чего экипажам
пришлось бросить танки и отходить к Киеву пешком по лесам. Всё это
произошло из-за того, что хозяйственники ошиблись в расчетах,
предоставив каждой танковой дивизии лишь 160 и полуторок. Но даже
эти автомобили к началу войны не успели мобилизовать из народного
хозяйства.
У немцев же на обеспечение только пехотной дивизии предназначалось около 500 грузовиков, а танковые и моторизованные дивизии обеспечивались 1600-1800 автомобилями. Вот почему у немцев горючее и боеприпасы почти никогда не заканчивались, а у наших до самого 1943 года постоянно были перебои с подвозом.
Автомобиль Opel Blitz считается лучшим трехтонным грузовым автомобилем Вермахта и, в то же время, это единственный грузовик, который выпускался на протяжении всей войны вплоть до поражения Германии. Производство осуществлялось на специально построенном автозаводе фирмы Opel в Бранденбурге – «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 г. к выпуску этого автомобиля подключилась и фирма Daimler-Benz. Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков «Опель-Блиц» примерно сто тысяч были поставлены Вермахту и войскам СС, остальные использовались в оборонных отраслях народного хозяйства Германии.
Один из Блитцев, захваченных в
На Opel Blitz был установлен шестицилиндровый карбюраторный райхенмотор (Reihenmotor – рядный двигатель) от легкового автомобиля
Opel Admiral рабочим объемом 3626 кубических сантиметров. Диаметр его цилиндра составлял 90 мм, ход поршня – 95 мм. При 3120 оборотах в минуту мотор выдавал 73,5 лошадиных силы мощности, что совпадало с аналогичным показателем у , но при меньшем в 1,41 раза рабочем объеме. Картер двигателя был алюминиевым, а блок и головка были выполнены из серого чугуна. На 100 километров пути автомобиль расходовал 26 литров по асфальтированному шоссе и 35 литров на грунтовке. 84-литровый топливный бак обеспечивал 320-километровый запас хода. В трансмиссии использовались сухое однодисковое полуцентробежное сцепление и пятиступенчатая коробка передач.Главным же достоинством автомобиля была высокая скорость – по хорошей дороге
Opel Blitz шел со скоростью 90 км/ч, в то время как развивал всего 50 . Причиной такого преимущества было использование в главной передаче того же передаточного числа, равного 43/10, что и в Адмирале. Однако это решение привело к тому, что резко ограничило вес буксируемого прицепа, и вообще исключило возможность использования прицепа на бездорожье.Степень сжатия также имела легковушечную величину – шесть единиц, что требовало применять бензин первого сорта и поэтому практически исключало использование трофейного бензина на Восточном фронте. Поэтому в январе 1942 года начался выпуск модификации с уменьшенной степенью сжатия в двигателе, приспособив его, таким образом, для использования 56-го бензина, и увеличенным передаточным числом в главной передаче. Мощность снизилась всего до 68 л.с., но скорость упала до 80 км/ч. А для того, чтобы сохранить прежний запас хода объем топливного бака увеличили до 92 литров, поскольку расход возрос до 30 литров по асфальту и до 40 по грунтовке.
Поскольку руководство
GM , которому принадлежал тогда Опель противилось выпуску военной продукции, к началу войны Опель Блитц опоздал – до 1940 года выпускался лишь гражданский вариант. Но в 1940 году предприятие было национализировано, и военный Блитц стал поступать в войска.
Во
фронтовых частях вермахта и войск СС грузовики Opel Blitz
использовались не только для перевозки личного состава и грузов, но и
как шасси для установки 20- и 30-мм зенитных автоматических пушек. На
базе этого же шасси было создано множество специальных машин –
передвижных радиостанций, санитарных автомобилей, различных мастерских,
автобусов и т.д. Кроме грузовика «Опель-Блиц» грузоподъемностью 3 тонны,
выпускались унифицированные с ним автомобили меньшей грузоподъемности и
с менее мощным 55-сильным двигателем от легкового 2,5 литрового
Опель-Капитана. На это пошли ради снижения расхода топлива. С этой же
целью на Блитц устанавливался также и дизельный двигатель от
В общей сложности имелось 16 типоразмеров этого грузовика. Для повышения проходимости стандартного трехтонного Opel Blitz
S был разработан и производился серийно его полугусеничный вариант Maultier – мул. В конце войны с целью сокращения трудозатрат и экономии металла при производстве грузовиков конструкция некоторых деталей была упрощена, автомобили выпускались с эрзац-кабиной, изготовленной, как и у , из дерева.
Предыдущие дни в русской
истории:
Почему руль слева?
Деградация ядерных сил США
Подвиг героев-панфиловцев
Стоит ли жалеть японцев?
Как Англия любила Россию
Зарплаты в странах СНГ
Автомат Ширяева АО-27
Смотрите также: |
|
|
|
|
|
Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил |
|
Тайна реформы 1961 года |
|
Как остановить вырождение нации |
|